Импрессионисты и авангардисты, самоучки и профи, русские и грузины — любви все художники покорны. Ко Дню святого Валентина «Газета.Ru» выбрала 10 картин, которые показывают жизнь глазами влюбленных и любящих.
- close
- 100%
Таня Самошкина — художник-самоучка, иллюстратор из Харькова. Родилась 29 июля 1991 года, окончила Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды. став преподавателем украинского языка и литературы. Но по профессии не работала. Увлеклась живописью, переехала в Петербург, сейчас живет в Бруклине (Нью-Йорк).
«Не могу просто нарисовать яблоко или вазу, обязательно подрисую к яблоку червяка, а к вазе еще что-то рядом. Скопировать действительность могут все при желании, а вот включить фантазию – это уже интересно. ..
.Не бойтесь рисовать и не думайте, что о вас скажут. …Чье-то мнение не играет никакой роли, особенно, если ты этого человека не знаешь и не видел. …Главное — не бояться» (из интервью Тани Doodle&Sketch).
Юрий Пименов. «Лирическое новоселье». «Свадьба на завтрашней улице»
- close
- 100%
Знаменитый советский художник, сценограф, график, профессор Юрий Пименов родился в Москве, в 20-е гг. учился во ВХУТЕМАСе у Фаворского и Малютина. Мастер киноплаката, один из основателей Общества станковистов, академик АХ СССР, обладатель самых разных званий и премий, среди которых — Народный художник СССР (1970), Ленинская премия (1967), две Сталинские премии (1947, 1950). Картины художника находятся во многих крупных музеях страны.
Звиад Гоголаури. «Прогулка на велосипеде»
- close
- 100%
Работы грузинского художника Звиада Гоголаури находятся в коллекциях семьи Рокфеллер и французского актера Пьера Ришара. Гоголаури учился в Школе искусств Руставели, Цхинвальском художественном училище и Тбилисской академии художественного искусства. Участник многих выставок в Грузии, Европе, США, России.
Владимир Маковский. «Варят варенье»
- close
- 100%
Работа знаменитого потомственного художника-передвижника Владимира Маковского «Варят варенье» (1876) хранится в Третьяковской галерее. Это одна из многочисленных жанровых работ художника, которого называли «мастером малого жанра».
Сын одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Владимир Маковский рос в атмосфере творчества и свободы.
В доме на набережной Москва-реки, напротив Кремля, устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера, а частыми гостями семейства были Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, а также художник Тропинин, который стал первым учителем юного Володи. Четверо детей Маковских стали художниками, а пятая — Мария — певицей.
Климт. «Поцелуй»
- close
- 100%
Картина культового австрийского художника и исследователя женского тела «Поцелуй» была написана в 1907-1908 гг. — в это «золотое» время своей карьеры художник много работал с сусальным золотом. По мнению некоторых исследователей, на полотне художник изобразил самого себя и свою возлюбленную Эмилию Флеге — дочь фабриканта, модельера, владелицу венского салона от кутюр «Сестры Флеге».
«Поцелуй» хранится в Галерее Бельведер в Вене.
Марианна Калачева. Серия «Романтическое настроение»
- close
- 100%
Болгарская художница Марианна Калачева родом из Пловдива. Родилась в 1977 году, в 2003-м окончила местную Академию музыки, танца и изобразительного искусства в Пловдиве. Член болгарского союза художников.
Шагал. «Прогулка»
- close
- 100%
Знаменитая «Прогулка» Марка Шагала — одна из самых узнаваемых работ художника-авангардиста. На полотне Шагал изобразил себя и первую жену Беллу Розефельд — главную женщину своей жизни. Он познакомился с Беллой осенью 1909-го в Витебске.
«Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, ее глаза! — я тоже.
Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз.
И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа» (из книги Марка Шагала «Моя жизнь»).
Позднее художник говорил: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Шагал прожил с Беллой 29 счастливых лет, до самой ее смерти 2 сентября 1944 года. После похорон художник попросил дочь Иду выбросить кисти и краски и в течение 9 месяцев не написал ни одной картины. Позднее он женился второй раз, но до конца своей жизни отказывался говорить о Белле как об умершей.
Puuung
- close
- 100%
Работы корейской художницы рассказывают о жизни одной пары. Юноша и девушка гуляют, катаются на коньках, ужинают у камина, смеются, согревают друг друга, смотрят на город, читают, говорят — живут обычной жизнью, в которой есть слово «вместе» и настоящее чувство.
«Каждый сталкивается с любовью, — пишет на своем сайте Puuung. — И увидеть это чувство можно, просто осмотрев свою обычную жизнь. Я пытаюсь найти проявление любви в том, что мы делаем каждый день, и придать важности этим действиям на уровне искусства».
Рон Хикс. «Забери меня с собой»
- close
- 100%
Рон Хикс — американский художник-импрессионист. Родился в 1965 году в Колумбусе (штат Огайо). С детства мечтал стать художником — его мать была художницей. ПОсле окончания местного колледжа искусства и дизайна переехал в Денвер, где поступил в Университет Колорадо.
Работы художника, которого сравнивают с Рембрандтом и Домье, представлены во многих галереях и музеях, а сам Рон Хикс регулярно участвует в выставках и проводит семинары в США и других странах мира.
Николай Ярошенко. «Двое на качелях»
- close
- 100%
Выдающийся и несправедливо забытый русский художник-передвижник, портретист и пейзажист Николай Ярошенко родился в 1846 году в Полтаве, в потомственной военной семье.
Любовь к точным наукам и учеба в Михайловской артиллерийской академии не помешали будущему художнику параллельно посещать занятия в Академии художеств, а также брать уроки рисования у Андриана Волкова и у Ивана Крамского в вечерних классах школы Общества поощрения художеств.
После женитьбы на Марие Невротиной — курсистке, бестужевке, общественной деятельнице — Ярошенко уехал с молодой женой на Кавказ, где написал свои первые пейзажи.
В 1884 году с легкой руки критика Владимира Стасова художник получил прозвище «портретиста гор». Через год Ярошенко купил в Кисловодске дом и прожил на своей «белой вилле» с женой до самой смерти.
На знаменитых «ярошенковских субботах» бывали не только лучшие писатели, художники, ученые своего времени, но и прогрессивная молодежь.
«Целуй меня, целуй…» : Картины художников разных времен, увековечившие трепетность и нежность поцелуев
Прикрыть глаза и ощутить всю прелесть поцелуя и нежность губ любимого человека…
Что может быть желаннее и романтичнее, сладостнее и чудеснее этой минуты?
Наука уже давно подвела под это явление свои теории и с биологической, и с сексуальной, и с социальной точки зрения.
Художники так же не остались в стороне. Уж очень любили запечатлевать и увековечивать поцелуи некоторые живописцы за последние века на своих полотнах.
Сейчас никто толком сказать не может, с каких времен поцелуй вошел в жизнь человечества. Но хотелось бы заметить, что кроме людей этим занимаются только шимпанзе и их карликовые родственники бонобо.
Еще поговаривают, что поцелуи в Европу пришли из Древнего Рима, где муж приходя домой целовал жену, чтобы проверить не пила ли она вина.
Со временем эта традиция переросла в нечто большее, и поцелуи начали вызывать щемящее чувство нежности, вожделения и романтики.
«Поцелуй (Le Baiser)». Шарль Эмиль Огюст Дюран.
Стоит однако заметить, что у разных народов и в разные времена отношение к поцелуям было неоднозначное. У многих народов Африки, Америки, Азии, к примеру, поцелуев вообще не существует и по сей день, они к ним относятся как к чему-то совершенно неприличному.
В некоторых странах Востока поцелуи считаются развратным явлением. На островах Фиджи не знают, что такое поцелуи и поэтому для выражения своих чувств влюбленные энергично пыхтят, дыша носом, а в некоторых племенах влюбленные до сих пор трутся друг о друга носами.
И возвращаясь к теме поцелуя в творчестве художников, хотелось бы предложить подборку репродукций знаменитых и малоизвестных мастеров разных стран, творивших на протяжении трех веков.
Каждый из которых вложил в свое произведение, в свой поцелуй определенный смысл: от романтического, соблазнительного, страстного и до невинного детского.
Жан Оноре Фрагонар
«Поцелуй украдкой» конец 1780-х. Жан Оноре Фрагонар.
Жан Оноре Фрагонар был знаменит в 18 столетии своими изысканными романтическими полотнами в стиле рококо. Одна из его самых известных картин считается «Тайная страсть», имеющая и еще одно название — «Поцелуй украдкой». С конца 19 века это изысканное творение экспонируется в Эрмитаже Питера.
Данте Габриэль Россетти
«Паоло и Франческа да Римини» (1867 год). Данте Габриэль Россетти.
Известный английский поэт и художник Данте Габриэль Россетти в своем произведении увековечил средневековую историю любви Франчески да Римини и Паоло, которые застыли на его полотне в нежном поцелуе. Известно, что за прототип образа Франчески была взята умершая жена художника, британская поэтесса Элизабет Сидалл.
Жан Огюст Доминик Энгр
«Паоло и Франческа» (1819 год). Жан Огюст Доминик Энгр.
Французский живописец Жан Огюст Доминик Энгр не один раз обращался к несчастной истории любви Франчески да Римини. Свое вдохновение он черпал из «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Вильям Бугро
«Первый поцелуй», «Купидон и Психея в детстве». (1890 год). Вильям Бугро.
Произведение «Купидон и Психея в детстве» известного французского художника-академиста Вильяма Бугро, наполнено умилительной атмосферой детской дружбы. Как-то по ошибке картину назвали «Первый поцелуй», поэтому в наше время это трогательное произведение широко известно именно под таким названием.
Фредерик Лейтон
«Молодые супруги». (1882 год). Фредерик Лейтон.
Барон Фредерик Лейтон английский художник, творивший в стиле викторианского академизма, умел наполнить свою салонную живопись трогательностью, романтизмом нежной страстью.
«Молодой рыбак и Сирена». Фредерик Лейтон.
А здесь воля юноши как бы растворилась в сладких песнях сирены и ее нежном поцелуе. Еще чуть-чуть и она завладеет своей добычей и погубит молодую душу.
Юлиус Кронберг
«Ромео и Джульетта на балконе» (1886 год). Юлиус Кронберг.
Шведский художник Юлиус Кронберг удивительно передал в динамике на своем полотне и порыв, и страсть, и нежность, и отчаяние влюбленной юной пары.
Эдвард Мунк
«Поцелуй» (1897 год). Эдвард Мунк.
Норвежский экспрессионист Эдвард Мунк также внес свой вклад в романтическое искусство. Влюбленных он изобразил стоящих напротив окна, спрятав их от внешнего мира темной занавеской. Мужчина и женщина — единое целое. Художник напрочь стер между ними существующие границы.
Анри де Тулуз-Лотрек
«Поцелуй». Анри де Тулуз-Лотрек
И снова французский живописец… Что ни говори, а французы знали толк в поцелуях с давних времен.
Густав Климт
«Поцелуй» ( 1907-1908 года). Густав Климт.
Мегапопулярное произведение прославленного австрийца Густава Климта «Поцелуй» выполнено в уникальном стиле с использованием сусального золота. По сведениям некоторых искусствоведов, на этой картине Климт увековечил себя и свою возлюбленную Эмилию Флёге.
Рене Магритт
«Поцелуй». (1957 год). Рене Магритт.
Рене Магритт – бельгиец, один из самых узнаваемых художников-сюрреалистов 20 века. Необычна у живописца передача человеческих лиц. Но на это у автора была своя причина.
Даниэль Дель Орфано и другие современные художники
- Красный зонт и поцелуй от Даниэля Дель Орфано.
- Современный американский художник Даниэль Дель Орфано, который в своей романтической живописи использует всегда неизменный аксессуар — красный зонт, придающий композициям особый шарм.
- Красный зонт и поцелуй от Даниэля Дель Орфано.
- Глядя на работы современных мастеров живописи, хочется добавить удивительные поэтические строки посвященные поцелуям Сергея Есенина, знавшего в них толк.
- Красный зонт и поцелуй от Даниэля Дель Орфано.
Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.
Живопись от Рона Хикса.
Опрокинутая кружка
Средь веселых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз!
Живопись от Рона Хикса.- Оглядись спокойным взором,
Посмотри: во мгле сырой
Месяц, словно желтый ворон,
Кружит, вьется над землей.
Живопись от Рона Хикса.
Ну, целуй же! Так хочу я.
Песню тлен пропел и мне.
Видно, смерть мою почуял
Тот, кто вьется в вышине.
Живопись от Рона Хикса.
Увядающая сила!
Умирать так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.
Живопись от Леонида Афремова.- Чтоб все время в синих дремах,
Не стыдясь и не тая,
В нежном шелесте черемух
Раздавалось: «Я твоя».
Живопись от Леонида Афремова.- И чтоб свет над полной кружкой
Легкой пеной не погас —
Пей и пой, моя подружка:
На земле живут лишь раз!- Живопись от Леонида Афремова.
- Источник
Кристина созерцатель Кристина созерцатель
Поцелуй, густав климт — описание картины — Галерея
В каждом периоде и стиле мирового искусства есть знаковые произведения, вобравшие в себя все характерные черты, приёмы и особенности эпохи. Именно такова картина Густава Климта «Поцелуй».
Сейчас её называют шедевром первых десятилетий ХХ ст., однако в своё время художник стал жертвой недопонимания, удивления и протестов.
О том, как было создано это панно, о его истории, значении и символике и поведает Вам наша статья.
Густав Климт — судьба живописца
Карьера Густава Климта была неоднородной. Несмотря на восхищение публики, критики не всегда принимали его работы благосклонно. И в конце XIX ст. художник окончательно изменил свои взгляды, отринув традиционную австрийскую живопись.
Он основал собственную культурную группу – Венский Сецессион. В ней собрались представители авангарда, символизма, модернизма и импрессионизма, бросающие вызов общепринятым ценностям.
Так, аллегорические картины мастера «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» обыватели назвали «порнографическими».
Однако постепенно пути Климта и основанной им организации разошлись. В 1906 г. он оставил Сецессион и стал одним из вдохновителей Союза австрийских художников.
Этот период стал одним из самых плодотворных в творчестве живописца, хотя и заставил его сомневаться в своих способностях, сознаваясь об этом в письмах: «Кажется, я стал чересчур старым, или очень нервным, или слишком глупым – что-то явно идет не так».
![]() |
Популярные товары | ![]() |
Как раз тогда мастер и создал одно из своих наиболее знаменитых полотен – сейчас описание картины Густав Климт «Поцелуй» известно каждому, кто хоть немного интересуется искусством. Что же зашифровано в работе? Читайте об этом далее.
Толкование и гипотезы – что означает произведение?
На этом панно, созданном в 1908-1909 гг., запечатлена пара влюблённых, наряженных в яркие, покрытые загадочными узорами одежды.
- Они олицетворяют неразрывное единение мужского и женского начал, противоположности, которые тянутся друг к другу.
- Стилистика работы традиционна для модерна, однако тяготение к геометрическим формам (орнамент на фигуре мужчины состоит из квадратов и прямоугольников, тогда как даму украшают круги и спирали) более характерно для движения «Arts and Crafts».
- Исследователи допускают, что в качестве модели мастер использовал свою любимую женщину – Эмилию Луизу Флеге.
Но есть и другое мнение – оно гласит, что натурщицей была Адель Блох-Бауэр (дочь генерального директора Венского банковского союза).
А ещё одна теория утверждает, что живописец изобразил «Красную Хильду» – рыжеволосую красавицу, которая присутствует на таких произведениях, как «Даная», «Золотая рыбка» и «Дама со шляпкой и боа из перьев».
А вот личность мужчины до сих пор остаётся не прояснённой – некоторые даже считают, что им мог быть сам австрийский художник Густав Климт! «Поцелуй» – достаточно нетипичная работа, ведь на большинстве полотен мастера показаны только женщины.
В этом произведении чётко проявилась любовь Г. Климта к византийским мозаикам. Вдохновлённый древними работами, он наносил сусальное золото поверх обычных масляных красок – именно поэтому картина выглядит так эффектно.
Впрочем, в своё время подобный приём вызывал протесты со стороны церкви.
Некоторые священники считали, что кощунственно использовать сакральный материал (тонким слоем благородного металла издавна покрывали иконы и купола храмов) для воссоздания земной красоты и чувственности.
Стоимость полотна
Несмотря на то, что другие произведения художника часто критиковали, «Поцелуй» получал только хвалебные и положительные отзывы.
В частности, Галерея Бельведер (один из самых крупных венских музеев) выкупила картину ещё до того, как живописец её завершил. А её цена составила рекордные на то время 25 тыс. крон (приблизительно 240 000 $).
Такая щедрость превзошла все ожидания, ведь до этого максимальной суммой, уплаченной австрийскими коллекционерами за живописное полотно, было всего 500 крон!
Это панно причислено к национальным сокровищам Австрии, поэтому вряд ли оно когда-нибудь будет продано. Тем не менее, если подобное всё же произойдёт, стоимость работы грозит превысить любые ожидания, ведь произведения Г. Климта пользуются грандиозным успехом. Например, в 2006 г.
«Портрет Адели Блох-Бауэр» ушёл с молотка за 135 млн. $.
Впрочем, у Вас всегда есть возможность украсить свой дом более доступной репродукцией – картина из янтаря «Поцелуй» в точности воспроизводит оригинал, а насыщенные тона полесских самоцветов великолепно подошли для передачи окружающего его золотого ореола.
Густав Климт «Поцелуй» — репродукции из янтаря от ТМ «Янтарь Полесья» |
Картина «Поцелуй» в мировой культуре
Популярность этого произведения трудно переоценить. Его копии можно увидеть повсеместно – от открыток и блокнотов до плакатов и рекламных роликов. Однако подобные работы не всегда достоверны.
Оригинальные размеры полотна довольно масштабны – оно представляет собой квадрат 180*180 см. Поэтому издатели часто обрезают фон шедевра, придавая ему более привычную прямоугольную форму. Если Вы желаете купить картину из янтаря, обязательно обратите внимание на её размеры.
А в 2016 г. знаменитое произведение запечатлели даже… на денежных знаках! Монетный двор Австрии отчеканил золотую монету номиналом 50 €. На одной стороне показан портрет Г. Климта, а другую украшал фрагмент картины «Поцелуй».
Как известно, работы художника присутствуют в интерьере многих дворцов, музеев, галерей. Именно поэтому картина «Поцелуй» – идеальный декоративный акцент. Она великолепно впишется в любой дизайн благодаря своему неординарному, привлекательному и заметному виду.
А наш магазин изделий из янтаря может предложить Вам и другие панно и даже декоративные тарелки, выдержанные в духе модерна.
Такие произведения ручной работы, переливающиеся тёплыми огоньками солнечных самоцветов, сделают Ваш дом стильным, уютным и гостеприимным!
Источник:
Шедевр Густава Климта «Поцелуй»
Новости : 10 фактов о
Величайший шедевр модернистского искусства и самая знаменитая картина Густава Климта «Поцелуй» на первый взгляд воспринимается как традиционный романтический сюжет — незамысловатый и плоский. Но если остановиться и впустить в себя картину, то станет ясно почему её так любят во всём мире и в любом возрасте.
Russia ART News поможет Вам полюбить этот шедевр и расскажет 10 удивительных фактов о «Поцелуе» Густава Климта.
1. Великая картина была написана не в лучшие времена.
Художник известный нестандартными взлядами на медицину,филосовию и право, в начале ХХ века столкнулся с непониманием Венского сецессиона. Причиной стала «нагота», которая присутствовала на полотнах Климта. Тогда подобные работы воспринимались как «извращение и порнография»
2. Неожиданный успех пришел еще до завершения картины
В 1908 году «Поцелуй» впервые выставили в австрийской Галерее искусств. Галерея Бельведер приобрела картину еще фактически не завершенную. Галлерея сделала предложение от которого нельзя было отказаться — 25 000 крон (приблизительно $ 240 000 на сегодняшний день). Прежде самая высокая цена, которую отдали за картину в Австрии, составляла 500 крон.
3. Теперь «Поцелуй» стоит миллионны долларов
Австрия считает даную работу Климта национальным достоянием. В связи с этим, Венский музей не намерен продавать полотно. Но по прогнозам специалистов — «Поцелуй» снова установит рекорд продаж. Ведь, в 2006 году менее известная работа Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр» ушла с молотка за $ 135 млн.
4. Картина Климта – смешение стилей
Поза любовников, изображенных на «Поцелуе», отражает стилистику, которая характерна для венского модернизма.
Но простая форма и золотая окантовка их плащей скорее относятся к движению Arts and Crafts, а использование спиралей относится и вовсе к искусству бронзового века.
Вдохновленный византийскими мозаиками, Климт смешивал сусальное золото с масляными красками, что стало его индивидуальной чертой.
5. «Поцелуй» необычная работа для самого Климта
На своих картинах мастер предпочитал изображать женщин. Поэтому появление в сюжете мужчины оказалось неожиданным. Скромные одежды любовников также более консервативны, чем те, которые ранее присутствовали на его картинах.
- 6. Есть причины полагать, что это автопортрет
- Некоторые искусствоведы настаивают, что влюбленные, слившиеся нежном поцелуе — сам австрийский художник Густав Климт и его любимая — австрийский модельер Эмилия Флёге
- 7. На картине изображена натурщица
Противоположное мнение — женщина изображенная на картине «Поцелуй» была Адели Блох-Бауэр, которая позировала еще для одной картины — «Портрета Адели Блох-Бауэр». Третья теория гласит, что рыжие волосы свидетельствуют о том, что девушка является «Красной Хильдой» — моделью, с которой Климт писал «Данаю», «Даму со шляпкой и боа из перьев» и «Золотую рыбку».
8. Форму картины часто представляют искаженной
Оригинальная картина Климта представляет собой квадрат. Но популярностьработы привела к появлению огромного числа репродукций на плакатах, открытках и всяческих сувенирах. Поэтому обрезают правую и левую части картины, чтобы сделать ее форму более стандартной, прямоугольной.
- 9. Климта вместе со своей лучшей работой можно увидеть на монетах
- В 2003 году Австрия выпустила памятную монету номиналом 100 евро, на одной стороне которой был изображен «Поцелуй», а на обратной — портрет Климта.
- 10. Полотно с самого начала завладело сердцами критиков
Возможно, это случилось из-за масштабности картины или применения сусального золота. А может и из-за гения художника. Но в любом случае «Поцелуй» получал только хвалебные отзывы от критиков.
7 шедевров мирового искусства про поцелуи
?
Шакко (shakko.ru) wrote, 2017-02-14 11:10:00 Шакко shakko.ru 2017-02-14 11:10:00 Categories: Накануне Дня Святого Валентина мы решили вспомнить самые романтичные и страстные поцелуи в мировом искусстве за последнюю пару тысяч лет. Смотрим на картины, фрески и статуи и изучаем истории любви мифических героев, персонажей книг и просто безымянных возлюбленных.
ЦИКЛОП И НИМФА
Одно из древнейших изображений поцелуев в живописи – фреска «Полифем и Галатея», которую нашли при раскопках Помпей. Созданная примерно полвека спустя после Рождества Христова, она изображает нимфу Галатею в объятиях циклопа Полифема.
Этого одноглазого великана, сына бога Посейдона, мы помним по «Одиссее»: там главный герой оказывается в плену в пещере людоеда Полифема, и сбежать Одиссею удается, только выколов тому глаз.
Фреска посвящена более раннему и счастливому периоду в жизни Полифема – он влюблен в морскую нимфу-нереиду Галатею, и та отвечает ему взаимностью. Кстати, в другом, более популярном варианте этого мифа, изложенном в «Метаморфозах» Овидия, на множестве картин и в операх, все было не так отрадно.
Галатея отвергла любовь Полифема ради пастуха Акида, и ревнивый великан убил соперника, сбросив на него скалу.
Фреска «Циклоп Полифем и нимфа Галатея», Помпеи, 50-79 гг. н.э. Национальный Археологический музей (Неаполь).
Фреска была раскопана в «Доме Древней Охоты» (большинство зданий в Помпеях имеют прозвища), но сегодня хранится в Археологическом музее Неаполя, причем входит в коллекцию его так называемого «Секретного кабинета». Туда в XIX веке попадало всякое неприличное искусство, например, порнографические фрески из помпейских публичных домов – лупанариев, или скульптуры с гипертрофированными половыми органами. Обычным посетителям музея эту коллекцию не показывали (хотя сегодня, конечно, она уже открыта для обозрения). Ничего неприличного вроде в этой фреске нет, но уж больно страстно смуглый пастух сжимает в объятиях белоснежную морскую деву – католическая публика была смущена.
СИЛАЧ И ЦАРИЦА
Сюжет картины «Геркулес и Омфала» взят из древнегреческой мифологии: знаменитый герой Геракл (Геркулес) в наказание за свое буйство был отправлен богами в изгнание. Его отдали во временное рабство лидийской царице Омфале.
Правительница развлекалась как могла – наряжала Геракла в женскую одежду и заставляла прясть (первая арт-терапия в истории), а сама накидывала его львиную шкуру и играла с дубинкой.
Впрочем, Омфала находила своему «рабу» и другое применение: за время его ссылки у них родилось несколько детей.
Франсуа Буше. «Геркулес и Омфала». 1732-1734, ГМИИ
Знаменитый французский живописец XVIII века Франсуа Буше обычно писал напудренных кавалеров и дам в кринолинах или же изящных, будто фарфоровых, нимф и игривых пастушков – на дворе царица эпоха рококо. Но на этом полотне пылают горячие страсти. Никаких одежд на любовниках уже нет, только купидончики в правом нижнем углу подбирают с пола упавшую львиную шкуру Омфалы и прялку Геракла. Нетипичная для Буше темпераментность объясняется просто – картина раннего периода художника, когда на него еще влиял чувственный и эффектный Рубенс. Картина – один из шедевров Буше, и приятно, что увидеть ее можно в Пушкинском музее в Москве, куда был передан из Эрмитажа в 1930-е. До этого «Геракл и Омфала» украшали петербургский дворец князей Юсуповых.
ДАМА И КАВАЛЕР
А вот уже типичный поцелуй эпохи рококо, написанный младшим современником Буше – Фрагонаром. Имен у персонажей, изображенных на картине «Поцелуй украдкой», нет, это просто галантная сценка, занимательная история, которую художник рассказывает зрителю. На заднем плане через приоткрытую дверь мы видим почтенных дам в чепчиках, которые играют в карты.
Героиня картины, очевидно, участвует в игре, но вышла в соседнюю комнату – будуар, так как замерзла и захотела взять шаль. (Обратите внимание на мебель, на которой лежит шаль – это круглый швейный столик, из ящичка которого вываливаются ленточки). Тут-то ее и подкараулил возлюбленный – чтобы чмокнуть в щечку, пока старухи не заметили.
Жан-Оноре Фрагонар.
«Поцелуй украдкой», конец 1780-х гг., Эрмитаж
Типичный сюжет для игривой живописи той эпохи, но особенную прелесть картине придает особенная перламутровая фактура, жемчужная атмосфера. Дело в том, что автор тоже изучал художников XVII века, но не буйного Рубенса, а нежных «малых голландцев» Терборха и Метсю, и, может быть, Вермеера. Именно у них Фрагонар и научился не только видеть поэзию в бытовых сценках, но и показывать, что серый цвет тоже может быть красив. Кстати, ученые установили, что свой знаменитый шедевр Фрагонар писал не один – большую лепту в создании картины внесла женщина, Маргерит Жерар, его ученица и младшая сестра жены. Этот шедевр тоже можно увидеть в России. В коллекцию Эрмитажа картина попала в XIX веке, а до этого она принадлежала последнему королю Польши, возлюбленному Екатерины Великой Станиславу Понятовскому.
ДЕВЕРЬ И НЕВЕСТКА
На картине «Паоло и Франческа» изображены злосчастные итальянские возлюбленные XIII века – жена правителя Равенны Франческа да Римини и младший брат ее мужа, Паоло Малатеста. Как далеко их любовь зашла на самом деле неизвестно – в истории остался лишь тот вариант, который записал Данте.
В «Божественной комедии» души убитых влюбленных рассказывают, что как-то они вместе читали книгу о любви Ланселота и Гвиниверы, дошли до сладостного эпизода поцелуя королевы и рыцаря… И тут их собственные губы внезапно встретились в поцелуе. Рассказ на этом обрывается – если верить картине Энгра, именно в этот момент Паоло и Франческу и застал старый муж, вооруженный мечом.
Жан Огюст Доминик Энгр. «Паоло и Франческа». 1856-1860, (с) Sotheby’s, 2007
Классик французской живописи XIX века Энгр очень любил этот сюжет и возвращался к нему несколько раз на протяжении всей своей жизни. Первый вариант картины, более подробный, он написал еще в 1814 году, после того, как на французском языке был опубликован новый перевод «Божественной комедии», и истории оттуда вошли в моду. Это была одна из первых картин нового «стиля трубадур» – французской исторической живописи, романтизировавшей Средневековье и Возрождение. А данная версия, проданная на «Сотбис» за 264 тыс. долларов, практически во всем повторяет оригинал, созданный тридцатью годами раньше. Но только отбрасывает все лишнее, фокусируясь на главных героях. Детали здесь почти незаметны: выпавшая из рук Паолы книга обрезана рамой, фигура мужа скрыта в сумраке заднего фона.
СКУЛЬПТОР И СТАТУЯ
Героиня картины «Пигмалион и Галатея» – тезка нимфы, возлюбленной Полифема, о которой мы говорили раньше. Это совпадение имен неудивительно: «Галатея» означает «молочно-белая».
Отличное имя и для морской богини, поднимающейся из пены, и для ожившей мраморной статуи. Напомним миф – скульптор Пигмалион изваял скульптуру идеальной женщины, влюбился в нее и взмолился богине Афродиты. Та сотворила чудо и оживила статую.
Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея», 1890, Метрополитен-Музей (Нью-Йорк)
Полотно Жерома, созданное в 1890 году – прекрасный пример салонного искусства той эпохи, когда художники с удовольствием писали сладострастную женскую натуру, но обязательно старались прикрыть ее каким-нибудь благородным сюжетом. Жером обожал писать женщин с этого ракурса – таковы его «Вирсавия», «Рынок рабов в Риме», «Царь Кандавл» и многие другие полотна. Другая примета салонности – игривый Купидон на нелепом облаке. Впрочем, художнику удалось наполнить свою работу чувством – порыв влюбленных навстречу друг другу получился страстным. И завораживает смена оттенков женской кожи – от настоящего белого мрамора в нижней части фигуры до теплой живой кожи там, где к ней прикасается влюбленный Пигмалион.
ОН И ОНА
В произведении легендарного скульптора Родена «Поцелуй» мы опять встречаемся с персонажами Данте.
Статуя даже первоначально называлась «Франческа да Римини», но обобщенное имя, не привязанное к каким-либо личностям в истории, подошло, по мнению зрителей и критиков, к ней гораздо больше.
О сюжете трагического поцелуя Паоло и Франчески должна напомнить книга, изображенная на скамье – но ее заметить трудно. Влюбленные слились в объятиях, но их губы еще не соприкоснулись – это напоминание о том, самом решающем, миге в их жизни накануне гибели.
Роден изобразил их обнаженными, в отличие от Энгра отказавшись от средневековых одежд, и это придает вневременной, вечный оттенок композиции. Этот поцелуй мог случиться в любую эпоху.
Огюст Роден. «Поцелуй», 1889 (реплика 1903 года). Новая глиптотека Карлсберга (Копенгаген).
Герои наги, но не потому, что Роден хотел изобразить эротическую сцену. Дело в том, что, как и обнаженный «Мыслитель», эта статуя должна была войти в композицию масштабных многосоставных «Врат Ада». Именно в Аду путешественник Данте встречает души влюбленных, которые рассказывают ему о своем поцелуе. А на том свете души одежд не носят, они все голы. После того как «Франческу да Римини» увидела и переименовала публика, скульптура стала пользоваться такой популярностью, что Роден сделал несколько копий для самостоятельного экспонирования в музеях и парках.
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Кто изображен на одной и самых популярных картин Климта – неизвестно. Как и статуя Родена, она носит безличное название «Поцелуй», но на сей раз уже по собственной воле автора.
Одни считают, что это автопортрет художника с его возлюбленной Эмилией Флёге, другие – что с натурщицей по прозванию «Красная Хильда», которую он писал в «Данае» и других полотнах.
Есть версия, что картина посвящена сюжету из «Метаморфоз» Овидия – бог Аполлон целует нимфу Дафну, а она, не желая покоряться его страсти, превращается в дерево лавр.
Густав Климт. «Поцелуй». 1907-1908, Галерея Бельведер (Вена)
«Поцелуй» стал одним из самых известных произведений австрийского модерна – югендстиля, можно сказать, его «иконой». Слово это тем более справедливо, что Климт в обилии использовал в картине золото, подсмотрев этот ошеломляющий прием в раннехристианском искусстве, в особенности в византийских мозаиках Равенны. К «золотому периоду» Климта относится еще много работ, но «Поцелуй» стал самым знаменитым – и благодаря своей бьющей наповал ослепительной красоте, и благодаря чувству, которое удалось передать художнику.Софья Багдасароважурнал MY WAY, февраль 2017
А какие картины про поцелуи любите вы?Кидайте в комменты, пожалуйста.
(Кроме поцелуя Брежнева с Берлинской стены, который все-таки не про любовь)
Искусство поцелуя: 6 страстных картин, которые круче любой валентинки
1907-1908, Австрия
Тот самый «Поцелуй», который точно знают все ????
2016, США
Малкольм Липке начинал учиться в художественном колледже Art Center College of Design в Лос-Анджелесе, но через полтора года бросил и уехал в Нью-Йорк. И здесь уже самостоятельно изучал творчество выдающихся художников.
Сейчас он сам уже стал вдохновением для многих современных художников. Его творчество, кстати, украшало обложки самых топовых изданий — Time, Newsweek и Forbes. И пишет он, как правило, вот такие чувственные картины.
2002, Норвегия
Норвежский художник Одд Нердрум — большой поклонник Рембрандта и Караваджо (и по его картинам это заметно). Правда, сам он просит его творчество рассматривать как китч. Если немножко погуглишь другие его картины, сама поймешь, в чем там фишка ???? Однако среди множества его «стебных» картин имеется и, например, такой вот страстный «Поцелуй».
1897, Норвегия
Мунка знают все. Вернее, так — все знают картину «Крик» Эдварда Мунка. Кстати, «Криков» было несколько — ты знала? Это целая серия картин, которую художник писал несколько лет — с 1893 по 1910 годы. Но даже в это время он, конечно, создавал не только «Крик».
Франция, 1892
Ну, да, тут в названии чуть больше слов, но все-таки из темы картина точно не выбивается ????
1859, Италия
Этого художника ты, может, вообще не знаешь и не слышала, если никогда особо не интересовалась искусством. А он, между прочим, личность выдающаяся — итальянские знаменитости того времени считали честью позировать для его картин. Этот «Поцелуй», кстати, — одна из самых известных его работ. Есть даже несколько авторских копий — настолько картина была популярна.