Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии

Еще буквально пять лет назад пленочный фотоаппарат был атрибутом исключительно андерграундной и творческой молодежи. Пока все остальные хвастались снимками на «Полароид», они выкладывали в Instagram атмосферные фото, которые стали олицетворением романтики и ностальгии по прошлому. А к 2021 году пленка переросла в настоящий мейнстрим!

Старшее поколение до сих пор недоумевает, зачем пользоваться устаревшей техникой, если есть iPhone, качество которого в разы лучше. На таких фотоаппаратах нельзя сразу посмотреть, что получилось.

Да и количество фотографий ограниченно – не больше 36 (а бывает вообще 12). Но за этим всем стоит целая философия и своего рода протест. А процесс проявки пленки для многих стал настоящим ритуалом.

Мы сами каждый раз ждем готовые фотографии с трепетом и даже легким волнением.

Если ты давно мечтаешь о покупке пленочного фотоаппарата, но не знаешь, с чего начать, то этот материал для тебя. Мы поговорили с ребятами из нашей любимой фотолаборатории «Перспектива» (к слову, именно там мы проявляем пленку для нашей рубрики «Хроники московских вечеринок») и узнали, как правильно выбрать фотоаппарат, какие бывают пленки и с чего стартануть новичку. 

  • Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографииInstagram: @perspektivalab
  • Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографииInstagram: @perspektivalab

По каким критериям выбирать пленочный фотоаппарат?

Нужно отталкиваться от имеющихся навыков и желания их приобрести.  Если ты уже знаком с фототехникой и обладаешь минимальным набором знаний о выдержке – диафрагме или хотел бы освоить базовые принципы работы с фотографией, то мы советуем начинать с полностью механической техники. Ты будешь контролировать все настройки и поймешь принцип работы с камерой.

Если же тебе просто хочется делать кадры и минимально думать о настройках, тогда смело бери компактную автоматическую камеру. Все, что от тебя потребуется, – правильно заправить пленку в фотоаппарат.

Какие камеры стоит выбрать новичку?

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии @anrikhter

Если ты все же решил освоить базовые навыки съемки на механический фотоаппарат, то для начала подойдет любая камера, оставшаяся «в наследство» от родителей. С ними ты поймешь, как правильно заправлять пленку в камеру, какие настройки влияют на получаемое изображение, а еще сможешь поэкспериментировать с оптикой. Пример таких камер: «Зенит», «Фэд», «Киев», «Зоркий» и другие.

  • Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографииФотоаппарат «Зорький-4»
  • Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографииФотоаппарат «Фэд-2»
  • Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографииФотоаппарат «Зенит»

После того как ты почувствуешь, что уже достаточно освоился в работе с пленкой, можно выбрать себе камеру более высокого уровня – Nikon F, Canon EOS, Pentax.

  • Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографииФотоаппарат Pentax Spotmatic F body
  • Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографииФотоаппарат Nikon F65 kit

Говоря о пленочных камерах, можно условно разредить их на две категории: мыльницы и более дорогие компакты (компактные камеры. – Прим. ред.) известных производителей с хорошей оптикой. Наверняка у многих в семье были фотоаппараты по типу Olympus Trip (это простая в использовании камера без особых качеств, но позволяющая получить хорошую картинку с минимальным количеством усилий).

  • Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографииФотоаппарат Olympus mju II
  • Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографииФотоаппарат Olympus Trip 300

Есть еще более совершенные, но дорогие компактные камеры вроде Contax T2 или Olympus mju ll. У таких фотоаппаратов есть возможности, отсутствующие в дешевых аналогах, например поправка экспозиции, ручной контроль диафрагмы или выдержки, более надежный корпус, хорошая оптика. Однако такие фотоаппараты намного реже встречаются на рынке и стоят на порядок дороже.

Как выбрать пленку? Какие бывают виды?

View this post on Instagram

A post shared by ПЕРСПЕКТИВА (@perspektivalab)

Пленки можно разделить по формату: узкий (135-й тип), средний (120-й тип) и большой формат листовых камер. И по типу пленки: чёрно-белая негативная, цветная негативная, цветная обращаемая (слайдовая) и кинопленка.

Формат

  • @anrikhter (35мм)
  • @anrikhter (35 мм)

Самый ходовой формат пленки – 135-й тип, или пленка 35 мм. В катушку такого формата обычно помещается от 12 до 36 кадров.

Средний формат ( Саша Бреус)

Формат пленки 120-го типа называется средним, а камеры для нее – среднеформатными. На пленку этого размера помещается от 10 до 16 кадров в зависимости от модели твоего фотоаппарата.

Большой формат ( Влад Усик)

Пленку большого формата (листовую) уже не помещают в катушки, а используют по одному листу в камерах большого формата. Размеры кадра варьируются от 9 х 12 до 50 х 60 сантиметров.

Тип

Цветная негативная пленка

  • @ckriiiis
  • @ckriiiis
  • @ckriiiis

Самая распространенная фотопленка, которая проявляется с помощью процесса C-41. Его удобство заключается в том, что пленка провялятся в автоматических мини-лабораториях за довольно короткое время. На выходе ты получаешь негатив, который останется только отсканировать.

Черно-белая пленка

  • @anrikhter
  • @anrikhter

Черно-белая пленка – не менее популярная, чем цветная.

Процесс проявки ч/б пленок отличается от цветных: как правило, их проявляют вручную или с помощью полуавтоматических машинок. Такой процесс называется D-76. Разновидностей черно-белых пленок очень много, и у каждой свои особенности.

Большинство из них негативные – это самый популярный вариант ч/б пленок, но существуют и позитивные ч/б пленки.

Слайдовая цветная диапозитивная пленка

Слайдовая цветная диапозитивная пленка ( Никита Аверкин)

Позитивная слайдовая пленка используется реже, так как она достаточно дорогая и проявляется не во всех лабораториях. На выходе у тебя получается не негатив, а позитив. Такую картинку удобно просматривать на просвет. Процесс проявки таких пленок – E6.

Кинопленка

  • @ckriiiis
  • @ckriiiis
  • @ckriiiis

Это пленки, которые изначально были предназначены для съемки кино.

Их продают в больших бобинах, а лаборатории наматывают их самостоятельно.

Из-за особенностей строения кинокамер на эту пленку нанесен специальный сажевый слой, который защищает ее от нежелательного отражения света внутри камеры. Он смывается в процессе проявки. Процесс проявки – ECN-II.

Выбирать пленку стоит, исходя из того, что именно ты хочешь. Для первых экспериментов подойдут самые простые вроде Kodak colorplus, Fujicolor или намотки кинопленки.

  • @ckriiiis (чувствительность 400)
  • @ckriiiis (чувствительность 200)
  • Евгения Марцынович (чувствительность 100)

Важно обращать внимание на ISO (светочувствительность) пленки. В солнечный день прекрасно подойдет пленка с ISO 100, а в пасмурный советуем отдать предпочтение ISO 400. Чем больше цифра – тем более чувствительна к свету будет пленка.

Что нельзя делать с пленкой? Есть ли какой-то стоп-лист?

Самое главное, что нужно запомнить, это то, что пленка – светочувствительный материал. Мы рекомендуем заправлять пленку в фотоаппарат при приглушенном свете и никогда не открывать крышку фотоаппарата, не убедившись в том, что пленка полностью смотана в катушку.

Старайся внимательно относиться к тому, как хранится пленка. Не оставляй ее на открытом солнце. Лучше всего хранить фотоматериалы в холодильнике или в темном прохладном месте.

А после проявления пленки важно хранить негативы в нарезанном виде в сливерах (простыми словами – специальный файлик).

Негативный опыт. Известные фотографы, снимающие на плёнку

Более того, таких фотографов становится все больше — это далеко не единицы, не десятки, не сотни, не тысячи, не десятки и даже не сотни тысяч людей во всем мире. Их гораздо больше. Тех, кто в век цифровой фотографии осознанно предпочитают пленочную. Вот некоторые из них. Возможно, чьи-то имена вы уже слышали.

1. Алек Сот (1969 г. р.)

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии

Фотограф, член агентства Magnum Photos. Фотографии Сота находится в крупных публичных и частных коллекциях, включая Музей современного искусства в Сан-Франциско, Музей изобразительных искусств в Хьюстоне, Институте искусств Миннеаполиса и Центре искусств Уолкера и еще 30 музеев во всем мире. Автор нескольких книг, более 50 персональных выставок в разных частях света. Алек Сот снимает в основном на пленочную камеру формата 8×10″.

2. Марго Овчаренко (1989 г. р.)

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии

Одна из самых молодых звезд российской фотографии. Родилась в Краснодаре в 1989 г., закончила Школу им. Родченко (Москва, 2011), а затем Hunter College MFA program (Нью-Йорк, 2015). Карьера Марго началась с выставки в санкт-петербургском Фотодепартаменте в 2008 году. На сегодняшний день на счету 27-летнего фотографа более 10 персональных выставок в России, Германии, Франции. Кроме этого ее работы были представлены в рамках 15 групповых выставок в США, Канаде, Швейцарии, Финляндии, Греции, Италии и других странах. Работы Марго хранятся в Мультимедиа Арт Музее (Москва), Fotomuseum Winterthur’s Library book collection (Швейцария), Musée de l’Elysée (Швейцария). На счету у Марго десятки публикаций в европейских, американских, азиатских и российских специализированных изданиях по фотографии.

Марго работает в традиционном аналоговом стиле. Последние 6 лет снимает исключительно на среднеформатную камеру Mamiya RZ67 с одним стандартным объективом и иногда макро-насадкой на него.

Почти всегда со штатива. Одна из ее любимых пленок — классическая Kodak Portra. Марго сама вручную проявляет фотопленки по процессу C-41 с помощью Jobo в домашних условиях.

Живет и работает в Нью-Йорке, США.

сайт

3. Евгений Мохорев (1967 г. р.)

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии

Российский фотограф из Санкт-Петербурга, родился в 1967 г. Член Союза художников и Союза фотохудожников России. Работы Евгения представляют галереи в Нью-Йорке и Париже, входят в списки самых дорогих фотографий пост-советского пространства, продаваемых на аукционе Sotheby’s в Лондоне.

Читайте также:  Вечеринка Cartier: какие наряды выбрали знаменитости?

Основная тема Мохорева (последнее время он также использует фамилию Максимов) — как стекло, самый хрупкий, и в то же время очень опасный человеческий материал: дети и подростки.

Мохорев единственный из российских фотографов, кто на протяжении многих лет исследует эту тему. Он, как когда-то Селинджер, вторгся в ту территорию, в которую нет доступа взрослому человеку.

Кроме этого, Мохорев известен как стрит-фотограф Петербурга.

Евгений снимает на черно-белую пленку и камеры среднего формата. Для уличной фотографии использует 35-мм Leica.

сайт

4. Трент Парк / Trent Parke (1971 г. р.)

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии

Cамый известный австралийский фотограф и один из самых известных фотографов современности. Единственный представитель континента, вошедший в состав агентства Magnum Photos. Четырехкратный победитель самого престижного конкурса документальной фотографии World Press Photo — в 1999, 2000, 2001 и 2005 годах. Автор восьми фотокниг, изданных в период 1999-2014. Работы Трента представлены во многих музеях мира и частных коллекциях. Родился в 1971 г, в настоящее время живет и работает в Аделаиде. Снимает на плёнку, в основном на черно-белую 35 мм (Leica), также экспериментирует с цветом на среднеформатной пленке (Mamiya 7).

сайт

5. Олег Виденин (1963 г. р.)

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии

Русский фотограф, работающий в традиционном жанре чёрно-белой фотографии. Его работы публиковались во многочисленных специализированных журналах, представлены в Государственном музее изобразительных искусств им А. С. Пушкина (Москва), Московском музее Современного Искусства, National Portrait Gallery в Лондоне, частных собраниях в России и за рубежом. Использует традиционные черно-белые аналоговые материалы, сам занимается проявкой и печатью. Живет и работает в Брянске.

сайт

6. Алексей Мякишев (1971 г. р.)

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии

Фотограф-документалист. Стипендиат Министерства Культуры России (1996/1997), призёр «ИнтерФото» (1998/2001), «Премия ФРФ» (2010), Bestphotographer (2010), Best of Russia (2012), Sony World Photography Awards (2013). Автор и участник более 50 персональных и групповых выставок в России, Укране, Англии, Франции, Италии, Германии, Австрии. Автор книг «Вятка» и «Колодозеро» (2016).

Снимает в классической аналоговой черно-белой технике камерами Leica, на пленку (в основном черно-белую). Любимые фокусные расстояния — 35 и 50 мм. При подготовке работ к выставкам использует технику ручной печати.

сайт

7. Валентин Самарин, он же Мария Тиль Вальгрек (1928 г. р.)

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии

Основатель абстрактной фотографии в СССР, эмигрировавший в начале 80-х годов во Францию. Создатель собственного художественного жанра Sanki, который позволяет увидеть другую реальность в снимках, выполненных по технологии серебряножелатиновой печати.

Работы представлены в коллекциях Московского музея современного искусства, Русского музея, Ярославского художественного музея, Музея ноноконформистского искусства (Санкт-Петербург), Государственного музея городской скульптуры (Санкт-Петербург), Литературно- мемориального музея Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург), Государственного музея театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург), Национальной библиотеки Франции (Париж).

Снимает исключительно на пленку, самостоятельно проявляет и печатает фотографии в темной комнате. Использует эффект соляризации изображения.

Экспериментирует с процессом проявления, давая возможность изображению выявлять самого себя. «Я работаю не с пленкой, не с негативом, а с готовым отпечатком. Кладу этот позитив в раствор и жду.

Иногда даже забываю, что у меня в кювете лежит… Главное — в то, что происходит, не вмешиваться», говорит Самарин.

8. Лаура Летински / Laura Letinsky (1962 г. р.)

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии

Мировое признание Лауре принесли ее необыкновенные натюрморты с утонченными тональными переходами, основная тема которых — старение, увядание. Большая часть работ Лауры выполнена в светлом тоне. Снимает Летински на пленку, используя карданную камеру большого формата. Работы Лауры представлены во многих музеях мира и частных коллекциях.

Фотограф, автор нескольких книг по искусству фотографии. Лауры Лаура Летински обладает хорошим образованием в области визуальных искусств. Она получила степень B. F. A. в Университете Манитобы (Канада) в 1986 г., затем MFA в Йельском Университете (США) в 1991 г. В данный момент Лора Летински преподает в Университете Чикаго на кафедре визуальных искусств. Родилась в Канаде, в 1962 году.

сайт

9. Оля Иванова (1981 г. р.)

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии

Российский фотограф, родилась в 1981 г. Окончила Институт Проблем Современного Искусства в 2014 г. Лауреат Афинского книжного фестиваля в 2015 г, победитель нескольких российских и международных конкурсов.

Персональные выставки Оли проводились в Москве, Франции, Бельгии. Участница групповых выставок в Англии, США, Таиланде, Италии и других странах. Работы хранятся в музеях и частных коллекциях.

Фотографии Оли публиковались в The Guardian, The Financial Times, Bloomberg Market, The Telegraph, Psychologies, Russian Reporter, Neon, Vice, Nido и многих других журналах.

Оля снимает исключительно на пленку, в том числе коммерческие заказы. В своей работе использует средний формат и в основном Kodak Portra.

сайт

10. Эмиль Гатауллин (1972 г. р.)

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии

Родился в 1972 году в городе Йошкар-Ола Республики Марий Эл. В 1991 году окончил Казанское художественное училище, а затем в 1999 году — Московский художественный институт (МГАХИ) им. Сурикова. Фотограф по призванию и художник по образованию, лауреат национальной премии «Лучший фотограф» (2010), международных конкурсов Vilnius Photo Circle (2014), PhotoVisa (2014), гран-при «The Alfred Fried Photography Award» и многих других. Участник «Portfolio Review Russia 2011» и проекта РИА Новости «XXI. Мой Тихий океан». Персональные выставки Эмиля проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Вильнюсе. Также участвовал в групповых выставках в России, Франции, Австрии, Литве. Член Союза фотохудожников России с 2005 года.

Черно-белые фотографии Эмиль снимает исключительно на пленку. Его основные камеры это дальномерные Leica M7 и Bessa. Самостоятельно проявляет и печатает фотографии в темной комнате.

сайт

11. Валерий Нистратов (1973 г. р.)

Один из самых известных российских документальных фотографов, работающий в традиции арт-документальной фотографии.

Работы Валерия публиковались в Time Magazine, The New York Times, The Guardian, L’insense Magazine, Financial Times Magazine, Le Monde, Monocole и нескольких десятках других журналов во всем мире. Фотографии Валерия представлены в ГМИИ им. А. С.

 Пушкина (Москва), Multimedia Art Museum (Москва), Maine Museum of Photographic Arts (Portland, USA), he Jewish Museum and Tolerance Center (Москва). Автор четырех книг, вышедших в Москве, Амстердаме и Цюрихе.

Валерий снимает на пленку, использует в основном камеру Leica. Сам проявляет и печатает фотографии в тёмной комнате.

сайт

12. Майкл Кенна / Michael Kenna (1953 г. р.)

Живой классик пейзажной фотографии. Родился в 1953 году в Англии, закончил Коллежд Искусств в Оксвордшире (Banbury School of Art), затем Лондонский Колледж печатного Дела (London College of Printing). Среди наград фотографа, которых к сегодняшнему дню набралось уже не менее десятка, есть Golden Saffron Award, а также Art in Public Buildings Award.

Министерство культуры Франции (France) представило его к званию Кавалера Ордена искусств и литературы (Chevalier in the Order of Arts and Letters).Автор более двух десятков книг-альбомов. За последние 25 лет ежегодно во всем мире проводится около 20 персональных выставок Майкла Кенны. Его работы представлены в более чем 100 музеях в разных частях света.

Майкл Кенна снимает на камеры среднего формата. Использует исключительно черно-белую пленку. Проявку доверяет фотолаборатории, а вот печатает фотографии в темной комнате только сам, считая эту работу важнейшей частью творческого процесса.

сайт

13. Андрей Чежин (1960 г. р.)

Мастер современной российской фотографии, автор концептуальных проектов. Работы Андрея Чежина представлены в коллекциях более чем 15 музеев в России, США, Италии и других странах.

Среди них Государственный Эрмитаж, Русский музей, Музей фотографических коллекций, The Navigator Fondation, Columbus Museum of Art, Southeast Museum of Photography и др. Член Союза фотохудожников России и международной федерации художников (IFA).

Автор 2-х книг-альбомов, более 60-ти персональных выставок и участник 160 групповых выставках в России и за рубежом.

Андрей снимает исключительно на пленку, почти только на черно-белую. Сам печатает фотографии в темной комнате, в том числе альтернативными способами. Часто использует просроченные материалы и химические рецепты собственного приготовления.

сайт

14. Петр Антонов (1977 г. р.)

Российский фотограф, специализируется на сочетании документального похода с концептуальной составляющей. Сотрудничает с российскими и международными изданиями и работает над персональными проектами.

Работы Петра публиковались в таких изданиях, как Le Monde, Der Spiegel, Mare, Report on Business, Financial Times Magazine, Courier Internacional, D — la Repubblica, Forbes Russia, Большой город, Огонек, Эксперт, Русский репортер.

Его персональные проекты участвовали в выставках и проекциях в России, Канаде, Италии, США, Сирии, Азербайджане, Литве, Латвии, номинировались на премии Prix Pictet, Paul Huf и PDN30.

Петр снимает на пленку, использует камеры среднего формата.

сайт

15. Елена Холкина (1982 г. р.)

Фотограф, автор книжных проектов. Выпускница Института проблем современного искусства (Москва) и Фотодепартамента (С-Петербург), стипендиат Urban Urge 2014.

Ее книга «Did we ever meet?» выиграла конкурс Rock Your Dummy! в Париже в 2013 году и выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и в европейских городах в рамках проекта Box of Dummies. Книга «Doorways» вошла в шортлист премии Unseen Dummy Award в Амстердаме в 2014.

Фотографии и книги Лены были показаны на выставках в Москве (Артплей, ЦСИ Сокол, галерея Беляево, Random Gallery, Гоголь-центр), Санкт-Петербурге (параллельная программа Манифесты-10, галерея «Тайга», Фотодепартамент), Казани, Минске, в европейских городах: Ono Arte Contamporanea г.

Болонья, Photobook Week г. Орхус, Self Publish Riga и др. В Москве фотографии Лены представлены галереей Ptichka и проектом ArtChoiceInfo.

Лена снимает в основном на цветной негатив 35 мм, часто использует недорогую пленку, такую как Fujifilm Superia. Ее любимая камера Olympus Mju: II. Проявляет пленки в лаборатории, сканирует самостоятельно на Nikon 5000.

16. Эллиотт Эрвитт (1928 г. р.)

Живой классик, известный американский фотограф русско-еврейского происхождения из Франции, выросший в Италии. Член агентства Magnum Photos. Автор трех десятков книг и бесчетного количества персональных и групповых выставок во всем мире.

До сих пор снимает в основном на пленку, хотя для бытовых задач использует также цифровую фотографию. Вот что говорит об этом сам автор:

«Когда я увлекся уличной фотографий, я снимал на цифровые камеры: мне нравилось учиться и получать мгновенную отдачу. С помощью „цифры“ я выучил технические аспекты фотографии, ее основы. Я снимал только цифровыми камерами 5 лет, и мне это очень нравилось.

Читайте также:  Как организовать двуязычную свадьбу: 9 основных правил

Однако около двух лет назад я решил попробовать пленку и до сих пор от нее не отказался. Мне нравится техника съемки на пленку, эстетический компонент, а также невозможность увидеть результат до тех пор, пока ты не проявишь пленку.

Конечно, пленка не может гарантировать, что вы станете фотографировать лучше, но мне она помогла. Я научился терпению в обработке (я жду 3-4 месяца прежде чем вернуться к отснятому материалу), усовершенствовал технические навыки (я снимаю в полностью ручном режиме на Leica), а также отточил дисциплину (я стал подходить к съемке более вдумчиво).

Однако я не отказался от цифровой фотографии. Я использую цифровые камеры для съемки семьи и друзей, повседневной жизни и собственных завтраков. Однако личные проекты по уличной фотографии я снимаю только на пленку, и мне это нравится.»

сайт

17. Сергей Новиков (1979 г. р.)

Проектный фотограф, опирающийся в своей художественной практике на документальные традиции. Автор 5 книг, последняя из которых ZATO вошла в шорт-лист Dummy Book Award в Арле-2016. Предыдущие книги Сергея входили в шорт-листы книжных фестивалей в Португалии и Испании.

Работы Сергея публиковались в Esquire, The Guardian, Rolling Stone, 11 Freunde, Uno-Due, Stand, PROsport, Ballesterer, When Saturday Comes, Der Spiegel, Decal, Barraca Magazine и многих других журналах в России и за рубежом. Участник нескольких десятков выставок в Москве, Мадриде, Лондоне, Токио, Афинах, Варшаве и других городах.

Сергей принципиально снимает только на пленку. В своей работе использует средний формат 6×7 см и большой формат 4×5″.

сайт

18. Данила Ткаченко (1989 г. р.)

Фотограф-художник, работающий с документальной фотографией. Лауреат World Press Photo (2014), 30 under 30 by Magnum Photos (2015), lacritique Award (2015), Foam Talent (2015) и десятка других международных конкурсов фотографии.

В портфолио Данилы более 30 персональных выставок в Германии, Англии, Франции, Латвии, Эстонии, Финляндии, Италии, Индии, Голландии, России, Греции, США и других странах.

Работы фотографа представлены во многих музеях, галереях и частных коллекциях по всему миру.

Данила снимает в основном на камеры большого формата, используя листовые пленки вплоть до 18×24 см, а также на средний формат.

сайт

Источник: http://pavel-kosenko.livejournal.com/747188.html

Ну ты кадр! Зачем в XXI веке снимать на плёнку

  • Культура
  • Ну ты кадр! Зачем в XXI веке снимать на плёнку

25 ноября 2020,  14:29

 Наталья Малыхина 2207

Первый плёночный фотоаппарат Kodak появился в 1888 году, а первый цифровой – 100 лет спустя. Разбираемся, почему некоторые возвращаются к истокам и какие есть нюансы у плёночной фотографии. В этом нам помогали фотографы Данил Шаповалов и Валерия Зайцева.

Лера Зайцева:

«Однажды я познакомилась с человеком, который фотографирует на плёнку. Под моей фотографией стоял хештег «35 мм». Человек (оказалось, что его зовут Андрей) спросил, на какую плёнку снято. Но это было снято на телефон с наложенными фильтрами. Мы познакомились. Оказалось, что у Андрея много хороших фотоаппаратов, даже Leica есть. После встречи с ним я купила плёночный фотоаппарат.

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии Валерия Зайцева / из личного архива

Меня вообще интересует фотография, поэтому и плёнку решила попробовать. Я бы попробовала и на консервную банку поснимать, знаю, что это возможно. Главное – знать, как всё правильно настроить.

Признаюсь, если бы мне сказали выбирать между цифрой и плёнкой, я бы выбрала цифру. Мне нравится сам эффект плёнки, особая передача света, но на неё я потрачу все деньги и ещё буду должна. Поэтому в основном снимаю на цифровую камеру.

Плёнка для меня не что‑то серьёзное, это для души. Я нечасто снимаю на неё. Те, кто выбирает только плёнку, возможно, немного старомодные».

Данил Шаповалов:

«Мне нравится всё старое. До плёнки я не фотографировал. Потом купил цифровой фотоаппарат, сделал немного кадров и продал его. Неинтересно: отфоткал и сразу посмотрел.

А с плёночным – отфоткал, отдал плёнку на проявку, на следующий день забрал. Сам процесс гораздо душевнее. Обычный человек вряд ли будет фоткать на плёнку.

Моя мама принимает моё увлечение, но не понимает, зачем мне плёнка, когда есть цифра.

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии Данил Шаповалов / Наталья Малыхина

Для меня очень важно, как выглядит фотоаппарат, и внешне больше нравятся плёночные. Когда получаю новый, первое время он лежит под рукой. Потом ставлю его на полку. Пока в моей коллекции 15 аппаратов, но останавливаться я не собираюсь.

Сейчас модно обрабатывать под плёнку. Я спокойно к этому отношусь. Но смогу отличить плёнку от фильтра, наложенного на цифровую фотографию. Обычно накладывают эффект старой плёнки, которая будто бы лежала много лет в непонятных условиях: на фото появляется сильная зернистость и заломы. На деле фотографы снимают на хорошую плёнку, где этого всего нет.

Тем, кто захочет попробовать, я бы советовал не бояться. Сначала я смотрел обучающие видео и обзоры фотоаппаратов, это помогает. А так, всё приходит с опытом».

В плёночных фотоаппаратах не всё так просто, как в смартфонах. Современные камеры всё делают сами, нынешние фотографы даже не задумываются, какая математика стоит за каждым кадром. Чем старше плёночный фотоаппарат, тем он сложнее. Тем, кто хочет лучше понимать фотографию, возможно, стоит начать с плёнки.

Плёночные фотоаппараты можно разделить на зеркальные, дальномерные и шкальные. Они различаются по конструкции, особенностям фокусировки и другим параметрам. Ещё фотоаппараты различаются по кадру: бывают среднеформатные, полуформатные и малоформатные.

Последние получили самое большое распространение: их плёночное окошко размером 24 на 36 мм. Полуформатные делают половину от стандартного, поэтому плёнка увеличивается до 72 кадров. А окошко среднеформатных больше размером – 60 на 60 мм.

У них всего 12 кадров, но зато хорошая детализация.

Сам процесс создания снимка везде похож: нужно протянуть плёнку до следующего чистого кадра, взвести затвор, настроить диафрагму и выдержку и сфокусироваться. Протягивать нужно аккуратно, иначе некоторые фотоаппараты могут порвать плёнку. А если не протянуть, то фотографии будут накладываться друг на друга.

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии Валерия Зайцева

«Это называется двойная экспозиция. Может получиться как очень хорошо, так и очень плохо. Я пока так не пробовал, но хочу. У меня автоматическая протяжка на Nikon, поэтому нужно отфоткать всю плёнку, вытащить и снова отфоткать. То есть нужно помнить последовательность, чтобы не было случайного наложения», – рассказывает Данил.

Как выбрать фотоаппарат, универсального совета нет – дело вкуса. Данил советует попробовать начать с «Зенита-122»:

«Его я покупал на «Авито». Смотрел видео о фотоаппаратах, чтобы решить, какой взять. «Зенит» понравился мне по фокусировке и по экспонометру (прибор, который помогает выставить значения выдержки и диафрагмы – прим. авт.). Сейчас я не фоткаю на него. Мне не хватало выдержек и автофокуса. Всё это есть на Nikon F-501, который я купил более осознанно».

Все фотоаппараты в коллекции Данила куплены с рук, но при желании можно взять и новый. Да, их до сих пор производят.

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии Валерия Зайцева

Главное, чему учит плёнка, – ценности каждого кадра. Здесь нельзя, как на цифровом, сделать миллион фото и выбрать лучшие. У тебя только 36 попыток. Кроме того, на плёночном узнать, что получилось, можно, только когда плёнку проявят. 

«Могу в одно место приходить несколько раз, чтобы сделать кадр, который мне понравится», – признаётся Данил.

Да и нынешняя цена плёнки шепчет: не фотографируй, подумай. Бэушный плёночный фотоаппарат дешевле цифрового: с рук его можно купить за 5 тыс. рублей, а можно и вовсе достать бесплатно. А вот сэкономить на плёнке не получится, ведь вскоре она понадобится снова.

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии Данил Шаповалов

«Цветная плёнка стоит от 500 рублей. Чёрно-белая немного дешевле: украинскую «Тасму» можно найти за 300 рублей за 40 кадров. Их больше, потому что катушка смотана вручную», – рассказывает Данил.

Хороший вариант сэкономить деньги, но не время – просроченная плёнка. Дело в том, что она может быть нормальной, с интересным цветовым эффектом или полностью испорченной. Пока не снимешь и не проявишь – не узнаешь.

«Всё зависит от того, в каких условиях хранили плёнку. Её берут из‑за того, что она дешевле. Один раз я купил по 50 рублей четыре штуки. Я фотографирую на просрочку, когда проверяю фотоаппарат», – делится Данил.

«За пять катушек просрочки Fuji я отдала 1 тыс.рублей. Где‑то она зеленила, где‑то отдавала фиолетовым. Это создаёт атмосферу. Но это рулетка: может ничего не проявиться. Пока мне везёт», – добавляет Лера.

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии Данил Шаповалов

Плёнки отличаются друг от друга светочувствительностью, тонами, цветопередачей, зернистостью.

«Моя первая плёнка была KodakColor +. Тогда я только купил фотоаппарат и знал только в теории, как фотографировать. У плёнки было ISO 200 (светочувствительность, 200 – это для ясного дня: чем больше число, тем лучше подходит для помещения или вечера – прим.авт.). И я пошёл фотографировать ночью. Кадры были чёрными с пятнами от света фонарей. Всего пара были хорошими», – рассказывает Данил.

Оба фотографа советуют пробовать разные плёнки: так никогда не надоест снимать.

«Каждая компания отличается друг от друга. У Kodak плёнки яркие и насыщенные, кадры получаются летними и тёплыми. У Fuji более спокойные и натуральные цвета. Мне больше всего нравится, как получается на Polaroid. Даже если выглядишь не очень, Polaroid делает тебя красивым. Его кадры получаются розово-фиолетовыми», – описывает Лера.

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии Данил Шаповалов

Данил и Лера покупают плёнки там же, где проявляют. Данил ездит в салон в Дубовое Белгородского района: там подскажут, как выбрать плёнку, и помогут, если что‑то пойдёт не так.

«Недавно я зарядил «Тасму» в свой Nikon с автоматической смоткой. После 36-го кадра она остановилась. Когда я попытался сфотографировать ещё, услышал хруст. Она порвалась, и я не смог её смотать. Но в салоне с этим справились: просто достали её в тёмной комнате», – вспоминает Данил.

Красные лампы и растворы

Проявить плёнку можно и дома. 

«Очень хочу попробовать проявлять сам. У меня уже есть бачок для плёнки. И технологию я знаю: в темноте нужно закрепить в бачке плёнку, потом залить туда проявитель, промыть и зафиксировать специальным раствором», – объясняет Данил.

Читайте также:  Яркая свадьба: реальные свадьбы

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографии Валерия Зайцева

Плёнку в бачок можно поместить в светонепроницаемом мешке. В студиях используют красные лампы, так как это единственный цвет, который не активизирует серебро в плёнке.

Все жидкости должны быть 38 градусов, а плёнку помещают в них на определённое время. Несмотря на то что всё звучит не очень сложно, нюансов много. Надо быть готовым к тому, что первый блин будет комом.

Сейчас в салонах проявленную плёнку сканируют при помощи специального оборудования и отправляют уже оцифрованные кадры на почту.

Саму плёнку можно пере- или недоэкспонировать: то есть можно сделать ярче или темнее. Для этого нужно либо раньше, либо позже вытащить из реактивов. Если на фото нужно что‑то подправить или закрасить – это можно сделать во время проявки. Так что фотошоп в плёночное время тоже был возможен, просто современным фотографам с ретушью проще.

Хороший плёночный фотоаппарат, как и хороший цифровой, справится со всем. Поэтому нет ограничений, что можно снять на плёнку, а что нет. Хотя в темноте у цифровых фотоаппаратов есть преимущество: их светочувствительность выше.

Но и у плёнки есть преимущества: она более мягко передаёт переходы между цветами, а в тенях может быть больше деталей при хорошей проявке.

«Вся эта плёночная эстетика»

ТЕКСТ  Мария Петряева

Просмотров 448

«Сфотографируй на плёнку, так атмосфернее будет», — эту фразу мы слышим всё чаще, хотя прошло более сорока лет с момента изобретения цифровой камеры. Сегодня плёночная фотография вновь в моде: если кадр тёплый, осязательный с мелким шумом, то непременно соберёт несколько сотен лайков. Почему мы до сих пор делаем снимки на плёнку и вкладываем их в фотоальбом? Зачем фотографы тратят время на проявку и предпочитают тщательный процесс выстраивания экспозиции моментальному снимку на цифру? Фотограф Мария Петряева задала эти и другие вопросы тем, кто специализируется на плёночной фотографии, живой, игривой и часто про человека.

Наш первый герой —  Иван, 35 лет, уличный фотограф, который снимает исключительно на плёнку с восьми лет, «как дедушка научил». 

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографииПочему вы выбрали плёнку в качестве главной техники фотографии?

Потому что я люблю оптическую печать. А также потому, что я настолько ленив, что мне проще проявить плёнку и при необходимости оцифровать её, чтобы получить гарантированный результат, в котором я уверен (у меня большой опыт самостоятельной проявки), чем разбираться с пресетами того же фотошопа для приведения изображений с цифровой камеры к желаемому виду.

  • Что вы обычно снимаете на плёнку?
  • Я снимаю уличную жизнь городов и всё то, что и остальные некоммерческие фотографы, —  жизнь, свою и друзей.
  • Правда, мой Петербург — это так называемый «Петербург Достоевского»: бомжи, бродячие псы, асоциальные элементы, трупы, мрачные здания, разруха.
  • Что, по-вашему, отличает плёнку от цифры?
  • В контексте промежуточного цифрового файла (на котором большинство останавливается) —  ничего.

Вся эта плёночная эстетика скрывается в глобальном смысле: вставить плёнку, отщёлкать её на приятной камере, проявить пару катушек за ужином, потом всю ночь печатать 2-3 кадра…

В чём сложность съёмки на плёнку?

Для меня —  ни в чём, абсолютно. Я снимаю с восьми лет, как дедушка научил. Сейчас мне 35. Для остальных —  необходимость самостоятельной экспонометрии (выстраивания технических характеристик —  прим.

автора) на полностью механической камере и тот самый аналоговый процесс получения изображения: мало кто из молодых фотографов умеет проявлять и печатать.

Раньше этим занималось гораздо больше людей у себя дома.

Большой ли сейчас спрос на плёнку и плёночные фотоаппараты?

Спрос большой, плёнка вновь вошла в моду, как и прочие аналоговые носители информации (винил, кассеты). Мода сделала очередной виток.

Некоторые глянцы заказывают плёночные фотосессии, есть устойчивый спрос на портреты на средний и большой формат. Молодёжь снимает на плёнку свои тусовки.

  1. Кто ваш любимый «плёночный» фотограф и почему?
  2. Трудно выделить единственного человека: у тех, с кем я знаком лично и за чьим творчеством слежу, —  куча прекрасных фотографий.
  3. Навскидку выделю Юру Нездойминогу, Аню Сушку, Лёшу Мякишева, Буги (Владимира Миливоевича), Яна Грарупа —  они потрясающе снимают.

Если выбирать кого-то одного, то это Вивьен Майер. Она была, судя по всему, уникальным человеком: столько всего увидеть, снять, но никому не показывать при жизни. Нужно очень сильно любить фотографию, чтобы не иметь необходимости оценки своих работ со стороны. 

Если вам нужно будет объяснить новичку в двух словах, как фотографировать на плёнку, что вы скажете?

В контексте именно съёмки плёнка ничем не отличается от цифры: ты просто нажимаешь кнопочку, и —  щёлк! Так что бери камеру и иди снимай!

Наша вторая героиня София Набока снимает на цифровую камеру, но её фотографии благодаря атмосфере, свету и объёму можно легко отнести к плёночным кадрам.

София, как и её сестра Полина, окончила кинооператорскую мастерскую Вадима Алисова во ВГИКе им. С. А. Герасимова.

В творческом дуэте сёстры создают необыкновенные кадры, постоянно разрабатывают творческие проекты и собираются снять собственный фильм.

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографииНа какую технику вы делаете фотографии чаще всего?

Я снимаю чаще всего на цифровую камеру Canon 5D Mark IV, но в моём арсенале есть и «Киев-60». В основном он пылится на полке, но эту камеру я уважаю, просто средний формат стал уж очень дорог в обслуживании.

Ваши фотографии атмосферные и похожи на картины, а цвета и объём кадров напоминают плёночные. Как вы достигаете такого эффекта?

У меня есть любимые картины, которые я постоянно пытаюсь разгадать. За цветом и светом стараюсь следить на съёмке, потом мысленно дорисовываю, как это будет выглядеть в финале. Свет создаёт объём, цвет также этому способствует.

Важно, что надето на модель. Я люблю натуральные прозрачные или скользящие ткани. Лёгкость и ненавязчивость одежды принципиальна, когда ты фотографируешь человека. По этой причине мы редко снимаем для журналов.

Как вы относитесь к плёнке? Можно ли сказать, что она делает фото более «настоящим», чем цифровая камера?

К плёнке отношусь уважительно, считаю, что каждый визуал должен хотя бы попробовать поснимать на этот носитель. Плёнка организует тебя, делает более внимательным. Но самый потрясающий процесс — это процесс проявки и печати работ.

Когда ты видишь, как появляется изображение на бумаге, — это сродни магии. А когда ты видишь эту магию, то уже не сможешь ничем другим заниматься. Так было и в нашем случае.

В будущем, когда будет пространство для лаборатории, я с удовольствием вернулась бы к этому.

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографииЕсть ли у вас любимые фотографы, снимающие на плёнку? Почему они вам нравятся?

Может, это прозвучит неоригинально, но мой самый любимый фотограф — это Питер Линдберг. Он снимал и на плёнку, и на цифру. Его фотографии будоражат сознание: его модели не замирают, а дышат и существуют на бумаге.

Хотя он всегда выступал за естественность, за морщинки и так далее, я в своих работах люблю дать волю фантазии и могу изменить форму волос, например. Всегда стараюсь довести портрет до своей формы комплементарности.

Какая у вас самая любимая съёмка?

Моя любимая съёмка ещё не случилась, но я уважаю и ценю свой труд и своё время. И время, и труд людей на моих фотографиях. Наша аудитория доказывает, что мы делаем что-то действительно важное, и за это я им благодарна. 

Цифру в плёнку

Если вы заинтересовались опытом наших героев и хотите сделать фото на плёнку, но у вас нет подходящей камеры, то наши советы по настройке стиля цифрового снимка помогут вам всех обмануть. 

  • Без контраста и с эффектом дымки

На плёночных фотографиях можно заметить, что цвета не такие насыщенные, как на цифре, они обычно приглушены: тёмные цвета уходят в тёмно-синие, светлые —  в туманно-белые. Чтобы достичь именно такого цвета, сдвигаем точки чёрного и белого на кривой экспозиции.

  • Зернистость первостепенна

Выкручиваем зернистость и шум, которые создают эффект осязательности фото. Нам кажется, что фотография шумная, не совсем чёткая и резкая, и именно из-за этого она живая и атмосферная.

  • Фиолетовый, зелёный, жёлтый —  это «плёночно»

Прибавляем в цветовой гамме оттенки зелёного, жёлтый делаем менее ярким, а фиолетовому выкручиваем насыщенность.

И вот что у нас получилось! Угадаете, где плёнка? 

Немгновенное фото: тонкости пленочной фотографииНемгновенное фото: тонкости пленочной фотографии

Ссылка на основную публикацию