Inspiration-съемка: образ Марии-Антуанетты, шелк и бархат

В день рождения Марии-Антуанетты Buro 24/7 рассказывает, что общего между ее гардеробом и вашим

18-й век стал эпохой расцвета рококо: гипертрофированные, гротескные формы, максимально низкие декольте, металлические корсеты, юбки на гигантских панье (специальных подставках на уровне бедер, которые пристегивались к корсету и позволяли юбке держать форму круга или эллипса), высокие каблуки, на которых было невозможно устоять без специальной трости, белила, румяна, высокие прически, в которые вплетали жемчуг, драгоценности, перья, чучела животных и статуэтки, — сегодня такая мода кажется не очень жизнеспособной. И тем не менее в гардеробе современной девушки встречаются вещи, некогда популярные при дворе Марии-Антуанетты. Buro 24/7 рассказывает о них.

Неглиже

Inspiration-съемка: образ Марии-Антуанетты, шелк и бархат

Для светских вечеров в 1770-х был принят строгий «дресс-код»: приличная дама должна была красоваться в платье с узким корсетом и максимально широкой юбкой на панье.

Иногда низ платья оказывался настолько велик, что дама не могла уместиться в карете или пройти в двери.

На этот случай лучшие умы века изобрели панье на шарнирах: конструкцию, которая при необходимости складывалась и снова раскладывалась.

В противовес сложному парадному костюму в повседневной одежде француженки тяготели к более простым формам. Женский домашний костюм, например, состоял из юбки, лифа и распашной кофточки с баской — назывался он неглиже.

Вскоре дамы стали себе позволять появляться в таких костюмах на прогулках, если неважно себя чувствовали или просто были не в духе, а к середине 1780-х Мария-Антуанетта ввела в моду новый (очень откровенный по тем временам) вид одежды — простое белое платье из муслина, напоминавшее скорее нижнюю рубашку.

Такая неслыханная дерзость сначала возмутила широкую публику, но вскоре все придворные модницы переоделись в такие же «ночнушки».

Конечно, современный вариант неглиже выглядит несколько иначе. Но, если помните, самым актуальным трендом будущей весны остаются вариации на тему нижнего белья: платьев-ночнушек, пижам, бра, — мода и вправду циклична.

Чокеры

Inspiration-съемка: образ Марии-Антуанетты, шелк и бархат

Стиль барокко, доминировавший в моде с середины 17-го до 18-го столетия, обязал дам носить платья ярких, насыщенных тонов, выбеливать лицо и выглядеть максимально вычурно — откровенно говоря, это немного их старило. Посмотрите на картины того времени — даже молодые девушки выглядели взрослыми, серьезными.

Рококо стало новым витком развития предыдущего стиля — в моде по-прежнему были изысканность, грациозные орнаменты, обилие декоративных элементов. Только теперь настал черед пастельных тонов и румяных щек, теперь все выглядели не взрослыми женщинами, а «юными особами».

Платья у всех были похожего кроя, парики и макияж — одинаковые, руки были прикрыты митенками, а шеи — атласными лентами с камнями и вышивкой. Все стратегические точки для определения возраста — прикрыты.

  • Сегодня чокеры носят из совершенно других соображений: с начала 90-х они ассоциируются не с грациозной атласной лентой, а скорее с пластиковой паутинкой, которая 20 лет назад была в гардеробе чуть ли не каждого подростка.
  • Мюли
  • Inspiration-съемка: образ Марии-Антуанетты, шелк и бархат

Туфли при Марии-Антуанетте пережили не одну трансформацию. Они бывали на невысоком изогнутом каблуке или, наоборот, на каблуке настолько высоком, что ходить на нем было возможно, только придерживаясь за трость.

Они бывали закрытыми, с декоративной пряжкой, расшитые цветами или драгоценными камнями, а бывали сделаны и в виде классических мюли. В таких случаях колебалась и длина мыска — к концу 1770-х, например, он был настолько мал, что прикрывал лишь пальцы.

Конечно, придворные дамы были готовы терпеть лишения ради красоты, но как они удерживались в таких туфлях, до сих пор неясно. 

Обильный декор и аксессуары

Inspiration-съемка: образ Марии-Антуанетты, шелк и бархат

Рюши, оборки, фалбала, расшитый золотом и серебром стомак, кружева, гирлянды из цветов, буфы, драпировки, цепочки и банты-банты-банты. Во времена Людовика XVI и без того объемные платья было принято дополнять всевозможными декоративными элементами, на фоне которых сама обладательница наряда казалась еще более хрупкой.

  1. Сегодня так много декора на одном платье встретить почти невозможно, зато следующей весной Gucci предлагают украшать все романтичными бантами, Dries Van Noten советуют обратиться к вышитому сложными узорами шелку, а Delpozo — с головы до ног облачиться в оборки и воланы.
  2. Мужские костюмы
  3. Inspiration-съемка: образ Марии-Антуанетты, шелк и бархат

Конечно же, Мария-Антуанетта не стала первой женщиной, облачившейся в мужской костюм, но ее появление на охоте в камзоле и кюлотах надолго ввело в моду вариации на тему мужской одежды. Самые несмелые девушки примеряли шляпы мужского вида, а те, что посмелее, выбирали жакеты, напоминавшие фрак.

Цветочный принт

Inspiration-съемка: образ Марии-Антуанетты, шелк и бархат

В 1750-х композиция большинства узоров строилась на основе одного крупного рисунка, вскоре его сменили свободно разбросанные по фону небольшие букеты, а затем асимметричные волнообразные линии: гирлянды цветов, иллюзорное изображение лент или кружев и даже полос меха.

Каким бы ни был характер рисунка, изображение цветов на платьях стало настолько популярным, что осталось в женском платье почти навсегда.

Встретить женские вещи «в цветочек» можно и сегодня, а похвастаться хотя бы одной блузой или юбкой с таким узором может почти каждая девушка.

Французский шик: как одеться в стиле современной Марии-Антуанетты

Франция всегда была законодательницей моды в Европе, но двадцатилетнее правление Марии-Антуанетты стало пиком этого влияния. Австрийка, в 15 лет вышедшая за Людовика XVI, вызывала ненависть современников и обожание последующих поколений за роскошный, праздный образ жизни, гедонизм и любовь к прекрасному.

  • Ее образ вдохновлял художников, писателей, режиссеров кино и сериалов. И немного даже нашу редакцию, когда мы снимали Катю Клэп для декабрьской обложки 🙂
  • Итак, как же одеться в стиле французской дофины, но при этом выглядеть актуально?

Нижнее белье 18 и 21 веков, конечно, отличаются по внешнему виду и функционалу. В 1780-х Мария-Антуанетта ввела в моду прогулки на природе в простом белом тканном платье, которое по фасону напоминало нижнюю рубашку.

Дамы того времени даже дома облачались в юбку, лиф и жакет, а потому новая мода возмутила публику. Правда, все придворные модницы, а затем и простые француженки стали носить такую «ночнушку», подражая королеве.

  • Сейчас длинное белое платье в пол — скорее показатель скромности, нежели вызов. Современная дофина выбирает топы на тонких лямках из шелка, кружевные бралетты на голое тело, свободные платья-комбинации на узких бретелях.
  • Колготки и чулки — еще одна фишка бельевого стиля: выбирай белые, кружевные, капрон в горошек или полоску. Чулки видно из-под юбки или платья? Для образа современной Марии-Антуанетты это идеально.

Во времена правления дофины в моду вошли мюли — туфли без задника на каблуке. Они украшались бантиками, жемчугом и ленточками. Современные мюли «грубее» и минималистичней, но также впишутся в наш стиль — выбирай модели нежных цветов или с декором из цепочек и пряжек.

  • Если мюли не подходят твоему образу жизни, присмотрись к любой аккуратной нежной обуви — балеткам, босоножкам, лоферам. Главное — никакого массивного каблука, черной кожи и молний.

Мария-Антуанетта не была приверженцей минимализма: огромные траты, в том числе на драгоценные камни и аксессуары, практически опустошили французскую казну и вызвали возмущение в народе. К счастью, в наше время можно найти украшения, от цены которых мама голову на гильотине не отрубит.

На что обратить внимание:

  • Чокеры. Обтягивающее украшение уже не столь актуально, как пару лет назад, но женский наряд в стиле рококо без него немыслим. Выбирай широкие модели из бархата, шелка и вельвета. Отдельным плюсом будет наличие страз или бисера.
  • Блестящие украшения. Любые — кольца, серьги, браслеты, кулоны. Секрет не в качестве, а в количестве: надень как можно больше! Применяй принцип соразмерности и не носи огромные аксессуары, если ты миниатюрная девушка, и наоборот.
  • Кружево. Добавь перчатки или серьги, декорированные кружевом, в обычный наряд, и любой образ станет более романтичным и возвышенным — то что нам надо.
  • Банты. Крошечный бантик превратит тебя в маленькую девочку, а слишком объемный — в кота Леопольда. Выбирай не тугие, а расслабленные банты, которыми декорируют блузы, топы и юбки.
Читайте также:  Женский устав, или шуточное напутствие невесте в стихах

Франция диктовала моду всей Европе, и с руки Марии-Антуанетты «трендовыми» стали многие дорогие вещи — в том числе цветочная ткань ручной работы. Модницы эпохи рококо носили платья с небольшими цветами, оформленными в полоски или узоры.

Сегодня почти в каждой весенне-летней коллекции любого бренда есть флористический орнамент на блузах, футболках, брюках или аксессуарах. Выбирай то, к чему лежит душа.

  • Основа, конечно же, это платье — миди или макси, которое можно носить хоть с сапогами, хоть с белыми кедами.
  • Если ты не поклонница романтического стиля, выбирай блузы или футболки с одиноким цветком или актуальный тропический принт.

Образ Марии-Антуанетты всегда был немного «экстра»: девушка не боялась выглядеть нарядней, чем остальные в комнате (королеве можно).

Рюши, воланы, оборки, складочки и прочие фокусы с тканью превращали дофину из простой модницы в стильное облако.

Наша цель — выглядеть как сладости, которые так обожала дофина: вспомни, какие цвета у эклеров, пирожных, мармелада. Чем нежнее, тем лучше!

При французском дворе в моде были объемные и масштабные прически, высота которых достигала метра. В основу закладывали пружинный механизм или каркас, который обтягивали искусственными волосами, а украшали всем на свете — драгоценными камнями, жемчугом, куклами, моделями кораблей и даже клетками с живыми птицами.

Увы, с такой укладкой не залезешь в вагон метро, а потому ищем что-то попроще.

  • Кудри должны быть либо легкими и воздушными, либо мелко завитыми, как у маленького ребенка.
  • Можно сделать «небрежный» пучок, вынув спереди пару прядей и слегка их закрутив.
  • Не забывай про аксессуары — невидимки и заколки с декором, ободки, бантики и цветы.

При французском дворе 18 века женщины молодились до последнего. Шею и руки, которые могли поведать о возрасте, прикрывали чокерами и перчатками, и большое внимание уделялось макияжу юной девицы.

  • Кожа у настоящей дофины должна быть бархатной и нежной: используй тональный крем с матовым финишем, консилер на тон светлее оттенка кожи. И, конечно, нужно много пудры!
  • Брови достаточно уложить прозрачным гелем. Особый шик — припудрить, чтобы они казались светлее.
  • Нанеси на глаза матовые или шимерные тени розовых, персиковых оттенков и тушь, желательно коричневую.
  • Щеки должны сиять розовой зарей: не жалей румян, наноси средство на яблочки, продвигая к глазам, на кончик носа и подбородок.
  • Губы не должны быть четко очерчены: похлопывающими движениями нанеси помаду или тинт розового, ягодного оттенка и растушуй границы к краям.

Корабли и овощи в волосах. Трендсеттеры 18 века: Мария-Антуанетта и Леонар в кино и реальности

Рококо, стиль царивший в 18 веке, это вычурность, искажение естественных линий, помпезность, гламур и изящество фарфоровых статуэток. Все это перенеслось не только на моду, но и прически. От первого министра моды Марии-Антуанетты, переходим ко второму — месье Леонару.

портреты двух братьев Отье (оба творили под именем месье Леонар), первый королевский куафер справа. Его брата на портрете слева часто с ним путают, а он занимался прическами королевы уже после того как старший брат переключился на театральную деятельность.портреты двух братьев Отье (оба творили под именем месье Леонар), первый королевский куафер справа. Его брата на портрете слева часто с ним путают, а он занимался прическами королевы уже после того как старший брат переключился на театральную деятельность.

Если вы смотрели фильм «Мария-Антуанетта» 2006 года, то конечно же запомнили появление великого Леонара для сотворения прически. Манерный, жеманный и безудержно креативный куафер вполне вписался бы и в современные тенденции —

После того, как Мария-Антуанетта обсудила дизайн нарядов с любимой модисткой Розой Бертран, наступает очередь прически. Вот как это описывает Стефан Цвейг:

Вторая забота каждого утра — прическа. К счастью, и здесь творит великий художник господин Леонар, неистощимый и непревзойденный Фигаро рококо.

Словно знатная особа, он ежедневно утром приезжает в карете, запряженной шестеркой, из Парижа в Версаль, чтобы с помощью гребня, туалетной воды для волос и всевозможных мазей испытать на королеве свое благородное, неистощимое на выдумки мастерство.

Подобно Мансару, великому архитектору, который с большим искусством сооружал на домах названные его именем крыши, господин Леонар возводит на голове каждой прибегающей к его услугам знатной дамы целые башни из волос, формирует сложнейшие пейзажи, жанровые сценки, символические орнаменты.

Леонар придумал эти высокие прически еще до встречи с дофиной. Но именно она их популяризовала, придала им еще больший размер и шик.

Цветы, драгоценности, перья, а после и овощи, и даже корабли. Темы были приурочены к событиям, а фантазия Марии-Антуанетты не знала границ.

Несколько модных гравюр с прическами того времени —

модные иллюстрации второй половины 18 векамодные иллюстрации второй половины 18 века

Портреты Марии-Антуанетты —

портреты Марии-Антуанеттыпортреты Марии-Антуанетты

Эти высокие прически назывались пуф — основой которой был валик или маленькая подушечка в центре, вокруг которой собирали и крепили волосы.

прически Кирстен Данст в образе Марии-Антуанеттыпрически Кирстен Данст в образе Марии-Антуанетты

Позже прическа становилась все более монументальной, с гибкими каркасами или даже хитрыми механизмами, благодаря которым прическу можно было уменьшить или увеличить.

Конечно же, эти слишком экстравагантные прически были и предметом насмешек. Несколько карикатур на моду этого времени —

Часто дамам не хватало своих волос, и они использовали накладные, или даже парики, которые пудрили. И вот здесь интересно то, что пудра была не только белого цвета. И вот этот немного панковский цвет волос Кирстен в фильме оказался исторически достоверным —

Кирстен Данст и миниатюра Джона Смарта, дама на которой пользовалась розовой пудрой (с) http://www.thejewelleryeditor.com/Кирстен Данст и миниатюра Джона Смарта, дама на которой пользовалась розовой пудрой (с) http://www.thejewelleryeditor.com/

Если вы пропустили, то читайте статьи о первом министре моды — «Министерство моды и королевский шоппинг в кино» и «До/После: Преображение Марии-Антуанетты». А если нет, то больше нарядов из любимых фильмов вы найдете в навигации по каналу (и там точно будет один из ваших любимых).

Костюм и повествование: о чем рассказывают платья «Марии-Антуанетты» — Кино и сериалы на DTF

Наряды, цвета и даже музыка в драме Софии Копполы отсылают нас к современной поп-культуре. Зачем это режиссеру? Как дизайнеру удалось достичь компромисса между модой XVIII века и современной? Разбираемся подробно.

{«id»:121691}

Можно ли рассказать историю только через костюмы героев? Передать через наряд мысли, чувства и жизненную ситуацию персонажей? Можно, если за дело берется итальянская художница по костюмам Милена Канонеро. Что она и доказала в картине «Мария-Антуанетта», где платья главной героини являются неотъемлемой частью повествования. Лента вышла в 2006 г. Она принесла Милене третий «Оскар» за дизайн костюмов.

Читайте также:  13 аксессуаров для свадебной причёски: стильный минимализм

В начале фильма Марию-Антуанетту будят и одевают слуги. Эта бытовая сцена ничего не добавляет к действию — в другом фильме ее бы не показали. Но здесь она подчеркивает важность костюма для повествования. Процесс облачения в фильме становится метафорой становления личности. Здесь очень важно, что героиню одевают другие люди, а не она сама.

В самом начале, по приезде во Францию, девушка одета очень скромно. Но французские придворные сразу же с энтузиазмом переодевают ее в нарядные одежды.

Посыл ясен: в новой стране ей придется стать совершенно другой личностью, из ребенка превратиться в женщину.

Перемена эта, по сути, вынужденная, она не пройдет без последствий — в будущем героиня потеряет над собой всякий контроль и придут годы безудержного веселья.

​Мария-Антуанетта в австрийском платье… ​… и переодетая на французский манер

Милена Канонеро, конечно, опирается на то, как выглядели настоящие платья XVIII века. Но в то же время она видоизменяет их таким образом, чтобы они играли определенную роль в повествовании и в визуальном ряде фильма. В итоге мы получаем на первый взгляд странное сочетание моды рококо и современной популярной эстетики.

​Небывалый в XVIII веке оттенок розового

Например, этот тон розового никогда не использовался в XVIII веке, однако он распространен в современной поп-культуре.

Зачем такая неуместная вставка? Этим художница хочет показать, что быт версальского двора и современный стиль жизни имеют много общего: от идеи, что красота может существовать ради самой красоты (результат — повальное увлечение китчем) до уверенности, что в жизни следует «просто веселиться».

Фильм можно условно разделить на четыре части — четыре периода в жизни Марии-Антуанетты. Каждому из них соответствуют свои декорации, визуальный ряд и, конечно, наряды.

В первые годы при дворе героиня носит платья светлых пастельных тонов, создающих «весеннее» настроение.

Почему так? Потому что при дворе девушка — это предмет декора, который должен состоять из приятных цветов и плавных линий.

Именно поэтому многие платья Марии-Антуанетты чем-то напоминают пирожные. Тема еды, особенно выпечки, очень важна в фильме, где хорошенькую девушку так и называют — «пирожное». Присмотревшись, в кадре можно найти платья-маффины и платья-макаруны.

​Увлечение светло-радужными расцветками платьев навевает ассоциации с макарунами

Второй период жизни Марии-Антуанетты — это годы непрерывных вечеринок, время ярких цветов и смелых нарядов. Декольте становятся глубже, парики выше, шлейфы дольше. Появляются насыщенные желтые, синие, розовые цвета. Художники становятся все раскованнее — одновременно с героиней. Высокие парики выглядят неустойчиво, как сама ее жизнь.

​Годы веселья: высокие парики и яркие цвета

В этот период происходит постепенное растворение личности Марии-Антуанетты в суете Версаля. Мы понимаем это каждый раз, когда узор ее платья сливается с орнаментом стены, или когда она одета точно так же, как другие женщины рядом с ней.

Марию-Антуанетту едва видно на фоне стены​

Третий период — это годы материнства, когда Мария-Антуанетта отдает предпочтение струящимся линиям, ангельски-белым и кремовым тонам. Она наконец-то получила право жить, как хочет — в пасторальных платьях на лоне природы.

Почему? Потому что она исполнила предназначение, которое считалось главным для женщины и королевы в то время — стала матерью.

Теперь ей не обязательно мимикрировать под виды Версаля, мучаясь от собственной неполноценности, — можно быть просто собой.

​Материнство облачило Марию-Антуанетту в наряды сельской простоты

Этот перелом в развитии героини совпал с реальным поворотом моды XVIII века, которая в начале 1780-х под влиянием идей Просвещения обратилась к простоте, естественности, деревенским мотивам. Даже когда героиня возвращается из деревни в Версаль, она не надевает прежние яркие платья. Теперь это другая женщина.

​Возвращение в Версаль не стало для Марии-Антуанетты возвратом к прежнему стилю

Под конец наступает период траура, мрачных и тусклых платьев, унылых зимних тонов — по мере того, как революция набирает силу, а героиня переживает смерть матери. Художники выбирают для Марии-Антуанетты темно-пурпурные, черные, темно-синие оттенки, приглушенные тона лилового и голубого. Розовый теряет свой блеск. Линии приобретают лаконичность, ткани становятся тяжелее.

​Траурные наряды Марии-Антуанетты

Там, где это не мешает повествованию, Канонеро позволяет себе быть исторически точной. Например, голубое платье с розовыми бантами, в которое Мария-Антуанетта одета в начале фильма, практически скопировано с одного из ее ранних и самых известных портретов.

​Портрет юной Марии-Антуанетты… ​…и платье, вдохновленное этим портретом

Персиковое платье с бантами тоже взято с одного из ранних портретов.

​Мария-Антуанетта в персиковом платье на портрете… …и в фильме​

Наряды для венчания и коронации исторически точны в том смысле, что там героиня щеголяет в панье — каркасах, которые надевались под юбку, делая ее чрезвычайно пышной по бокам, но оставляя довольно плоской спереди и сзади.

Панье бывали и другой конструкции, но именно такие предписывались этикетом французского двора в 1780-х.

Надевать их следовало только в особых случаях, поэтому все остальные наряды королевы имеют более узкий и удобный в быту крой.

​Свадебный наряд Марии-Антуанетты ​Королевская чета в день коронации

Не только панье, но и другие модные силуэты 18 века были перенесены с портретов на экран. Среди них повседневное «английское платье» и «английское платье» с подкатанной юбкой, «турецкое платье» и навеянный мужским костюмом редингот. И конечно, белое муслиновое «платье по-королевски», очень деревенского вида, которое Мария-Антуанетта ввела в моду в 1780-х.

​«Английское платье» ​«Платье по-королевски»

Многие наряды, которые кажутся эксцентричными выдумками Канонеро, существовали на самом деле. Например, черно-белая шуба королевы.

​Чёрно-белая шуба королевы в фильме… ​…и в реальности

Даже розовая пудра, которой на экране посыпаны парики Марии-Антуанетты, действительно использовалась некоторыми модницами XVIII века. Вот до каких вершин исторического правдоподобия может довести художника хороший бюджет фильма.

Статья по материалам The Costume Vault.

Автор Валерия Шмырова специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации.

Открыт набор на курс «Референсы и драфты». Автор курса — художник по персонажам в Fortnite (Epic Games) Григорий Лебидько, куратор группы — Александр Труфанов. Курс для тех, кто любит и умеет рисовать, и хочет плотно прокачать навык дизайна персонажей до уровня «мидкор» и выше. Скажите, что пришли с DTF и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.

Работа выпускника курса​ Анатолий Иванов

#кино #костюмы #нарратив #дизайн

Достойно королевы! 15 вещей в стиле Марии-Антуанетты

Необычные вязаные ботильоны со шнуровкой и сентиментальной цветочной вышивкой напоминают лучшие традиции придворного рукоделия — самого модного хобби женщин высшего света на протяжении многих веков. Впрочем, модный дом Fendi поместил эти мотивы на плоскость обуви. Кажется, стиль рококо возвращается!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ботильоны Fendi, 64 299 руб. (на сайте Farfetch)

Можем без зазрения совести сказать, что модный дом Versace способен создать сумки, достойные двора Людовика XIV… А не его ли профиль украшает эту малышку с архитектурным названием «Ампирный Палаццо»?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Читайте также:  Медовый месяц: уютный отель в Камбодже

Сумка Versace, 62 371 руб. (на сайте Farfetch)

Топ-бандо из серой ткани с люрексом — отличный способ добавить неожиданную деталь в привычный комплект. Надевай поверх рубашки или трикотажного платья и дополняй изысканной обувью, достойной королевы. Внимание приближенных обеспечено!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Серебристый Топ H&M, 799 руб.

Асимметричное платье с цветочным узором и завязками от Simone Rocha — повод выйти на внеплановую прогулку по одному из королевских садов. И всех подруг стоит снаряжать в том же духе — пусть платье будет на одно плечо, и непременно в цветок!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Платье Simone Rocha, 297 423 руб. (на сайте Farfetch)

Очки с цветами в прозрачной пластиковой оправе вроде тех, что сегодня выпускают Gucci, будут особенно кстати, если королева решит отправиться на ферму в Версале, где ради увеселения двора выращивают упитанных кур и умилительных кроликов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очки Gucci, 22 027 руб. (на сайте Farfetch)

Белый хлопковый пояс-корсет с металлическими люверсами дополнит и лаконичное черное платье, и сдержанный брючный костюм, и классический плащ — просто надень его поверх любого из этих предметов гардероба и добавь сумку в духе Марии-Антуанетты. Образ королевы бизнеса с весьма прогрессивными взглядами готов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пояс Zara, 1799 руб.

Миниатюрным любительницам придворного стиля может прийтись по вкусу жаккардовое мини-платье с ампирной линией талии и спущенными рукавами. Отличный вариант для вечеринки, если хочется похвастаться стройными ногами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лиловое платье Asos Salon, 6097 руб.

Требуется наряд для дневного чая? Моднице уровня Марии-Антуанетты подойдет вечернее платье Rochas с розовым цветочным узором и кружевными лямками. Как это у подданных нет хлеба? Пусть едят пирожные!

Платье Rochas, 254 973 руб.  (на сайте Farfetch)

Платье для более консервативных принцесс — практически историческое: с закрытыми прозрачной тканью плечами, воротником-чокером и узором пейсли на нежно-розовой жаккардовой ткани. И уже по совсем другой цене.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Платье Chi Chi London, 4715 руб. (на сайте Asos)

Ботильоны с бантами, визуально имитирующие придворные туфли — явный тренд сезона. Модель в бежевой коже отлично подойдет для будней, добавив луку королевского лоска, а варианты из бархата или жаккарда подойдут для вечерних выходов, если ты остановила свой выбор на брюках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ботильоны Asos, 3658 руб.

  • Если тренд на открытые плечи тебе еще не надоел, вспомни исторические наряды, обнажающие ключицы, и останови выбор на топе с баской, спущенными рукавами и оборками от Rochas.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

  1. Ярусный топ Rochas, 39 439 руб. (на сайте Farfetch)
  2. Поясная сумка Fenty Puma x Rihanna в виде большого розового банта не только для принцесс в стиле «хип-хоп» или «поп» — солидным аристократичным особам этот аксессуар тоже подойдет.

Сумка Fenty Puma x Rihanna, 12 524 руб. (на сайте Macy's)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Платья на фижмах — уже даже не позапрошлый век, но похожий силуэт, пусть и с поправкой на рукава и длину подола, предлагает Delpozo. Отлично подойдет для торжественных случаев: нетривиально, красиво и нежно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Платье Delpozo, 144 958 руб. (на сайте Farfetch)

Декоративные рукава от Ann Demeulemeester — необычное дополнение к повседневному комплекту. Также весьма удачно будет смотреться не только с голубой рубашкой и джинсами, но и, например, с предыдущим платьем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рукава Ann Demeulemeester, 28 159 руб. (на сайте Farfetch)

Голубая сумка с вышивкой бисером и пайетками, бамбуковой ручкой и ремнем с полоской — что может быть лучше, чтобы сложить туда монарший телефон и губную помаду? Лучшие решения для современных расточительниц, как всегда, придумывает модный дом Gucci.

Сумка Gucci, 270 300 руб. (на сайте Farfetch)

"Сорочка королевы" или Скандальное платье Марии Антуанетты

Королева Франции и икона стиля XVIII века Мария Антуанетта обожала роскошные наряды. Но на их фоне особняком стоит платье, которое войдёт в историю моды под названием «сорочка королевы». У него, очень простого, непростая история.

Антуан Лоран Лавуазье с супругой, Жак-Луи Давид, 1788. Из коллекции музея Метрополитан (Нью-Йорк). Мадам Лавуазье — в модном платье-сорочке

Источники вдохновения

Королева тратила огромные суммы на наряды, и недовольство в стране всё время возрастало. Так что со временем она стала пытаться демонстративно отказаться от роскоши. Кроме того, становясь старше, она искала способы подчеркнуть увядающую красоту и скрыть недостатки. А ещё королева часто была в положении, и нуждалась в одежде, прежде всего, удобной.

Сказалось и воздействие идей философа Руссо, призывавшего вернуться к природе, и растущая популярность английского костюма (более практичного, чем французский).

Ну а ещё прекрасные креолки в своих далёких провинциях были не в силах носить в тропическом климате плотный шёлк. Они предпочитали свободные платья из белоснежного хлопка.

И со временем возник новый модный наряд…

Это не сорочка!

Пусть название «сорочка королевы» (или «платье-сорочка») не вводит вас в заблуждение. Это не нижнее бельё, а полноценное платье. Однако по сравнению с обычными нарядами той эпохи оно было таким простым, что параллель, которую провели современники, не удивляет.

Платье 1780-х из коллекции Манчестерской галерет костюма

Революция в моде

Это была не одна модель, а, скорее, тип платьев.

Леди Элизабет Фостер, Ангелика Кауффманн, 1785. Из коллекции Икворт-Хауса.

  • Их шили из тонких лёгких тканей — например, муслина, батиста, шёлкового газа.
  • Чаще всего они были белыми. Но не обязательно. А иногда полупрозрачное белое платье надевали поверх нижнего из цветной атласной или шёлковой ткани.
  • Под них надевали не жёсткий корсет, а мягкий. И никаких фижм! Просто нижние юбки.
  • Платья-сорочки надевали через голову. Легко и просто. Как сорочку, да.
  • Они были свободными, со множеством складок. На талии их просто перехватывали широкими кушаками.
  • А вот отделка была простой и лаконичной, разве что немного оборок.
  • Зачастую такие платья даже можно было стирать, а не чистить (в отличие от остальных, из шёлка и бархата, со сложной отделкой).

Неэкономная экономика

Простота стиля была, конечно, обманчивой. Лишь по-настоящему богатые женщины могли позволить себе светлые платья – им не нужно было волноваться, что они испачкаются.

А французской экономике платья-сорочки нанесли существенный ущерб. Британия, можно сказать, благословляла модистку королевы Розу Бертен! Ведь муслин и тонкое полотно Франция стала заказывать в Шотландии. Зато местное шёлковое производство стало приходить в упадок, и, по свидетельству одного из современников, не менее трети лионских ткачей в 1780-ых потеряло работу!

Скандальный портрет

Попытка упростить костюм не избавила Марию Антуанетту от критики, наоборот. Простые наряды считались недостойными королевы и подрывали её репутацию. Мол, не должна она одеваться как обычная женщина!

Когда портрет Марии Антуанетты в таком платье был выставлен в парижском Салоне, термин «сорочка королевы» был уже известен. Однако народ воспринял его буквально – распространился слух, что королева, о ужас, изображена в нательной сорочке.

Мария Антуанетта, Элизабет Виже-Лебрён, 1783. Из частной коллекции.

Возмущение было так велико, что даже, когда стало понятно, что она там всё-таки не в белье, а в платье, пусть и простом, портрет пришлось убрать. «Из-за нескромности костюма, особенно если речь о королеве». Взамен был выставлен другой, аналогичный, но уже в достойном наряде.

Мария Антуанетта, Элизабет Виже-Лебрён, 1783. Версаль.

Мария Антуанетта не была первой женщиной, надевшей такое платье. Но именно она сделала его по-настоящему популярным. И критиковали, конечно же, больше всего именно её…

Ссылка на основную публикацию