- Вторая часть статьи Антона Янкового «Все о ночной фотографии и фотосъемке звездного неба».
- В рамках ночной фотографии можно выделить 2 основных подхода в фотографировании звезд:
- 1) Съемка статичных звезд, когда на итоговом снимке мы видим звезды такими же как воспринимает их наш глаз (в виде множества точечек на небе);
2) Съемка треков — фотосъемка с применением очень длинных выдержек, при которых на фотографии запечатлевается траектория движения звезд по небосводу вокруг Южного/Северного полюса Мира - Так давайте же разберем более детально каждый из этих видов фотосъемки …
Съемка статичных звезд
В астрофотографии для получения изображений статичных звезд, звездных скоплений, галактик, туманностей и т.д. используют такое приспособление как параллактическая монтировка с возможностью гидирования.
Параллактической называется такая монтировка, одна из осей которой может быть установлена параллельно оси мира, которая направлена на северный полюс.
Гидированием же называется процесс контроля и коррекции слежения фотоаппарата/телескопа за движением небесных объектов (как правило, в результате суточного вращения неба) во время экспозиции.
Это, конечно, все очень интересно, но мне почему-то кажется, что у большинства простых фотографов нет таких спец. приспособлений. Поэтому в данной статье мы рассмотрим фотосъемку лишь с использованием простого фотоштатива, а кого заинтересовала астрофотография, сможет легко найти много информации на данную тему в интернете.
Непал, национальный парк Сагарматха (Эверест), Конгде Ри (6187 м), ~3900 м | 30 сек, f/4, ISO 400, ФР 24 мм, полнолуние (Canon EOS 5D + Canon EF 24-105mm f/4 L IS USM)
- Итак, что же нам нужно знать для того, чтобы сделать снимок со статичным (без треков) звездным небом?
- Самое важное это запомнить простенькое правило «600», которое заключается в следующем: если разделить 600 на фокусное расстояние вашего объектива (в эквиваленте для 35-мм камер), то мы получим максимальную выдержку, при которой звезды будут выглядеть как точечки (а не черточки) на небе.
- Так для 15 мм максимальной выдержкой для съемки статичных звезд будет 600/15=40 сек, а для 50 мм 600/50=12 сек.
Исходя из этого правила, мы выставляем в камере полученную выдержку и по возможности ставим максимально-открытую диафрагму, которая б давала приемлемое качество картинки.
Теперь нам остается подобрать только значение светочувствительности при котором мы получим сбалансировано-проэкспонированную картинку.
Примечание. Блокировка зеркала может существенно повысить резкость для экспозиций, сравнимых по своей продолжительности со временем позиционирования зеркала (от ~1/30 до 2 секунд). С другой стороны, сотрясение зеркала ничтожно для выдержек, длительность которых намного дольше; как следствие, БЗ в большинстве случаев для ночной съёмки не критична.
Съемка треков
Съемка вращения звездного неба требует самых длинных выдержек — от 10 минут и до нескольких часов, в зависимости от фокусного расстояния и того, насколько длинные траектории вы желаете получить на снимке.
Точное же значение выдержки трудно как-то расчитать, ее можно определить только исходя из своего личного опыта и предпочтений в длине треков.
Например, я знаю, что на 50 мм для красивых треков (по моему вкусу) нужна выдержка 20-40 минут, для 24 мм где-то 90-120 минут и т.д.
Непал, национальный парк Аннапурна, головокружительные Гималаи, 2010 | 1 ч 43 мин (199 кадров x 30 сек), f/1.8, ФР 24 мм (Canon EOS 5D Mark II + Canon EF 24mm f/1.4 II L USM)
- Существует 2 основных подхода при съемке подобных сюжетов:
- 1) Съемка «одним кадром»;
2) Съемка непрерывной серии снимков с последующей их сшивкой в специализированном ПО. - До недавнего времени практически все фотографы, которые желали запечатлеть на снимке круговое вращение звезд, пользовались именно первым способом «одного кадра».
Я же настоятельно рекомендую другой вариант. Но для того, чтоб вы сами могли определиться, что предпочтительнее именно для вас, давайте разберем все недостатки первого и преимущества второго подхода.
Итак, недостатки съемки «одним кадром»:
- Сложность расчета правильной экспопары при которой снимок был бы сбалансировано проработан как в тенях так и в светах.
Грустно обнаружить пересвеченный или недоэкспонированный снимок даже после получасовой выдержки, не говоря уже о несколькочасовых экспозициях; - При использовании даже самой современной цифровой техники при сверхдлительных выдержках на снимках возникает сильный, иногда просто невыносимый цифровой шум (даже на сравнительно низких значениях ISO);
- Высокий риск появления шевеленки при столь длительных экспозициях;
- Если мы вовремя не заметили как у нас запотела передняя линза – «пиши прощай».
Непал, национальный парк Аннапурна, Южная Аннапурна (7219 м), 2010 | 3461 сек (один кадр), f/4, ISO 100, ФР 100 мм (Canon EOS 5D Mark II + Canon EF 70-200mm f/2.8 L USM)
Преимущества съемки серии снимков с сравнительно небольшими выдержками и последующим объединением их в один кадр:
- Легкость расчета экспопар для кадров с небольшой выдержкой (как правило не более 30-60 секунд), из которых будет состоять наша серия;
- Исключается возможность пересвета/недоэкспонирования;
- Сравнительно-незаметный цифровой шум на снимках, который после сшивки всех кадров становится еще более равномерным, а то и вовсе неразличимым;
- При отборе кадров для финальной сшивки, можно просто исключить кадры с шевеленкой, или склеить только то количество снимков, которое было до/после смещения камеры. Таким образом мы получаемся полностью застрахованы от данной проблемы;
- Возможность управления длиной звездных треков. Если на итоговом снимке нам не нравится чрезмерная длина траекторий звезд, мы просто можем исключить часть снимков из серии, тем самым изменив длину треков;
- В итоге мы получаем не только один финальный кадр со звездными треками, но и большое количество снимков со статичным звездным небом, некоторые из которых могут оказаться весьма удачными;
- Если во время съемки серии мы не заметили, как у нас запотела передняя линза, то мы можем использовать при сшивке только удачные кадры, исключив бракованные;
- Возможность использования серии полученных фотографий для монтажа видеороликов с убыстренным движением звезд по небосводу
Примечание. При съемке серии ночных снимков, не забудьте убрать галочку в настройках фотоаппарата «Long Exposure Noise Reduction», иначе выставленная вами выдержка будет увеличена в два раза (вторую половину выдержки будет работать шумодав, вычитая карту шумов из сделанного вами снимка).
Как мы видим с данного сравнения, преимуществ у второго подхода гораздо больше. Осталось только разобрать несколько нюансов съемки подобных серий.
- Для начала стоит заметить, что все серии желательно снимать в формате RAW с дублированием в JPG невысокого качества (для того, чтоб потом было легче и быстрее экспериментировать с сшивкой разного количества кадров без их предварительной щепетильной конвертации).
- Если говорить о продолжительность экспозиций, то лично я советую использовать для съемки серий ночных снимков выдержки рассчитаные по правилу «600».
- Далее мы выставляем все остальные параметры экспозиции (ISO и диафрагму), подключаем к камере программируемый спусковой тросик, о котором было уже расказано ранее, выставляем минимальный интервал между снимками (1 сек) и количество снимков в серии (если поставить 0, то съемка будет продолжаться бесконечно, до тех пор пока не разрядится батарея в камере или в самом тросике).
Вот и все! Нажимаем кнопочку старт и устраиваемся поудобней на ближайшие «n» часов.
Нахождение полюсов
Если необходимо получить на снимке выраженные круги вращения, то объектив следует направить на Полярную звезду (в северном полушарии) или Сигму Октанту (в южном полушарии).
Для съёмки пейзажей со звёздным небом хорошо иметь базовые знания по астрономии, в частности, уметь определять направление вращения Земли относительно звёздного неба.
- Северный полюс Мира
- Так как большинство русскоговорящего населения проживает и путешествует, в основном, по северному полушарию, давайте вначале рассмотрим именно его.
- Из-за вращения Земли вокруг своей оси нам кажется, что вращается именно звёздное небо.
В северном полушарии это вращение происходит против движения часовой стрелки вокруг точки, называемой северным полюсом мира. А рядом с этой точкой и находится Полярная звезда.
Всем известно, что Земля вращается вокруг своей оси с периодом вращения ~24 часа. В минуту Земля поворачивается примерно на 0.25 градуса.
Следовательно, за один час выходит 15-градусная дуга для каждой звезды. Дуга получается длиннее, если звезда будет на большем расстоянии от полярной.
- Полярная звезда — это сверхгигант, но найти её не всегда легко тaк как ее расстояние до Земли — 472 световых года.
- Поэтому, чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти характерную конфигурацию из семи ярких звезд созвездия Большой Медведицы, напоминающее ковш (астеризм Большой Ковш), затем через две звезды «стенки» ковша, противоположной «ручке», мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами.
- Примерно в конце этой линии находится Полярная звезда, которая к тому же является самой яркой звездой созвездия Малой Медведицы, которое также похоже на подобие ковша, не столь ярко выраженного и заметного на небосводе.
Полярная звезда всегда находится над северной точкой горизонта в Северном полушарии, что позволяет использовать ее для ориентации на местности, а по высоте над горизонтом можно определить на какой географической широте мы находимся.
Хотите, сравним Полярную с Солнцем? Итак, Полярная:
- Тяжелее Солнца в 6 раз;
- Больше Солнца в 120 раз;
- Излучает тепла и света в 10000 раз больше Солнца;
- Цвет жёлтый — такой же, как у Солнца
Но луч света от Солнца доходит до Земли всего лишь за 8 минут, а от Полярной — за 472 года, а это означает, что в настоящее время мы видим звезду такой, какой она была во времена Колумба.
Южный полюс Мира
В южном полушарии единственной звездой, которая указывает на южный полюс мира является Сигма Октанта.
Но и она едва различима и ничуть не выделяется среди остальных звезд — использовать ее с навигационными целями, как используется Полярная звезда в созвездии Малой Медведицы, совершенно невозможно.
Найти положение звезды можно только с помощью указки — созвездия Южный Крест, чья длинная перекладина указывает на южный полюс Мира (линия, проведённая через звёзды ? и ? Южного Креста приблизительно проходит через Южный полюс мира на расстоянии в 4,5 раза дальше, чем расстояние между звёздами).
Ю?жный Крест (лат. Crux) — самое известное созвездие южного полушария и в тоже время наименьшее по площади созвездие на небе. Граничит с созвездиями Центавр и Муха. Четыре ярких звезды образуют легко узнаваемый астеризм. Созвездие легко найти на небе, так как оно расположено у туманности Угольный Мешок, которая видна невооружённым глазом, как тёмное пятно на фоне Млечного Пути.
Полезные программы
Startrails Version 1.1. — до безобразия простая и в тоже время гениальная програмка, которую обязан иметь каждый ночной фотограф.
Как можно догадаться из названия, она служит для склейки серий звездных фотографий в один итоговый файл, где звезды превращаются в красивые звездные треки.
Алгоритм программы очень прост и справляется с возложенными на него задачами достаточно быстро и качественно. Лично мной никаких недостатков в данном софте выявлено не было, разве что древний дизайн и отсутствие поддержки iOS. Алгоритм работы с программой также прост как и ее интерфейс.
Нажимаем первую по счету в панели инструментов кнопку «Open images», находим и выделяем все подготовленные для сшивки фотографии (предварительно сконвертированные с одинаковыми настройками в *.jpg файлы). После нажимаем пятую по счету иконку «Startrails», следим за процессом рождения треков, пару минут и все готово.
Вам останется только выбрать формат и уровень компрессии итогового файла. Если треки получились слишком длинными, или с какого-то момента камера немного сместилась, вы можете исправить это просто убрав галочки напротив имен лишних файлов в окне слева.
Скачать Startrails Version 1.1.
Скриншот программы «Startrails Version 1.1.» в действии
The Photographer’s Ephemeris (TPE) — прекрасная программа, помогающая рассчитать место и время рассветов/закатов Солнца и Луны (а также лунные фазы) для любой даты в любой точке Земного шара.
Ничего сверхъестественного, но свои скромные функции программа выполняет на ура + все оформлено в очень приятном дизайне под старину ???? Есть версии для Mac/PC/Linux, а также iPhone/iPad/iPod Touch. Скачать
Скриншот программы «The Photographer’s Ephemeris (TPE)»
Существует еще ряд программ для современных гаджетов на базе iOS и Android, которые кроме простых данных о солнечной и лунной активности могут в режиме реального времени быть гидом по видимой вселенной, а также как в машине времени с учетом рельефа показывать что и в каком месте будет видно в заданное время.
Работает это очень просто. Вы включаете программу и у Вас со встроенной камеры на экран выводится реальная картинка окружающей местности, поверх которой накладывается расположение и траектория движения Солнца, Луны, планет, созвездий, туманностей и т.п. Все это работает благодаря встроенным в ваш девайс GPS и гироскопу.
То, что еще пару лет назад казалось какой-то немыслимой фантастикой теперь доступно каждому. Переоценить пользу данных программ в фотографии (в особенности пейзажной) очень трудно. Так что закачивайте их побыстрее на свои девайсы ????
Как развить вИдение? Найти свою тему! 5 вдохновляющих примеров
Скорость творческого развития фотографа определяется многими факторами. Кроме таланта нужны и желание работать над собой, и готовность к регулярной практике, и трудолюбие, и объективная оценка собственных способностей.
Практика показывает, что зачастую прямой путь к успеху в фотографии — выбор конкретного направления, темы или жанра. Сосредоточенность на одной теме раскрывает внутренний потенциал, учит мыслить иначе, а в какой-то степени даже помогает управлять вдохновением.
Сегодня мы хотим рассказать вам о пяти фотографах, которые, сосредоточившись на одной теме, добились такого успеха, о котором даже не думали.
Кристоф Жакро: снимать, когда нравится, даже в непогоду
Сайт фотографа: http://christophejacrot.com/
Французский фотограф Кристоф Жакро неравнодушен к пасмурной погоде. Дождь, туман, снегопады — вот его любимые условия съемки. Он показал миру очарование дождливого Парижа, Гонконга, Нью-Йорка и строгую красоту снежной Исландии.
Его работы представлены в художественных галереях по всему миру, а фотокниги очень быстро раскупаются поклонниками со всех уголков планеты. Примечательно, что пасмурную погоду и холод фотограф почти всегда показывает в цвете.
Никакого намека на депрессивность.
![]() |
![]() |
Ален Лебуаль: прославиться на весь мир, снимая для себя
Сайт фотографа: http://www.laboile.com/
Хорошо знакомый нашим читателям французский фотограф Ален Лебуаль фотографирует только свою семью. В общем-то все. Снимки Алена — каждодневная хроника жизни его шестерых детей.
Игры дома и на свежем воздухе, прогулки, весь спектр эмоций, включая слезы, боль и обиды, и даже домашний беспорядок — ничто не ускользает от внимания заботливого отца и талантливого фотографа.
Он спокойно относится к испачканной одежде и раненым коленкам, фиксирует ординарные события и до безумия любит свою семью.
Однажды его друг Жеральд Видаммон, редактор французского журнала Compétence Photo, предложил Алену опубликовать свой первый фотоальбом. Они отобрали 80 кадров из тысяч фотографий. И первая книга разошлась мгновенно.
«Книги были раскуплены моими поклонниками из самых разных стран мира.
Каждый был когда-то ребенком и каждый, кто читает эту книгу, найдет в моих фотографиях напоминание о детстве, своем или своих детей», — рассказывал Ален в интервью нашему журналу.
Тогда же он высказал мысль: по-настоящему познать радость работы фотографом можно, задав себе вопрос: «Что тебе нравится? Что является твоей страстью?».
![]() |
![]() |
Лаура Макабреску: предаться фантазиям
Сайт фотографа: http://lauramakabresku.blogspot.ru/
Снимки польского фотографа Лауры Макабреску, известной также как Kamila Kansy, напоминают кадры из старого триллера, главная героиня которого — красивая девушка — погружена в печальные переживания по неведомой зрителям причине.
Лаура живет в Кракове, но то и дело вспоминает детство в деревенском доме бабушки и дедушки, где она проводила каждое лето. Помимо уютной простой атмосферы дом был полон чучел лесных животных, которые достались девушке от старика-охотника, живущего неподалеку.
Играя с крайне необычными игрушками, Лаура уже тогда, по ее собственным словам, стала ощущать себя героиней какой-то сказки. Кладбище, старые книги, мертвые птицы, простые полевые цветы и лучи света на старой скатерти на столе — ее кадры максимально насыщены атмосферой и образами.
Зачастую героями фотографий становятся сама Лаура и ее возлюбленный.
Тонко чувствуя природу, размышляя о жизни и смерти, Лаура делится со своими подписчиками снимками, где так чарующе красиво переплетаются грусть и восторженность. На ваш взгляд, мрачновато? Лаура уверена 0 все наоборот: «Если вы умеете чувствовать, реальность может испугать вас, но она подарит вам и вдохновение.
![]() |
![]() |
Кент Шираиши: проникнуться красотой одного места
Портфолио фотографа: https://500px.com/kentshiraishi
Японский фотограф Кент Шираиши живет в городе Биэй на острове Хоккайдо. Кент считает красоту Японии непревзойденной и предпочитает изучать родные места, а не отправляться за экзотическими кадрами в дальние страны. Одним из таких мест стал совершенно голубой пруд на острове Хоккайдо — второй по величине пруд Японии.
Именно за эти снимки Кенту была присуждена Национальная географическая премия. А один из снимков выбрала в качестве обоев компания Apple. Интересен пруд тем, что цвет воды меняется в зависимости от погоды. Весной он теплого зеленого цвета.
Зимой — буквально светится синим! Такой необычный оттенок вода приобретает за счет содержания в ней гидроксида алюминия.
Искусственный водоем был создан в рамках борьбы с эрозией для предотвращения непредвиденных ситуаций в случае извержения вулкана Токати.
Майкл Кенна: не изменять своему стилю
Сайт фотографа: http://www.michaelkenna.net/
Работы английского фотографа Майкла Кенны знают и любят по всему миру. Самого автора при жизни признали классиком фотографии. Минималистичная стилистика, верность формату и ч/б делают его работы узнаваемыми.
Италия, Франция, Швейцария, Чехия, Япония, Шотландия, Россия — в его объективе все выглядит совершенно иным. По сей день он верен пленочной фотографии. Снимает на среднеформатную камеру, зачастую выбирая для съемки ночь.
Посмотрите, к примеру, как выглядят в исполнении Майкла Петергоф, Питер или Москва.
57 вдохновляющих цитат от мастеров-фотографов
С момента появления фотографии в 1839 году можно с уверенностью сказать, что она изменила наш мир.
Она помогла раскрыть вещи, которые когда-то были скрыты и задокументировать важные события, и теперь они никогда не будут забыты. Эти аспекты затрагивают не только зрителя, но и тех, кто снимает.
Чтобы понять влияние фотографии, достаточно ознакомиться с тем, что говорят великие фотографы.
Многие изречения говорят о безмолвных истинах, которые фиксирует камера. – «Я не доверяю словам. Я доверяю фотографиям», — фотограф Жиль Пересс. Цитата Аарона Сискинда повторяет это утверждение «Фотография – это способ чувствовать, касаться, любить.
То, что вы поймали на пленку, запечатлено навсегда… плёнка хранит память о мелочах даже тогда, когда вы всё забыли».
Доротея Ланге, известная своей серией, изображающей японские лагеря для интернированных в США, подводит итог: «камера – это инструмент, который учит людей видеть без камеры».
Также эти изречения помогут вам научиться делать фотографии лучше. Иногда один простой совет помогает сделать шаг в правильном направлении. «Хорошая фотография – это знать, где стоять», — наставляет Ансель Адамс. Но если это не помогло, просто помните слова Анри Картье-Брессона: «ваши первые 10 000 фотографий – ваши худшие».
Dorothea Lange
О том, что такое фотография…
- «Фотография – это способ чувствовать, касаться, любить. То, что вы поймали на пленку, запечатлено навсегда… плёнка запоминает мелочи, хранит память о мелочах даже тогда, когда вы всё забыли» — Аарон Сискинд
- «Фотография-это история, которую я не могу выразить словами» — Destin Sparks
- «Самое лучшее в картине то, что она никогда не меняется, даже когда на ней изображены люди» — Энди Уорхол
- «Слеза содержит океан. Фотограф осознает крошечные моменты в жизни человека, которые раскрывают большие истины» — Анонимно
- «Камера – это инструмент, который учит людей видеть без камеры» — Доротея Ланге
- «Камера-это глаз истории» — Мэтью Брэди
- «Это иллюзия, что фотографии сделаны с помощью камеры… они сделаны глазом, сердцем и головой» — Анри Картье-Брессон
- «Фотография – это тайна о тайне. Чем больше она говорит вам, тем меньше вы знаете» — Диана Арбус
- «Все фотографии точны. Ни одна из них не является истиной» — Ричард Аведон
- «Великая фотография — это глубина ощущения, а не глубина резкости» — Питер Адамс
- «Фотография прекрасно справляется с внешностью, но ничто не является тем, чем кажется» — Дуэйн Михалс
- «Что мне нравится в фотографиях, так это то, что они запечатлевают момент, который ушел навсегда, который невозможно повторить» — Карл Лагерфельд
«Все фотографии – memento mori. Фотографировать — значит участвовать в смертности, уязвимости, изменчивости другого человека (или вещи). Точно отсекая этот момент и замораживая его, все фотографии свидетельствуют о безжалостном таянии времени» — Сьюзен Сонтаг
«Желание открыть для себя, желание двигаться, запечатлеть колорит – это три понятия, которые описывают искусство фотографии» — Хельмут Ньютон
Alfred Stieglitz
О том, почему они фотографируют…
- «Когда слова станут неясными, я сосредоточусь на фотографиях.
Когда разговоры станут неадекватными, я буду довольствоваться тишиной» — Ансель Адамс
- «Мы делаем фотографии, чтобы понять, что значит для нас наша жизнь» — Ральф Хэттерсли
- «То, что вы видите на моих фотографиях, это то, что я не боялась влюбиться в этих людей» — Энни Лейбовиц
- «Фотография, которую вы сделали с помощью камеры, — это воображение, которое вы формируете из реальности» — Скотт Лоренцо
- «Для меня камера – это инструмент интуиции и спонтанности» — Анри Картье-Брессон
- «Фотография – это моя страсть, поиск истины, моя одержимость» — Альфред Штиглиц
- «Фотографировать – все равно что на цыпочках пробираться на кухню поздно вечером и воровать печенье» — Диана Арбус
- «Я не доверяю словам. Я доверяю фотографиям» — Жиль Перес
- «Камера – это предлог, который учит оказываться там, где тебе не место. Это дает мне и точку соединения, и точку разделения» — Сьюзен Мейзелас
- «Если день проходит без того, чтобы я делал что-то, связанное с фотографией, это как если бы я пренебрегал чем-то существенным для моего существования, как если бы я забыл проснуться» — Ричард Аведон
- «Фотографировать-значит наслаждаться жизнью, каждую сотую долю секунды» — Марк Рибу
- «Моя жизнь сформирована необходимостью блуждать и наблюдать, и моя камера – это мой паспорт» — Стив МакКарри
Walter Mittelholzer
На что они фотографируют…
- «Все, что меня волнует, я буду фотографировать; не ища необычного объекта, но делая необычным обычное» — Эдвард Уэстон
- «Раньше я думал, что никогда никого не потеряю, если сфотографирую достаточно много. На самом деле, мои фотографии показывают мне, сколько я потерял» — Нан Голдин
- «У меня есть видение жизни, и я пытаюсь найти для него эквиваленты в виде фотографий» — Альфред Штиглиц
- «Когда я говорю, что хочу кого-то сфотографировать, на самом деле это означает, что я хотела бы знать это. Всех, кого я знаю, я фотографирую» — Энни Лейбовиц
- «Я действительно верю, что есть вещи, которые никто не увидит, если я их не сфотографирую» — Диана Арбус
- «Я был свидетелем, и эти фотографии – мое свидетельство. События, которые я записал, не должны быть забыты и не должны повторяться» — Джеймс Нахтвей
- «Большинство моих кадров основаны на людях. Я смотрю на незащищенный момент, на сущность души, выглядывающую наружу, опыт, запечатленный на лице человека» — Стив МакКарри
- «Мои картины — это мои глаза. Я фотографирую то, что вижу и то, что хочу видеть» — Марио Тестино
«Мне нравится создавать образы, которые издалека кажутся соблазнительными, красочными, сочными и привлекательными, и тогда вы понимаете, что смотрите на что-то совершенно противоположное. Мне кажется скучным следовать типичной идее красоты, потому что это самый простой и очевидный способ увидеть мир. Сложнее смотреть на другую сторону» — Синди Шерман
Walker Evans
О том, что делает фотографию хорошей…
«Легко сделать чью-то фотографию и назвать ее портретом. Трудность заключается в том, чтобы сделать картину, которая заставляет зрителя задуматься о незнакомце» — Пол Стрэнд
«Портрет – это не сходство. В тот момент, когда эмоция или факт превращается в фотографию, это уже не факт, а мнение. Нет такого понятия, как неточность на фотографии. Все фотографии точны. Ни одна из них не является истиной» — Ричард Аведон
- «Истинная фотография не нуждается в объяснении и не может содержаться в словах» — Ансель Адамс
- «Правда – лучшая картина, лучшая пропаганда» — Роберт Капа
- «Хорошая фотография неприхотлива» — Уокер Эванс
«Нет никакого особого жанра фотографий, который, я думаю, лучше, чем любой другой. Я всегда ищу образ, который имеет дух! Мне плевать, как это сделали» — Minor White
«Если картина хорошая, она рассказывает много разных историй» — Йозеф Куделка
«Быть собой. Я предпочитаю видеть что-то, даже неуклюжее, не похожее на чужую работу» — Уильям Кляйн
Richard Avedon
Richard Avedon
Предлагая свои собственные советы по фотографии…
- «Есть одна вещь, которую должна содержать фотография — человечность момента» — Роберт Фрэнк
- «Портрет сделан не в камере, а по обе стороны от нее» — Edward Steichen
- «Одно дело сделать картину того, как выглядит человек, другое дело сделать портрет того, кто он есть» — Поль Капонигро
- «Если ты увидишь что-то, что двигает тобой, а потом щелкнешь, ты задержишься на мгновение» — Линда Маккартни
- «На каждом снимке всегда два человека: фотограф и зритель» — Ансель Адамс
- «Ваша фотография – это запись вашей жизни, для тех, кто действительно видит» — Пол Стрэнд
- «Покупка Nikon не делает вас фотографом. Это делает вас владельцем Nikon» — Автор Неизвестен
- «Какая из фотографий моя любимая? Та, которую я сделаю завтра» — Имоджен Каннингем
- «Нужно не только фотографировать вещи за то, что они есть, но для того, чтобы они были» — Minor White
- «Прежде всего, жизнь фотографа не может быть безразличной» — Роберт Фрэнк
- «Чем больше фотографий вы видите, тем лучше вы как фотограф» — Роберт Мэпплторп
- «Умение делать по-настоящему художественную фотографию приобретается не из рук в руки, а является результатом художественного чутья в сочетании с годами труда» — Альфред Штиглиц
- «Если у меня есть какой-то совет, который стоит дать новичку, так это то, что в фотографии нет коротких путей» — Эдвард Уэстон
- «Начните со стиля, и вы в цепях, начните с идеи, и вы свободны» — Ричард Аведон
Photo Film still from Vivre sa Vie, 1962
Paul Strand
MARIO TESTINO
Ещё больше вдохновения:
100 самых полезных ресурсов для фотографов — Лайфхакер
Подборка сайтов от Лайфхакера поможет фотографу на всех этапах: от поиска объекта съёмки и выбора удачного ракурса до публикации готового снимка.
Лучшие фото для вдохновения
На многих популярных сайтах есть специальные разделы, где публикуются фотографии профессионалов. Вот несколько ресурсов, которые подскажут, где искать вдохновение:
- National Geographic Photography. Известен своими потрясающими снимками дикой природы.
- BBC News In Pictures. Возможно, немного консервативно, но очень качественно.
- Great Photojournalism. Сообщество профессиональных фотожурналистов.
- World Press Photo. Архив фотографий участников ежегодного конкурса, проводящегося с 1955 года.
- File Magazine. Журнал неординарных, бросающих вызов, снимков и иллюстраций.
- MagnumPhotos. Работы профессиональных фотографов агентства Magnum.
- Royal Photography Society. Галерея сообщества британских фотографов.
- Phase. Журнал с интересными проектами фотографов из разных стран.
- FlakPhoto. Коллекция индивидуальных снимков и фотопроектов.
- Unsplash. Галерея фотографий высокого качества.
- 500px. Популярный ресурс для фотографов.
- Pinterest. Довольно хаотичный ресурс, но при удачно сформулированном запросе может оказаться полезным.
- Inspirationgrid. Огромная коллекция качественных снимков.
- PlanetPics. Фотографии красивейших мест Земли.
- Weatherscapes. Сайт удивительных фотографий погодных явлений.
Обучающие материалы
Как и в любой области, в фотографии профессионалом может стать каждый, кто готов учиться. Бояться англоязычных ресурсов также не стоит: значения большинства терминов из этой области понятны интуитивно.
- Fototips.ru. Советы по выбору оборудования, съёмке, обработке.
- «Простые фокусы». Ежедневные статьи по самым разнообразным темам для фотографов.
- Photo-Monster. Советы по фотосъёмке от профессионалов.
- «Культпросвет». Раздел на сайте Photograher.ru со статьями по теории и практике и вдохновляющими интервью.
- Russian Photo. Уроки фотографии, разбитые по категориям.
- «Фотоиндустрия». Уроки фотографии, обработки, ретуши.
- Photomotion.ru. Вдохновляющие советы.
- Prophotos. Большая коллекция уроков и инструкций.
- Digital Camera World. Полезные советы для фотографов.
- MorgueFile Classroom. Десять уроков по фотографии от фриланс-фотографа Джоди Костон.
- Photonet learning. Раздел с уроками от одного из самых масштабных фоторесурсов на английском языке.
- Photomanual. Просто о сложных вещах в фотографии.
- «Фотография для начинающих». Основы фотографии для новичков в полном курсе на Coursera.
- Fujifilmru. Образовательный проект, из которого вы узнаете распространённые мифы о композиции. А ещё научитесь выбирать подходящий объектив.
- Photo-monster. Видеоуроки по разным направлениям фотосъёмки: от портретов до пейзажей.
Уроки по редактированию фотографий в Photoshop
- Уроки от Adobe.
- Demiart.
- «Мир Фотошопа».
Клубы производителей
- Клуб Nikon.
- Клуб Canon.
- Клуб Pentax.
- Клуб Olympus.
- Клуб Sony.
2. Снимаем и обрабатываем
Обработка снимков на смартфоне
На самом деле существует множество альтернативных популярному Instagram приложений, позволяющих обрабатывать фотографии с помощью встроенных фильтров:
- VSCO Camera (Android, iOS).
- EyeEm (Android, iOS).
- Pixlr (Android, iOS).
- PicsArt (Android, iOS, WP8).
- Adobe Photoshop Express (Android, iOS, WP8).
- Photo Editor от Aviary.
- Repix.
- Snapseed (Android, iOS).
- Afterlight (Android, WP) — 35 рублей (Android), 0,99 доллара (iOS, Windows Phone).
- Mextures (iOS) — 1,99 доллара.
Софт для обработки фото на РС
Даже идеальные фотографии нуждаются в небольшой ретуши. Для этой цели существуют разнообразные платные и бесплатные программы:
- Photoshop. В представлении не нуждается.
- Lightroom. Ещё один продукт компании Adobe для обработки фото. Менее громоздкий, чем Photoshop.
- GIMP. Бесплатная альтернатива Photoshop, доступная для всех популярных ОС.
- Paint.NET. Довольно примитивный, но вполне подходящий для выполнения основных операций редактор для Windows.
- PixelMator. Мощный фоторедактор для macOS.
Онлайн-обработка
Провести многие базовые операции фотообработки можно прямо в браузере бесплатно и без установки дополнительного софта. Отличаются ресурсы только набором предлагаемых инструментов.
3. Публикуем
Публикация в своём блоге
Платные ресурсы зачастую позволяют создать настоящее портфолио и привлечь зрителей легко и быстро. Но и бесплатными пренебрегать не стоит.