«От заката до рассвета» никогда не был фильмом первой обоймы: он не занимал умы широких слоёв кинонаселения, не изучался критиками, не взрывал бокс-оффис. Но те из нас, кому пришлась эта кровавая свистопляска по вкусу, навсегда поселили фильм в своём сердце.
По случаю 22-ой годовщины со дня премьеры, предлагаю воздать этой вампирской вакханалии по заслугам и приглашаю вас за кулисы его создания.
- СЦЕНАРИЙ В ОБМЕН НА УХО
Квентин Тарантино и его бешеные псы. Кадр со съёмок
- История рождения «От заката до рассвета» уходит своими корнями в начало ’90-ых и напрямую связана с дебютным фильмом Квентина Тарантино «Бешеные псы», а точнее, встрече, которая состоялась на его съёмочной площадке.
В далёком 1992-ом к работе над «Псами» Квентину удалось привлечь Роберта Куртцмана – мастера визуальных эффектов, который трудился над лентами «Хищник», «Кошмар на улице вязов III», «Зловещие мертвецы II», «Фантазм II» и «Хэллоуин IV». Как известно, Тарантино питает большой пиетет к подобного рода кинопродукции (всё благодаря своей видеопрокатной молодости), а потому заполучить в своё распоряжение подобного спеца было для него делом принципа. Если хотите, киноманским пунктиком.
Куртцман и Инглунд на съёмках фильма «Кошмар на ул.Вязов: Воины сна»
Уже вижу наклёвывающийся вопрос: где, чёрт возьми, в «Псах» мог понадобиться мастер практических эффектов?
В сцене с отрезанием уха, которое изготовил именно Куртцман. Работёнки для столь опытного умельца, видимо, было на пару часов, потому в титры фильма он попросту не попал.
За Тарантино закрепился должок, за которым Куртцман явился 2 года спустя, когда на экраны вышел «Криминальное чтиво».
Критики и зрители тогда носили Квентина на руках, и ушных дел мастер резонно посчитал, что уже достаточно горячо, чтобы ковать из должка профит.
На съёмочной площадке фильма «Криминальное чтиво»
И придумал он вот что.
Куртцман имел в загашнике собственноручно сочинённую коротенькую историю о вампирах, которую хотел развить в полноценный сценарий фильма. Ну а Квентину выпала обязанность этот самый сценарий написать. В уплату должка.
Так благодаря уху и родился скрипт «От заката до рассвета» за авторством Квентина.
Режиссёр Ренни Харли со Сталлоне и Рукером на съёмках «Скалолаза»
К проекту тут же стали проявлять интерес весьма успешные режиссёры, среди которых были Тони Скотт и Ренни Харлин… Да, тот самый Харлин, который когда-то снимал весьма недурственные боевики: годный второй «Крепкий орешек» и нетленный «Скалолаз» – именно его рук дело. Сценарием, судя по всему, был весьма доволен и сам Тарантино, собиравшийся занять режиссёрское кресло.
Но вскоре Харлин и Скотт самоустранились. А Тарантино, написавший одну из главный ролей под себя, всё же решил сосредоточиться на актёрстве. Потому у руля проекта он решил поставить своего друга и коллегу Роберта Родригеса.
ЛОЖЬ И СКОРАЯ НАШЛИ АКТЁРОВ
«От заката до рассвета». Фото со съёмок
С ролью одного из братьев Гекко – Ричи – было всё понятно сразу: его роль под себя написал сам Тарантино. Согласитесь, не каждый день удаётся сочинить и воплотить на экране образ отъявленного мерзавца.
А вот роль второго брата – Сета – мог сыграть кто-то из уже полюбившихся Тарантино актёров, с которыми он работал в своих предыдущих фильмах.
В числе претендентов значились Тим Рот, Джон Траволта, Майкл Мэдсен, Стив Бушеми (!) и Кристофер Уокен. К сожалению, все они уже были заняты на других проектах.
Дж.Клуни в образе Дага Росса. Сериал «Скорая помощь»
Кадровое решение было найдено в довольно необычном месте: в больнице. Тарантино вспомнил, что годом ранее на съёмках эпизода сериала «Скорая помощь» (если что, 24 серия первого сезона) он поработал с молодым актёром Джорджем Клуни, который очень даже подходил на роль Сета.
В его назначении на роль Квинт ещё видел и забавную иронию: актёр, который ещё недавно спасал людей в больнице скорой помощи, мог стать тем, кто людей в эту самую больницу отправлял бы.
То ли других кандидатов больше не было, то ли Квентину и впрямь понравилась идея с превращением врача в палача, но главную роль-таки получил Клуни: и для него это стало первой главной ролью в голливудском фильме.
Не менее интересна история попадания в проект Сальмы Хайек, роль которой была хоть и небольшой, но очень яркой.
Сальма Хайек и Антонио Бандерас. Промо-фотосессия фильма «Отчаянный»
Хайек попала в поле зрения Квентина после фильма «Отчаянный», где мексиканская красотка сыграла вместе с Антонио Бандерасом.
И пускай в «От заката до рассвета» её партия была куда скромней, Тарантино видел в роли соблазнительной танцовщицы именно её. Он даже изменил имя этой героини именно под Хайек.
В сценарии её звали Death Blond и с заочным утверждением на роль жгучей брюнетки Сальмы, возникла объективная необходимость выбрать что-то иное. Квинт остановился на зычном Santanico Pandemonoium.
Не поверите, но это имя – название мексиканского треш-фильма ужасов «Кромешный ад сатаны», чьё оригинальное название как раз «Santanico Pandemonoium».
Как ни странно, ни эксклюзивный выбор на роль именно Хайек, ни героические ретропоиски запоминающегося имени для персонажа не соблазнили Сайльму: получив предложение сыграть в ленте, актриса его быстренько отвергла. И всё из-за панической боязни змей.
И когда я говорю «паническая» – таковой она и является.
Но в своём желании заполучить именно Хайек Квентин был просто непреклонен.
Не желая мириться с отказом, он решил пойти на хитрость и заявил актрисе, что свои права на роль Сантанико заявляла сама Мадонна, с которой Квентин и Родригес работали в ленте «4 комнаты».
Хайек была заинтригована: не каждый день удаётся обставить саму королеву поп-сцены. Предложение она приняла и чтобы уверенно смотреться во время танца с питоном на плечах прошла двухмесячные курсы терапии по преодолению герпетофобии.
Сальма Хайек в образе Сантанико Пандемониум
К слову о танце.
Если змеиной терапии Сальма посвятила аж два месяца, то постановке танца – ни минуты. Да-да, вся сцена стриптиза – сплошная импровизация. Такой же вольный подход Родригес использовал 10 лет спустя в «Городе грехов»: танец Альбы тоже полностью сымпровизирован.
Но, разумеется, были и те, кого ни искать, ни уговаривать не нужно было. Для Харви Кейтеля это был уже третий совместный с Тарантино проект.
А Дэнни Трехо и Чич Марин (исполнивший в ленте аж три роли) – и вовсе стали талисманами Родригеса.
Начиная с «От заката…» они появляются практически в каждом его фильме.
- ОТСЫЛКИ
- Теперь хочу поговорить о всяческих отсылках, оммажах и прочих алавердах, которые щедро представлены в фильме.
Эдгар и Алан Фроги. Кадр из фильма «Пропащие ребята» (1987)
Начнём с фамилии главных (анти)героев – братьев Гекко. «Гекко» дословно переводится как «геккон». Глупо? Возможно.
Но желание запрятать в фильм отсылку к любимым фильмам куда важней.
Ведь братья Гекконы были названы в честь братьев Фрогов/Лягушей из «Пропащих ребят»: культового вампирского фильма 1987-го года.
Нашлось в ленте место и Джону Карпентеру. Будучи большим поклонником фильмов этого режиссёра, Роберт Родригес запрятал пасхалочку на его фильм «Нападение на 13 участок». Сын проповедника, сыгранного Харви Кейтелем, носит футболку с надписью Precinct 13 – Участок 13.
Марлон Брандо в образе полковника Куртца
Косвенное влияние на ленту оказал и титанический «Апокалипсис сегодня» Ф.Ф. Копполы. По словам Роберта Родригеса, интерьер злосчастной забегаловки «Кручёная титька» вдохновлён обителью полковника Куртца. Кстати, построили это чудное заведение с нуля в калифорнийской пустыне.
А вот эта пасхалочка – моя любимая.
Помните, как Сет выскочил ненадолго купить чего-нибудь поесть, а Ричи остался в номере придорожного мотеля один и натворил делов с заложницей? В общем, Клуни купил ни что иное, как бургеры Big Kahuna. Те самые бургеры, которые ел Джулс в «Криминальном чтиве»…. Что очень красноречиво намекает на то, что герои обоих фильмов живут в одной кинематографической вселенной.
Но, пожалуй, главным гик-достижением тандема Родригес/Тарантино можно считать привлечение на площадку настоящих икон фильмов 70-80-ых. Это и Том Савини – признанный гуру визуальных эффектов, работавший над «Пятнией, 13» и зомби-фильмами Ромеро, сыгравший роль Секс-Машины.
Том Савини на съёмках «Пятницы, 13» (1980)
И Джон Саксон (сыгравший агента ФБР): его Квентин и Роберт боготворили благодаря картине «Выход дракона» с Брюсом Ли (ну а мы знаем его по роли отца Нэнси в фильме «Кошмар на улице вязов»).
Джон Саксон и Хэзер Лангенкамп. Кадр из «Кошмара на ул.Вязов»
- И Фред Уильямсон: звезда лент жанра блэксплотейшен, который так жадно любит Квентин.
- НАСЛЕДИЕ
- Выйдя на экраны в январе 1996-го года, «От заката до рассвета» не стал кассовым хитом: в прокате тогда царствовали «Джуманджи» и «12 обезьян» и на долю вампиров выпало жалкие $25 млн.
Но тот потрясающий стиль, великолепная атмосфера, колоритнейшие герои и ураганный темп не могли оставить равнодушными ценителей.
Лента заработала 8 номинаций на премию «Сатурн», выиграв статуэтку в категории «Лучший фильм ужасов».
С течением короткого периода времени картина снискала армию преданных поклонников: это был хоть и не оглушительный, но всё-таки успех.
События «От заката до рассвета: Кровавые деньги Техаса» происходят парллельно с первым фильмом
Разумеется, всё мало-мальски успешное подвергается сиквелизации. Правда, «От заката…» несколько нарушило шаблон. В 1998-ом картина разжилась мидквелом «От заката до рассвета: кровавые деньги Техаса» (главную роль в котором сыграл Т-1000), а ещё через год – приквелом «От заката до рассвета: дочь палача».
А вот настоящее продолжение вышло в 2001-ом и это был… шутер с видом от третьего лица.
В игре «От заката до рассвета» игрок становится участником событий, которые происходят сразу по окончании фильма 1996-го года.
По сюжету, Сет Гекко был схвачен и заперт в тюрячке-танкере, дрейфующем у побережья Орлеана. Ведомые местью, на судно проникают вампиры и Сету нужно продраться к свободе через орды кровопийц.
На Метакритике игра удостоилась оценки 58/100. Выше среднего.
Сантанико Пандемониум оразца 2014-го
А спустя 10+ лет история о вампирах ожила на телевидении: 11 марта 2014-го состоялась премьера пилотного эпизода многосерийного «От заката до рассвета», которую по собственному сценарию поставил Роберт Родригес. Вцелом, телеадаптацию встретили хоть и без восторгов, но тепло. На Rotten Tomatoes у сериала 78 положительных оценок из 100. Not Bad!
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Как видите, дело, начатое 20 лет назад, живёт и здравствует по сей день. Картина не только подарила нам ворох цитат и потрясный саундтрек, но ненавязчиво развивает свою колоритную мифологию, густо замешанную на брутальности и сексуальности, с помощью комиксов, сиквелов и телевидения. А это значит, что мы ещё не раз встретимся в баре «Кручёная титька».
ЧТО ПОЧИТАТЬ?Каким мог быть «Хищник»[ДОСЬЕ] Квентин ТарантиноКак снимали фильм «Дракула» (1992)Про съёмки «Кошмара на улице вязов»История создания «Зловещих мертвецов 2″Кино-2018: самые неожиданные фильмы, которые стоит увидеть
ЧТО ПОСЛУШАТЬ?
Музыка из фильма «От заката до рассвета»
О дивный страшный мир: «от заката до рассвета»
Кино о вампирах, оборотнях и подобной сверхъестественной, адовой нечисти нельзя недооценивать. От «Носферату.
Симфонии ужаса» (1922), «Дракулы» (1931) до «Другого мира» (2003), «Блэйда» (1998), «Впусти меня» (2008) и «Выживут только любовники» (2014), но и это ещё не всё.
Если помните, всевозможным сиквелам, ремейкам и перезапускам предшествовал роман ирландского писателя Брэма Стокера «Дракула», хотя подозреваю, что и его рассказ берёт начало с народных баек об оккультизме, ведьмах, бессмертии и проклятиях.
Вампирская тема, прежде всего – тема сексуальная. Вампиры и соблазнительные, и коварные, и опасные, и одинокие. Кажется, мифы о них существуют в бесконечном изобилии. Фильмы о чудовищах в человеческом облике могут быть либо невыносимым барахлом, либо увлекательными однодневками, либо культовой классикой.
Прославленные режиссёры постмодернистского кинематографа Роберт Родригес и Квентин Тарантино стареют, а их совместный вампирский вестерн «От заката до рассвета» живее всех живых и радует зрителей вот уже 20 лет. Кино, которое жонглирует жанрами и симпатиями публики, берёт старомодную идею и воспроизводит её в поистине уникальном свете.
Немного истории: скелет сценария знаменитый гримёр и постановщик спецэффектов Роберт Курцман написал, когда Квентин Тарантино был ещё работником видеосалона, который в свою очередь после «Криминального чтива» (1994) познакомил с его кровавой затеей Роберта Родригеса. Гангстерский ужастик «От заката до рассвета» – пожалуй, самая запоминающаяся картина в неровной, но интересной карьере Родригеса, который недурно начал с малобюджетного, умеренного, почти хичкоковского «Музыканта» (1992), продолжил легендарным «Отчаянным», а дальше ударился в серию семейных приключенческих комедий «Дети шпионов», а также представил мрачную и жёсткую дилогию комикс-нуара «Город грехов». О второсортных «Планете страха» и «Мачете» лучше умолчать. И давайте не будем забывать о скромном, но развязно-комичном камео Тарантино в «Отчаянном».
Задумайтесь на минуточку. Главные роли в экстравагантном и слегка пародийном «От заката до рассвета» исполнили Джордж Клуни, Квентин Тарантино, Харви Кейтель и Джульетт Льюис. На 22-й церемонии «Сатурн» фильм забрал две статуэтки за «Лучший фильм ужасов», а Клуни получил звание «Лучшего актёра».
Авторы также замахнулись на ряд других номинаций: Родригес боролся за титул «Лучший режиссёр», Тарантино и Кейтель за «Лучшего актёра второго плана», Льюис за «Лучшую актрису второго плана», и, конечно, всё тот же Тарантино мог заслуженно получить награду за «Лучший сценарий».
Важно помнить и про Тома Савини – легендарного гримёра ужастиков «Рассвет мертвецов» (1978) и «Пятница, 13-е» (1980), сыгравшего забавную эпизодическую роль брутального байкера в коже по кличке Секс-машина, чей компактный револьвер на поясе у паха останется в памяти на века.
Вдобавок фильм был удостоен номинации «Сатурн» за «Лучший грим». Короче говоря, здесь плеяда настоящих талантов.
«От заката до рассвета» обитает где-то между остросюжетным триллером и трэш-хоррором категории «Б». Персонажи находятся в замкнутом пространстве, которое осаждают чудища. Здесь сочетаются быстро развивающееся действие и непредвиденные обстоятельства. Ставки, как это бывает, с самого начала высоки, но не всё столь гладко.
Стивен Кинг говорил, что существуют три типа страха: отвращение – показ отрубленной головы, ужас – неестественность, вроде громадного паука размеров с медведя, и террор – ощущение взгляда и дыхания в темноте, но когда человек оборачивается – позади никого нет.
Вот последний тип страха – верх умения, которое можно встретить, скажем, в саспенс-триллерах «Психо» Хичкока, «Игра» Финчера или «Остров проклятых» Скорсезе.
Роберт Родригес и Квентин Тарантино играют со всем понемногу. «От заката до рассвета» – работа постмодернистская, поэтому строго не прибегает к каким-либо правилам, смешивая новое со старым, низменное искусство с относительно высоким.
Здесь и насилие, и профанное использование камеры, и персонажи, подобные героям «Криминального чтива»: чрезмерные, крикливые и самоироничные. Создатели в прямом смысле слова упиваются наглостью и чёрным юмором, что приводит к совершенному беспределу в финале.
Можно не смотреть на титры. Тарантино не только на экране – он очевиден и в диалогах. Нахальные, шутливые и рисковые образы остры на язык, и это прекрасно.
Что ещё добавить, когда видишь опасных героев Клуни и Тарантино, которые невозмутимо удаляются от взрывающегося здания? Крутые парни никогда не оглядываются.
Итак, зрителя знакомят с жестокими братьями Гекко: Сетом (Джордж Клуни) и Ричи (Квентин Тарантино) – дикие, беглые гангстеры. Сюжет начинается с бензоколонки Benny’s World of Liquor, находящейся у пустынной трассы.
Бандиты грабят банк, а теперь, имея заложницу в багажнике, второпях прячутся от властей на заправке. Убийственный пролог быстро вырисовывает завязку и характеры персонажей. Родригес не теряет времени на любезности со зрителем: через диалог между офицером и кассиром мы узнаём о действиях злодеев.
И, естественно, нам не приходится долго ждать, когда упадет первая капля крови.
Начальные сцены выполнены в типичном тарантиновском стиле: простота, нахальство и безумие и, конечно, разговор. Сцены на бензоколонке и в мотеле больше похоже на всё, что мы привыкли считать резким и ужасающим в таких фильмах, как «Бешеные псы». Дело в намёке, а не в открытом показе жертвы. Фильмы Квентина Тарантино, как правило, обладают яркими беседами и деспотизмом.
Разумеется, Сет и Ричи не похожи на кровных братьев или хотя бы дальних родственников, но реализм не является целью и характерной чертой фильма. В «От заката до рассвета» представляется тонкая полярность двух стилей: изящество Тарантино и причудливость Родригеса.
Изощрённые, гневные и языкастые разговоры с щепоткой сарказма оттеняются грубо сделанным, хаотичным экшеном. Если Тарантино показывает зверство как часть реальности, то Родригес делает зверство частью приключенческой, сюрреалистической, абсурдистской фантазии.
Далее герои направляются в Мексику. Сет – хитрый мозг дуэта с пламенной татуировкой на шее. Ричи, напротив, тип стихийный, мерзкий, подлый, которому в ожесточённой перестрелке в прологе насквозь простреливают ладонь.
А чуть позже преступники встречают невинных героев – семью Фуллер: Джейкоб Фуллер (Харви Кейтель), его дочь Кейт (Джульетт Льюис) и приёмный сын Скотт (Эрнест Лю). Невинная семья проезжает через пустыню и останавливается в мотеле, где живут братья Гекко.
К слову, Харви Кейтель, которого за густой бородой и очками сразу и не узнаешь, играет роль бывшего святого отца. Правда, это ему не поможет. По крайней мере сейчас.
Фуллеров похищают в их же фургоне, и товарищи Гекко продолжают держать путь в Мексику, в конце концов оказываясь в грязном баре для дальнобойщиков и байкеров, который становится основной мизансценой для последующего действа.
К тому же, с приездом Сета и Ричи бар становится и прибежищем для убийц, насильников и других хищников и социальных отбросов. А там: проститутки, стриптизёрши, пьянь и разгул. Диковатое заведение заполнено развратными мужланами и голыми девками.
Порой забывается предисловие, и зритель помнит только злачное местечко с игривым названием «Весёлые титьки», вывеска которого исполнена в виде наливных женских грудей.
С этого момента криминальный сюжет «От заката до рассвета» принимает крутой поворот, будто страдая от укуса одного из вурдолаков. Фильм превращается в головокружительный, жуткий и мгновениями идиотический кошмар.
Правда, нужно признать, что художники по спецэффектам постарались на славу, ибо возбуждённое ликование в «Весёлых титьках» стремительно оборачивается визуальной какафонией: конечности летают во все стороны, кровь брызжет фонтаном налево-направо, потоком льётся слизь, вампиры взрываются, разлетаясь на мелкие куски мяса… Создатели пускаются во все тяжкие, устраивая на площадке тотальную резню и наводняя пол кровищей. Кстати, сделать кровь вампиров зелёной решили потому, что, якобы, так фильм легче перенёс нормы цензуры. Очевидно, что Родригес и Тарантино имели массу удовольствия, делая этот фильм. Бесцеремонный юмор перебивается грубостью и ультранасилием (авторский почерк Тарантино) и напыщенным визуальным рядом кровавого зрелища (авторский почерк Родригеса). И дабы не забыть, скажу сразу, что изъяном киноленты видится циничное шутовство: в одном фрагменте Ричи смотрит на Сета через пулевое отверстие своей раненой руки – сцена забавная, но она сходу притупляет градус существенности и тревоги перед жарким вторым и третьим актами.
Говоря о «Весёлых титьках» будет непозволительно забыть о сногсшибательно страстном танце чарующей мексиканской красотки Сальмы Хайек. Хотя её персонаж появляется лишь в одной сцене, возникновение этой прелестной царицы – эталон волшебного театра соблазна.
Жгучий и таинственный образ Сальмы Хайек, обвившийся здоровенной змеёй, кружит бёдрами под латинские гитарные струны рок-группы Tito & Tarantula. Сексуальность сразу видится силой искусительской и угрожающей.
Эротично прогуливаясь по столам, полуобнажённая Сальма Хайек предупреждает зрителя о том, что первая женщина (или первая любовь) играет роль и сексуального объекта вожделения, и гибельной химеры (тут будет справедливым задуматься о фрейдистском психоанализе). Атмосфера рассказа накалённая и агрессивная, но больно инфантильная.
В действительности сексуальный танец Хайек является поворотным моментом и художественно, и повествовательно. Зритель понятия не имеет, что на экране картина о вампирах, пока потрясающая стриптизёрша с владычествующим характером (танцовщица будто гипнотизирует мужчин и Ричи в частности) не перевоплощается в монстра с клыками.
Музыкальная интерлюдия уведомляет публику и неподозревающих гостей о переломном моменте. Дух криминального триллера и драмы отслаивается, а когда герои Тарантино и Клуни попадают в очередную драку с персоналом, извергающаяся из раны Ричи кровь служит сигналом начала охоты на людей.
Роберт Родригес демонстрирует визуальную изобретательноть и задор. Он здесь и режиссёр, и монтажёр. И всё же перебор террора, следующий за привлекательными танцульками Хайек, не очень-то тревожный.
Трюкачество и техника (всевозможные зумы и повороты, наклоны, развороты камеры) иногда выглядят страшно невразумительными и нарочными, а развитие сюжета работает по формуле «знаю, потому что так написано в сценарии».
Увлекательно, но ощутима фикция, и чем дальше, тем больше фильм скатывается в дурной эксплотейшн (один из персонажей рукой вырывает гнилое, но бъющееся сердце вампира). Каждая картина Родригеса переживает один и тот же недуг: образам не хватает подробностей. Зритель не понимает, кто эти люди, и должен ли он всерьёз о них беспокоиться. Нет нюансов.
Вакханалия, кровь и мясо, а зрителю остаётся опираться лишь на личные, интуитивные ощущения. В одночасье в стрип-баре персонажи и их действия стоновятся более мультяшными, происходящее мечется от серьёзного триллера к каламбурной халтуре, от зловещего и эротического к сказочному и чрезмерно преувеличенному. Родригеса легко полюбить и столь же легко возненавидеть.
Ужас становится случайным и глуповатым. Однако особенным это кино делают персонажи, которые осмысляют происходящее вокруг и понимают, что они находятся в воображаемой реальности. Зритель знает, что вампиров не существует – вымышленные герои знают, что вампиров не существует, пока не сталкиваются с ними.
На экране показывается нечто невероятное, о чём догадываются сами жертвы обстоятельств. Проявляется когнитивный диссонанс, но персонажи реагируют на демоническую нечисть реальным и правдоподобным образом. Авторы фильма изображают вымышленных людей в мире других вымышленных людей (или полулюдей – монстров).
Понятно, что здесь нет претензии на высокое искусство, но фильм Тарантино и Родригеса оставляет отпечаток в памяти публики и истории кино именно потому, что дьявольски помпезное зрелище страшно буйное и возмутительное. Вампиры нападают на героев/антигероев так же, как авторы нападают на зрителя.
Только слепой скажет, что «От заката до рассвета» – блеклое, бессмысленное кино с бесславной судьбой. Это фильм убойный, потому что ночью в придорожном баре-борделе нападают ещё более опасные подонки, чем Сет и Ричи, и да – они нелюди и кровососущие твари. Да так, что главных головорезов можно, но сложно обозвать «тварями».
Наконец, изнанка сюжета здесь – о пасторе, который после смерти жены теряет веру в Бога, но чудовищные ужасы заставляют его вновь обрести веру, если не в монотеистическую религию, то уж точно в себя. А кроме того, герои Клуни и Тарантино вместе с другими похотливыми негодяями искупают вину.
То есть вампиры – санитары человечества, заставляющие в буквальном смысле кровью искупать вину за свои грехи. Согласитесь, фильм с таким подтекстом видится симпатичнее пустячкового трэша.
Квентин Тарантино и Роберт Родригес показывают настоящую нравственную историю, в которой вампиры наказывают вульгарное человечество (преимущественно мужчин) за их неугомонную алчность. Задумка сюжета работает как для пассивного просмотра, так и для критического размышления.
Нужно ли смотреть «От заката до рассвета»? Можно ограничиться одним словом «нужно», развернуться и уйти, потому что это мощная жанровая киношка о выживании в духе картин Сэма Рэйми и Джорджа Ромеро. Сказать, что первая половина лучше второй – глупо.
Обе половины обладают весом и заслуживают внимания. Фильм отображает два очень разнородных подхода к жанру эксплотейшн, которые идут в ногу. На мой взгляд, одна половина просто дополняет другую, но столь же благополучно работают раздельно.
Создатели сотворили кино-Франкенштейна, киногибрид, умело перемешав хамское шутовство с пушками и страшилками. Они явно понимают законы жанра.
Эта картина – прозрачный пример того, как кино может одновременно прельщать совершенно разную публику и так же успешно её оттолкнуть, потому что только одно слово способно обобщить суть работы Родригеса и Тарантино – неожиданное.
В каком-то смысле картина чудовищная, а в другом – прекрасная. А в среднем – за пределами каких-либо условностей. «От заката до рассвета» – архетип кинолент Роберта Родригеса. Хоррор простой, весьма дешёвый, броский и с самобытным юмором. Удачно придумано и исполнено.
Вампиры от Тарантино: история франшизы «От заката до рассвета» — Кино и сериалы на DTF
Как появился знаменитый фильм Родригеса и Тарантино, и что не так с его продолжениями и перезапусками.
{«id»:18122}
В начале 1996 года на большие экраны вышел фильм «От заката до рассвета» — совместная работа Квентина Тарантино и Роберта Родригеса. Снят он был в излюбленном стиле обоих авторов: копировал дешёвые картины категории «Б», а заодно регулярно ссылался на классические боевики и ужасы.
В прокате «От заката до рассвета» собрал не очень большую кассу (25 миллионов долларов в США, при бюджете в 19), да и критики встретили его не с восторгом. Однако картина обрела культовый статус и сейчас считается одной из самых знаменитых в фильмографиях Тарантино и Родригеса.
Вспоминаем, как создавалась знаменитая первая часть, и что показали в менее удачных продолжениях и перезапусках.
История легендарного фильма началась в 1992 году — именно тогда на кинофестивале в Торонто познакомились молодой Квентин Тарантино и Роберт Родригес. Оба тогда представляли свои дебютные режиссёрские проекты: у первого это были «Бешеные псы», у второго же — «Музыкант».
Поняв, что работают в очень близких жанрах, постановщики быстро подружились. Через пару лет Тарантино снял «Криминальное чтиво», а затем принёс другу сценарий фильма о мексиканских вампирах. Родригес тогда работал над «Отчаянным», но сразу загорелся желанием воплотить эту идею в жизнь.
По сюжету, парочка преступников после ограбления банка берёт в заложники семью священника Джейкоба Фуллера. Вместе они перебираются через границу и останавливаются дождаться подельников в баре Titty Twister. Как выясняется, это заведение — древний храм, в котором обитают вампиры. Герои и несколько выживших посетителей объединяются, чтобы противостоять нечисти.
Тарантино решил не занимать режиссёрское кресло, уступив другу — хотя, по словам Роберта Родригеса, всё же часто давал советы.
Но в первую очередь Тарантино сконцентрировался на своей роли преступника-психопата Ричи Гекко. Незадолго до этого он снимал эпизод сериала «Скорая помощь», где познакомился с Джорджем Клуни.
Ему и решили отдать главную роль — опытного грабителя Сета Гекко, старшего брата Ричи.
Остальной актёрский состав тоже был подобран на славу. Отца семейства Фуллеров — священника Джейкоба — сыграл Харви Кейтель. Его иногда называют «крёстным отцом Тарантино в кино», поскольку Кейтель продюсировал «Бешеных псов».
В образе его дочери Кейт предстала звезда «Мыса страха» Джульетт Льюис. А весь зловещий бар буквально забит знакомыми и любимцами двух режиссёров: Сальма Хайек в роли вампирши-танцовщицы Сантанико Пандемониум, за стойкой бара — Дэнни Трехо, а ещё целая толпа эпизодических персонажей, которых сыграли друзья Родригеса и Тарантино.
Также в фильме появился знаменитый мастер спецэффектов и режиссёр Том Савини в образе Секс-машины — байкера с хлыстом. На сцене играет группа Tito&Tarantula — их вокалист уже снимался в «Отчаянном». Самая интересная ситуация с Чичем Марином, которому досталось сразу три роли: пограничника, который подглядывает за Кейт в туалете, пошлого зазывалы у бара и Карлоса — подельника братьев Гекко.
Тройственный образ Чича Марина — лишь один из намёков на пародийность «От заката до рассвета». Вряд ли можно поверить, что при таком наборе актёров фильму не хватило бюджета на ещё двух мексиканцев, которые появляются в кадре на пару минут.
Как и многие другие работы Тарантино и Родригеса, картина полна клише из фильмов категории «Б». Это заметно уже в самом начале, когда герои красиво уходят из магазина, не оборачиваясь на взрыв.
Ну а после приезда в бар стереотипы следуют один за другим.
Взять хотя бы сцену, где всё действие останавливается, только чтобы персонаж Фреда Уильямсона рассказал долгую историю своего спасения на войне.
Вампиры выглядят то страшно, то совершенно нелепо — но почти всегда неканонично. Хоть они и могут превращаться в летучих мышей, в своей истинной форме больше напоминают рептилоидов, двигаются иногда как змеи. А могут и вообще превратиться в подобие крысы. К тому же у них зелёная кровь — авторы сделали это специально, чтобы избежать проблем с возрастным рейтингом.
Иронично выглядит и список вещей, которых монстры боятся. Вроде бы вампиры — сверхъестественные и очень опасные существа, однако здесь они не переносят не только урон от обычного оружия, но и любые кресты, вплоть до простых скрещённых палок, серебро, святую воду, солнечный свет. У них очень мягкое тело, которое легко пробить насквозь — убить вампира значительно легче, чем человека.
В «От заката до рассвета» использованы и другие излюбленные приёмы Родригеса и Тарантино. Во-первых, герои постоянно цитируют классику кинематографа.
Знаменитый диалог «— А что там в Мексике? — Мексиканцы» взят из фильма «Дикая банда» 1969 года. Ближе к финалу Сет почти дословно цитирует «Нападение на 13 участок» Джона Карпентера.
А если посмотреть удалённые сцены, то можно увидеть, что и в образе одной вампирши авторы ссылались на Карпентера, сделав чудовищу пасть в животе.
Ещё забавнее выглядят отсылки к собственному творчеству режиссёров. Герои едят бургеры Kahuna и курят сигареты Red Apple из фильмов Тарантино, пьют пиво Chango из фильмов Родригеса. Секс-машина носит пистолет в виде пениса, уже мелькавший в «Отчаянном». Да и практически все актёры и даже съёмочная группа работали с режиссёрами раньше.
«От заката до рассвета» — яркий пример стиля Тарантино и Родригеса. Это остроумная пародия на дешёвые фильмы. И при этом в нём подобран отличный актёрский состав, хорошо поставлен кадр и подобран запоминающийся саундтрек. К сожалению, ни в одном продолжении повторить это не вышло.
За всю режиссёрскую карьеру Квентин Тарантино ни разу не снял продолжение своего фильма. И в этом плане Роберт Родригес — его полная противоположность.
В его фильмографии есть бесконечные «Дети шпионов», «Однажды в Мексике» — продолжение «Отчаянного», второй «Город грехов» совместно с Фрэнком Миллером.
Даже «Мачете», который задумали как фейковый рекламный ролик, получил сиквел «Мачете убивает».
Но сначала Родригес разрешил продолжить фильм «От заката до рассвета» — фильм с подзаголовком «Кровавые деньги Техаса» увидел свет уже в марте 1999 года.
Сами авторы оригинала остались в проекте только продюсерами, а снимать доверили сценаристу вторых «Зловещих мертвецов» Скотту Шпигелю. Вероятно, это и сгубило франшизу.
Второй фильм, а следом за ним и третий превратились ровно в то, что пародировала первая часть: низкобюджетный ужастик-боевик с дешёвыми эффектами и посредственными актёрами.
Главную роль в сиквеле исполнил Роберт Патрик («Терминатор 2: Судный день»). Он играет преступника Бака, который со своими сообщниками планирует ограбить банк.
Незадолго до назначенной встречи их главарь Лютер (Дуэйн Уитакер) попадает на дороге в аварию — летучая мышь пробивает ему радиатор.
Он пешком добирается до бара неподалёку и попадает в уже известный зрителю Titty Twister, где за стойкой снова стоит Бритва Чарли (Дэнни Трехо).
Учитывая, что в картине упоминаются события первой части, — шериф рассказывает о преступлениях братьев Гекко — всё это явный анахронизм. Чарли ведь был убит в оригинале, а в финале фильма разгромили и сам бар. Но здесь легко можно сослаться на сверхъестественные силы. Тем более, что это далеко не самая большая проблема сиквела.
Чарли вызывается подвезти Лютера, но когда узнаёт о сбитой летучей мыши — меняет свои планы и кусает бандита, превращая того в вампира. Ну а дальше всё предсказуемо и скучно.
Банда идёт грабить банк, а Лютер при этом поочерёдно обращает своих напарников. В финале человеком остаётся лишь Бак — он вместе с полицейскими разбирается с вампирами.
Причём в финальной схватке все пользуются обычными пистолетами и ружьями, в отличие от оригинала, где очень любопытно выглядело оружие из подручных материалов.
Поначалу автор вроде бы даже пытается подражать стилю оригинала. Есть удачные шутки вроде собаки на беговой дорожке и любимые Квентином Тарантино ракурсы из багажника машины. Позже, как бы подшучивая над таким стилем, показывают даже вид изо рта вампира. Саундтрек составлен из композиций легенды рокабилли Дика Дейла.
Но чем дальше, тем больше фильм скатывается в нелепый боевик с вампирами, которых даже убивают скучнее, чем в первой части. И если в оригинале выделялся яркий актёрский состав, то здесь помимо Патрика можно лишь узнать Рэймонда Круса и Мьюза Уотсона — сейчас они знакомы зрителю благодаря ролям в сериалах «Во все тяжкие» и «Побег» соответственно.
Несмотря на то, что вторая часть «От заката до рассвета» прошла практически незамеченной и даже не выходила в широкий прокат, менее чем через год появился и триквел «Дочь палача».
Его представили на международном кинофестивале в Форт-Лодердейле в октябре 1999 года, а потом, как и предыдущий, выпустили сразу на видео. Режиссёром назначили П. Дж.
Пеши, известного ранее разве что работой над мультфильмом «Приключения Чико и Гуапо».
Справедливости ради, «Дочь палача» начали снимать раньше, чем «Кровавые деньги Техаса», но картина задержалась в производстве, так что её считают третьей частью франшизы.
Фильм во многом повторяет первую часть, только действие перенесено в прошлое — в 1913 год. Преступник Джонни Мадрид (Марко Леонарди) спасается с собственной казни, прихватив с собой дочку палача Эсмеральду (Ара Сели). Позже он встречается со своей бандой и юной преступницей Кетрин.
Параллельно разворачивается история писателя Амброза Бирса. В реальности он бесследно исчез, так что авторы решили рассказать свою версию событий — время действия как раз совпадает.
Писатель путешествует вместе с набожной супружеской парой по Мексике, направляясь в ставку генерала Панчо Вильи. Реальный Амброз Бирс как раз исчез в этой дороге.
По обрывочным слухам, он мог подраться с каким-то офицером, после чего его расстреляли. В фильме эти слухи поданы как видения писателя.
Все герои встречаются в баре. Он тогда ещё не носил название Titty Twister, но персонаж Дэнни Трехо уже стоял за стойкой. А дальше происходит примерно то же, что и в первом фильме: главные герои сражаются с вампирами, часть из них погибает, оставшиеся спасаются на рассвете.
Единственная польза, которую приносит эта картина — показывает эволюцию образа Сантанико Пандемониум. Как выясняется, это древняя королева вампиров, которая переселяется в тела своих наследниц, что делает её практически бессмертной. В «Дочери палача» Сантанико вселяется в тело Эсмеральды — позже, видимо, это же произошло и с персонажем Сальмы Хайек.
В остальном же фильм повторяет практически все ошибки предыдущей части. Он не особо зрелищный для настоящего боевика или триллера. И при этом в нём совершенно отсутствует самоирония и пародийность. Да и повторение сюжета лишает картину какой-либо индивидуальности.
В 2001 году на ПК вышла игра «От заката до рассвета» — вполне стандартный шутер, который отличает от множества подобных разве что связь со знаменитым фильмом.
Сэт Гекко (герой первого фильма) сидит в самой охраняемой в мире тюрьме, ожидая смертной казни. Тюрьма непростая — она находится на корабле, который раньше использовался как центр развлечений.
У самого героя дела плохи — даже адвокат говорит, что надежды избежать казни нет. Затем в тюрьму прибывает вампир, желающий освободить брата, заключённого здесь же — естественно, сразу начинается кровавая резня.
Сэт освобождается из камеры, начинает уничтожать кровососов и спасать выживших.
Первое, что бросается в глаза — в игре очень плохо прорисованы лица персонажей, даже для начала двухтысячных. Но зато здесь интересно реализованы убийства вампиров. Им можно отстреливать руки и ноги, которые потом отрастают, если не добить монстра колом в сердце. Они сгорают начиная ровно с той точки, куда попала пуля или стрела.
Из оружия есть электрошокер, пистолеты, далее появляется арбалет из фильма и пистолет, стреляющий лезвиями. Даже антураж корабля — вроде бы весьма ограниченный — не мешает авторам сделать разнообразные локации: тут есть и «тюремные» уровни», и даже что-то вроде развлекательного центра.
В игре много текстовых отсылок к оригинальному фильму и вообще к классике кинематографа, даже адвокат в самом начале говорит Сэту: «Твоё досье почище фильмов Тарантино». Но в целом From Dusk Till Dawn не блещет оригинальностью: уровни линейные, оружия не так много, а анимация посредственная.
В 2014 году, к открытию своего канала El Rey Network, Роберт Родригес решил перезагрузить историю «От заката до рассвета» в виде сериала. Что интересно: El Rey — название города, куда ехали герои в оригинальном фильме.
Вероятнее всего, оно взято из книги «Побег» Джима Томпсона: в романе это город, куда бегут все американские преступники. По словам Тарантино, на самом деле El Rey — это ад.
Хотя в переводе с испанского слово означает просто «король».
Если сравнивать со вторым и третьим фильмом, то актёрский состав подобран неплохо — но исходнику всё равно проигрывает. Ди Джей Котрона в плане харизмы явно не дотягивает до Клуни.
Зейн Холц поступает правильнее — он не пытается копировать Тарантино, а играет совсем другую роль. Эйса Гонсалес в роли Сантанико очень хороша, да и танцует не хуже Сальмы Хайек.
Но вот её актёрские таланты часто оставляют желать лучшего, тем более, что роль персонажа расширили.
Начало первого сезона выглядит любопытно. Оно иногда противоречит фильму, но большая часть выглядит просто чуть более подробной версией истории. Неожиданно раскрыт образ Ричи: он теперь не просто психопат, а действительно слышит голоса, и у него бывают мистические видения, связанные с Сантанико.
Карлос — не обычный преступник, случайно выбравший бар у дороги, он специально заманивает подельников в храм вампиров. Лучше раскрыта и история семьи Фуллеров: рассказывают, что произошло с их матерью и почему Джейкоб оставил пост проповедника. Любопытно, что Джейкоба играет Роберт Патрик, исполнивший главную роль в «Кровавых деньгах Техаса».
Как и в первом фильме, братья Гекко грабят банк, берут заложницу, убивают шерифа и направляются в Мексику, чтобы встретиться с Карлосом. Правда, в отличие от оригинала, здесь у шерифа есть помощник (Джесси Гарсиа), который преследует героев.
Братья Гекко встречаются с Фуллерами и на их машине приезжают в Titty Twister. В целом, до начала резни с вампирами всё выглядит очень близко к оригиналу, разве что Секс-машина теперь не просто байкер с плетью, а профессор (его играет Джейк Бьюзи, сын Гэри Бьюзи).
Но вот дальше начинаются сложности. С каждой серией всё больше раскрывается тема противостояния вампирских кланов: в храме обитают вампиры-господа и их слуги, в частности, Сантанико и Карлос, задумавшие переворот.
К слову, предыстория Сантанико в сериале перечёркивает сюжет «Дочери палача». Драка людей и вампиров в баре перемежается с внутренними разборками нечисти, что снижает градус экшена.
А к концу сезона братья Гекко вынуждены проходить симуляцию одного из своих ограблений, будто какой-то квест.
Финал первого сезона оставляет в живых больше героев, чем исходник — это позволило авторам продолжить сериал. Правда, дальше история теряет практически все связи с фильмом, за исключением нескольких персонажей.
Сет сидит на наркотиках, Ричи и Сантанико охотятся на выживших вампиров, позже они вместе планируют ограбления. Над этим сезоном Роберт Родригес работал уже мало — он лишь снял первую и последнюю серии. А дальше, похоже, совсем отошёл от дел.
К третьему сезону в сюжете уже фигурируют и демоны, и дети героев первой части. История будто постепенно приближается к «Сверхъестественному», только в более жёсткой форме. В сериале даже снялся Том Савини, но уже не в роли Секс-машины, а в образе охотника на вампиров.
Учитывая, что Родригес выпускает сериал на канале, которым сам же и руководит, продолжать он может столько, сколько ему захочется. Пока что судьба четвёртого сезона неизвестна, но сегодняшний «От заката до рассвета» уже не похож на всеми любимый фильм ни сюжетом, ни атмосферой, ни юмором.
В первом фильме удачно сложилось всё: отличный сценарий Тарантино, дружеская обстановка на съёмках, яркие актёры, самоирония напополам с отличным экшеном.
К сожалению, «От заката до рассвета» на сто процентов относится к тем франшизам, где лучше первой части так ничего и не сняли.
Можно долго рассуждать, чего не хватило всем продолжениям и перезапускам: чувства юмора, стиля, или же они просто вышли не в своё время. Но лучше просто ещё раз пересмотреть оригинал — он точно не надоедает.
#месяцвампиров #кино #сериалы #игры #long