Отношение к вишневому саду персонажей пьесы. Краткая характеристика добавить в закладки
В русской драматургии двадцатого века последнее произведение Антона Павловича Чехова произвело настоящий фурор. Читатель воспринимает творение, опираясь на собственное мировоззрение. Некоторые видят в нем глубокий психологический смысл. Периодически его расценивают как социально ориентированное произведение. То, как относятся герои к вишневому саду, с разных сторон характеризует жизнь в России.
Пьеса была написана в 1903 году. Антон Павлович постарался максимально передать эмоции и чувства героев. Он не понаслышке знал о материальных трудностях того времени. Отец писателя продал свое имение. Ему нужно было расплатиться с долгами. Это помогло автору четко передать отношение к саду героев комедии.
В пьесе говорится о сложностях адаптации к новой эпохе, конфликте между детьми и родителями. Писатель причислял «Вишневый сад» к комедийным опусам, но, по мнению критиков, история носит трагический, драматический характер.
Отношение героев к вишневому саду – таблица
В таблице кратко описано отношение героев к вишневому саду. Персонажи испытывали определенные чувства, эмоции от продажи имения.
Раневская | Искренне любит растения, деревья. Любовь завораживают красота, нетронутость природы. Потеря участка равносильна потере детских воспоминаний. |
Гаев | Будучи расточительным человеком, Гаев не может до конца осознать, что родовое гнездо должно быть продано на аукционе. Он не воспринимает жестокую реальность. Продолжает жить детскими мечтами, иллюзиями. |
Петя и Аня | Для детей имение – это нечто прекрасное, фантастическое, необыкновенное. Они ассоциируют его с будущим, счастливой жизнью, небывалыми успехами. |
Лопахин | Усадьба для него – заветная мечта. Его главная цель заключается в материальных приоритетах. Герой всегда мечтал владеть собственными землями. |
Отношение Раневской к вишневому саду
Отношение Раневской к вишневому саду цитаты из пьесы передают максимально точно. Всех персонажей автор наделил определенной историей, которая связана с усадьбой. Для героини это:
- Безмятежность;
- Чистота ароматов, дурманящих сознание;
- Детство;
- Искренность;
- Семейное счастье;
- Легкость бытия.
Она готова остаться с садом навсегда, даже если он будет продан с аукциона. Образ немолодой, привлекательной женщины вызывает положительные эмоции у читателя. У нее есть приемная дочка Варвара, родная – Анна. Писатель характеризует персонажа Раневской отрицательно. Из произведения можно сделать вывод, что для Чехова эта женщина:
- Отличается инфантильностью;
- Любит страдать, переживать, вызывая жалость к себе;
- Не ценит добро окружающих людей;
- Не способна на искреннюю любовь, преданность.
Она уехала в Париж, когда судьба в родовом гнезде не сложилась. Здесь она находит спутника, но это не приносит ей счастья. Изначально любимый сильно заболел, а после разорил некогда обеспеченную даму. Это снова возвращает ее в родной гай, но участок уже продается на торгах. В истории Чехова Раневская представлена:
- Любящей матерью для своих дочерей;
- Образованной женщиной, привыкшей к жизни в достатке;
- Щедрой, доброй дамой, не приспособленной к жизни.
Несмотря на свою привязанность к имению, героиня быстро оправляется от потери, получив достаточную сумму денег для привычной жизни.
Как Гаев относится к вишневому саду
Второй главный герой пьесы – Гаев. Он родной брат Раневской, старше ее на несколько лет. Писатель характеризует мужчину как образованного, но безответственного человека.
Он много времени и денег тратит в игорных заведениях, не имеет семьи. В приоритете мужчины – его личные интересы. Он привык наслаждаться жизнью, не задумываясь об источниках дохода.
Ему помогает племянница и пожилой лакей. Особенности героя:
- Он не осознает проблемы, искренне не понимает причины продажи сада;
- Мужчина не привык к экономии, ответственности;
- Для молодого человека, любящего азартные игры, чужда забота о близких.
Отношение Гаева к вишневому саду аналогично чувствам Раневской. Он переживает потерю родового гнезда значительно тяжелее сестры. До последнего брат надеялся, что справится с проблемой, выкупит усадьбу.
Однако ему не удалось этого сделать. Персонаж чувствует свою вину, борется с тоской. Большая часть информации об аукционе подается от восхищенного Ермолая, который купил имущество.
Гаев отказывается комментировать ситуацию, предпочитая остаться в тени.
Отношение героев к вишневому саду – цитаты
Отношение к вишневому саду персонажей пьесы четко передано в приведенных цитатах:
- Если вишневый сад отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода – Лопахин;
- Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает – Лопахин;
- Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше – Аня;
- Сад – надежда на будущее – Аня;
- Мы насадим новый сад, роскошнее этого – Аня;
- Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест – Трофимов Петр;
- Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад – Любовь Раневская;
- Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза – Трофимов;
- У меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей – Лопахин.
К 115-летию пребывания а.п. чехова в любимовке: блуждания по «вишневому саду»
Харьков — «Матерь городов русских»
Часто слышим такой диалог: «Что такое чеховский “Вишневый сад”? “Это – образ России!” А где, именно, располагался этот вишневый сад на самом деле? Действие “Вишнёвого сада”, как обычно у Чехова, не привязано к конкретным временным и географическим координатам, хотя пьеса, как нам уже неоднократно доказывали, была задумана, именно, у нас, в Любимовке, летом 1902 года (написана в 1903 году – В.П.)…
Выходит, что это предельно обобщенный, символический образ? Давайте попробуем найти конкретное время и место действия пьесы! Когда-то, еще до отмены крепостного права (1861 год – В.П.), когда имение Гаевых процветало, вишню сушили, мариновали и отвозили на возах в Харьков на продажу, о чём вспоминает восьмидесятисемилетний лакей Фирс.
Значит, Харьков где-то близко: в него можно попасть не только на поезде, но и на лошадях. Варя лелеет мечту пойти с молитвой по Святым местам: сначала в безымянную пустынь, потом в Киев, затем в Москву… То есть Киев ближе к вишневому саду, чем Москва, что вполне согласуется с недалеким Харьковом, в котором и Лопахин ведёт дела.
Скорее всего, это там, где редкость глинобитные дома, так как англичане только что на участке Симеонова-Пищика находят белую глину и выплачивают ему деньги… Общий вывод: чеховский вишнёвый сад находится где-то в центре России, но в то же время, вероятно, не так уж далеко от Малороссии.
Но и в то же время, в самом начале Лопахин спрашивает у Дуняши: “Который час?” Та отвечает, что светает, два часа… В мае светает во втором часу где-то под Вологдой, но никак не под Харьковым. Загадка остается.
Высоцкий в роли Лопахина
“Одесса – мама”
А вдруг это Одесса (правда, в пьесе нет моря – В.П.). Но мы можем с большой долей вероятности предполагать, что в основу пьесы положена именно история продажи одесской усадьбы Ольги Романовны Васильевой, приемной дочери богатой землевладелицы Ирины Жеребцовой. Ольга унаследовала усадьбу с вишневым садом в самом начале одесской улицы Торговой в 1900 году.
Она была знакома с Чеховым и даже переводила его рассказы на английский язык. Например, переведенный рассказ “Егерь” Ольга опубликовала в британском литературном журнале “Нью Эйдж”.
По мнению историков и литературоведов, в “Вишневом саде” писатель в образе Ани — дочери Раневской – запечатлел именно Ольгу Васильеву, а реального управляющего одесским имением Лукашова – в образе Фирса.
В Одессе Чехов бывал несколько раз. Во время последнего приезда в 1901 году писатель посетил вишневый сад, встретился с маклерами, занимавшимися продажей имения, а позже писал Васильевой за какую сумму следует продавать усадьбу.
Вырученные деньги Ольга Васильева хотела вложить в создание одесского санатория для больных туберкулезом. Тем не менее, дом удалось продать только после смерти писателя, в 1909 году. После февральской революции усадьба пришла в упадок, а в войну и вовсе разрушилась и была снесена.
Но удивительные вещи открываются только в наше время. Оказывается (это ясно из обнаруженной переписки – В.П.), в 1903 году после редактирования и отсылке единственного экземпляра пьесы Станиславскому в Москву, но каким-то неведомыми путями Ольга Романовна Васильева (на тот момент уже Милеант – В.П.
) через две недели уже читала пьесу “Вишневый сад” в Женеве и писала Чехову о ней в слезах…
Интересный факт: местечки с названием “Гаевка” есть недалеко от Одессы, Таганрога (родины Чехова – В.П.), в Ростовской области… Какое из них наше?
А велико ли само поместье Гаевых? Кто-то задумывался? Давайте вспомним слова Лопахина: «Если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое 25 тысяч в год дохода (Кстати, первоначальный уставной капитал товарищества МХТ составлял как раз 25 тысяч рублей – В.П.).
Вы будете брать с дачников самое малое по 25 рублей в год за десятину. Ручаюсь чем угодно – у вас до осени не останется ни одного свободного клока, всё разберут». Это значит – тысяча десятин, а десятина – это 1,1 гектара.
Тысячу с лишнем гектаров был знаменитый вишневый сад Чехова… Это же такой простор, что не видно края…
“Игра на свирели”
Возможно, мы смогли бы определить нахождение вишневого сада во времени и пространстве по звуковому ряду пьесы? Давайте попробуем… Пьеса “Вишневый сад” переполнена звуками. А начинается она с полной тишины (“Рассвет, скоро взойдет солнце… Холодно, утренник. Окна в комнате закрыты” — В.П.).
Тишину нарушается сначала легкими звуками: Лопахин зевает, перелистывает книгу (скорее всего “Грешница” (1858) А.К. Толстого – В.П.
), а Дуняша “тушит свечу”… И что интересно, в начале I действия три раза используется ремарка “прислушиваются”, но именно отсутствие каких-либо звуков сознает ситуацию ожидания-напряжения, которое нарастает по мере развития сюжета.
И только после приезда Любови Андреевны с дочерью дом оживает, наполняется звуками: смехом, плачем, поцелуями…Но это всё как бы внутренние звуки, а что же за звуки извне? Например, в финале первого акта о звуке свирели мы узнаем из авторской ремарки: “Далеко за садом пастух играет на свирели”…
Самое важное упоминание звука во втором действии – “отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный”. И следует ключевая фраза Фирса: “Перед несчастьем то же было. – Перед каким несчастьем? – Перед волей”. А ассоциации у других персонажей совершенно разные. Лопахин (очень знающий человек – В.П.) говорит, что “где-то далеко в шахтах сорвалась бадья”. Неужели речь идет о шахтах в районе Донецка? Трофимов и Гаев считают что “может быть птица какая-нибудь… вроде цапли”, “или филин”… Где же у нас водятся одновременно цапли и филины? Непосредственно струны в пьесе присутствуют на гитаре Епиходова, а еще их напоминают провода на телефонных столбах, по которым приходят вести из ближайшего города (что же это за город? – В.П.) об аукционе, а так же телеграммы из Парижа…
“Аукцион, как похороны”
Аукцион по продажи имения и вишневого сада в пьесе намечен на 22 августа (по старому стилю, в 1898 году — понедельник). Но уже с первых фраз в спектакле, число 22 повторяется неоднократно.
Так прозвали Епиходова – “двадцать два несчастья”… Что же это за число такое? Полагают, что Чехов, сочиняя образ Епиходова, вспоминал фокусника-виртуоза-жонглера с его программой из двадцати двух номеров «Двадцать два несчастья».
Среди своих цирковых упражнений – с яйцом, ядром, тарелками, кинжалами – он «с большим комизмом» разыгрывал неудачника: в конце каждого номера что-то падало и разбивалось, пока он сам не падал, схватившись за шкаф, и шкаф накрывал его под грохот разбившейся посуды… А в письме М.П.
Лилиной Чехов пишет: «Пьесу (“Вишневый сад”) писать еще не начал, начну после 20 февраля…» и О.Л. Книппер: «Пьесу начну писать 21 февраля». Это же ровно за полгода до 22 августа – даты продажи вишневого сада в пьесе. Скорее всего, Чехов планировал закончить пьесу к 22 августа, к началу нового театрального сезона.
Еще 22 августа – день смерти, потрясшей А.П. Чехова, писателя И. Тургенева (1883 года – ровно за 15 лет от 1898 года — продажи «дворянского гнезда» Гаевых – В.П.). Смерть певца «дворянских гнезд» совпало с днем рождения новой жизни для героев «Вишневого сада».
А вот и еще одно любопытное совпадение, в 1865 года Павел Михайлович Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой, свадьбу сыграли 22 августа в Киреевке, усадьбе Ивана Мамонтова (дядюшки Веры – В.П.).
А вот, 25-летие совместной жизни они широко отмечали 22 августа 1890 года в Куракине (ныне г. Королёв — В.П.), что рядом с Любимовской, где А.П. Чехов гостил летом 1902 года.
Вероятно, об этом событии, вспоминая, ему рассказывали окружающие… Такие совпадения, думаю, явно не случайны.
А также 22 августа (по старому стилю) – это день «Агафона – огуменника» по народному календарю. Полагали, что этого числа леший выходит из лесу и бегает по селам и деревням. Многие даже старались уехать на эту ночь из деревни в город, что, впрочем, и сделали в пьесе Лопахин и Гаев. Считалось, что леший может побить припозднившегося человека.
Сам же леший представлялся, как странным на вид человеком, вроде Епиходова. Вот Варя в III акте, как может, и борется с «лешим» Епиходовым, но под «горячую» руку ей попадается припозднившейся Лопахин. В начальном варианте пьесы и сама Варвара «двадцати двух лет», но затем произошла замена на 24 года. Наконец, 22 – это «перебор» в карточной игре.
Кстати о картах, в третьем акте Шарлотта показывает карточные фокусы. По гаданию Марии Ленорман, популярному в те годы, Пищик достает из бокового кармана восьмерку пик, а это – «сад и радость», Трофимову достается дама пик, а это – «букет цветов и любовь», Пищику снова достается туз червовый, а это – «барин и перемены». Как это все совпадает с приближающимися событиями в пьесе!
В третьем же действии мы можем услышать еврейский оркестр на балу, но удивительно, что в те времена (ближе к югу России – В.П.) такие оркестры играли, как правило, на похоронах. Создается эффект «пира во время чумы». И здесь снова появляется книга «Грешница» А.К.
Толстого (тайный привет первому спектаклю МХАТа – В.П.), её читает, уже вслух, начальник станции… Однозначно, железнодорожная станция расположена недалеко от усадьбы Гаевых, до нее ехать всего четверть часа на лошадях… (как и наша станция «Тарасовка» — ближайшая к Любимовке – В.П.).
Вот как заканчивается это произведение:
«И вдруг в тиши раздался звон Из рук упавшего фиала… Стесненной груди слышен стон, Бледнеет грешница младая, Дрожат открытые уста, И пала ниц она, рыдая,
Перед святынею Христа».
Третье действие заканчивается тихой музыкой, а в четвертом действии всё смешалось: «слышно, как вдали стучат топором по дереву», открывается шампанское, «тихие рыдания» Любови Андреевны, Вари и Гаева, звуки ключей, запирающих двери усадьбы… И наконец, шаги старого Фирса… Ремарка: «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».
«Луна, луна…»
А может быть можно определить время, в котором разворачивается действие пьесы? Ключевое событие, датирующее события пьесы – это восход луны спустя три недели после приезда Раневской, Ани и Шарлотты… Помните, заявление Лопахина, который в ночь приезда «парижан» пообещал вновь посетить имение через три недели, что и произошло во втором действии пьесы? По признакам астрономической ситуации к данным событиям ближе всего относится весна 1898 года. Удивительно, но в первом действии Шарлотта без какого-либо повода вдруг говорит, что ее собака ест орехи. К чему бы это? А 1898 год по китайскому календарю – год собаки… Тогда майское полнолуние 1898 года пришлось на 23 мая по старому стилю, а восход луны в районе Донецка (помните диалог о шахтах?— В.П.) произошел в 20.39 местного времени, заход солнца – 20.24. Если от этого дня отсчитать назад 21 день (3 недели – В.П.), то получится 2 мая – день, с которого начинается действие пьесы. Пасха в 1898 году была 5 апреля по старому стилю, следовательно, Аня и Шарлота выехали в Париж в конце марта. Поездка заняла у них приблизительно один месяц. И что самое удивительное, весна 1898 года в южных районах России была действительно холодной, в марте наблюдались даже снегопады и значительные морозы (-3 градуса 2 мая вполне вероятно – В.П.).
Интересно, что в четвертом действии Гаев говорит: «Помню, когда мне было шесть лет, в троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь…» Кстати, Троица 1898 года пришлась на 24 мая по старому стилю, то есть на следующий день после майского полнолуния (и второго действия пьесы – В.П.). Т.е. Лопахих вновь приезжает к Гаевым, именно, на Троицу! Поразительно, но у А. Блока есть стихотворение без названия, написанное в июле 1898 году, в Шахматово:
«Полный месяц встал над лугом Неизменным диким кругом, Светит и молчит. Бледный, бледный луг цветущий, Мрак ночной по нем ползущий Отдыхает, спит. Жутко выйти на дорогу, Непонятная тревога Под луной царит. Хоть и знаешь: утром рано Солнце выйдет из тумана, Где под каждою былинкой
Жизнь кипит».
А вот, не менее удивительно, что и И.
Бунин, написав своё стихотворение уже в конце 1903 года, а опубликовал его в начале 1904-го, как раз, в дни премьеры «Вишневого сада» в МХТ! Знал ли он о пьесе Чехова? Но известно, что когда Чехов в декабре 1903 года приехал в Москву, чтобы присутствовать на репетициях в Художественном театре, они несколько раз виделись и подолгу беседовали. Возможно, они говорили и о пьесе… Судите сами (вот отрывок из этого стихотворения):
Стихи о вишневом дереве, вишневом саде
Ягод нет сочней и краше!
- *****
- Тёмно-красные серёжки
спелых ягод, будто вышли
прогуляться в сад матрёшки — - замечательные вишни.
- Блинникова Марина
- *****
- Вишенка цветет нарядная
В нашем маленьком саду,
Видеть вишенку отрадно мне
Белоснежную в цвету!
Ты расти, расти большая
Устремившись в небеса,
Наша вишенка родная, - Наша гордость и краса!
- *****
Вишенка, ягодка, милая девочка
В платьице белом сияет;
Наша красавица, наша припевочка,
Крестница юного мая!
Синее небо к тебе наклоняется,
Чтоб целовать тебя в щечку!
Небу и то наша вишенка нравится —
Вся в белоснежных цветочках!
*****
Вишня красные серёжки
по ветвям развесила,
и, как в зеркало, в окошки
смотрится. Я весело
ей кричу: — А ну,подружка!
Дай мне парочку на ушко,
поношу, сколько хочу,
а потом их проглочу!
Я под деревом стою,
вишни спелые жую,
вот уже вишнёвый сок
по животику потёк —
набираюсь витаминов
- я под вишенкою впрок!
- Конаева О.
- *****
У старого колодца,
Где мягко греет солнце,
Раскинув ветви широко,
Стоит велико — велико
Деревце зеленое
Из косточки взращенное.
На нем повисли парами
Сережки ярко-алые.
Хоть все под солнышком росли,
- Но до чего ж они кислы!
- Суворова Светлана
- *****
Бусы красные на ветке,
Словно яркие конфетки.
Так заманчиво горят,
Привлекают птичек в сад.
Только очень кислый вкус
У таких прекрасных бус.
Не по нраву Вишни птицам,
Не желают подкислиться.
А я вишенки люблю,
Я их с сахаром сварю.
Очень вкусное варенье —
- Принимайте угощенье!
- Лаврова Татьяна
- *****
- Румяной зарею
Покрылся восток,
В селе за рекою - Потух огонек.
- Росой окропились
Цветы на полях,
Стада пробудились - На мягких лугах.
- Туманы седые
Плывут к облакам,
Пастушки младые - Спешат к пастухам.
- С журчаньем стремится
Источник меж гор,
Вдали золотится - Во тьме синий бор.
- Пастушка младая
На рынок спешит
И вдаль, припевая, - Прилежно глядит.
- Румянец играет
На полных щеках,
Невинность блистает - На робких глазах.
- Искусной рукою
Коса убрана,
И ножка собою - Прельщать создана.
- Корсетом прикрыта
Вся прелесть грудей,
Под фартуком скрыта - Приманка людей.
- Пастушка приходит
В вишенник густой
И много находит - Плодов пред собой.
- Хоть вид их прекрасен
Красотку манит,
Но путь к ним опасен — - Бедняжку страшит.
- Подумав, решилась
Сих вишен поесть,
За ветвь ухватилась - На дерево взлезть.
- Уже достигает
Награды своей
И робко ступает - Ногой меж ветвей.
- Бери плод рукою —
И вишня твоя,
Но, ах! что с тобою, - Пастушка моя?
- Вдали усмотрела, —
Спешит пастушок;
Нога ослабела, - Скользит башмачок.
- И ветвь затрещала —
Беда, смерть грозит!
Пастушка упала, - Но, ах, какой вид!
- Сучок преломленный
За платье задел;
Пастух удивленный - Всю прелесть узрел.
- Среди двух прелестных
Белей снегу ног,
На сгибах чудесных - Пастух то зреть мог,
- Что скрыто до время
У всех милых дам,
За что из эдема - Был выгнан Адам.
- Пастушку несчастну
С сучка тихо снял
И грудь свою страстну - К красотке прижал.
- Вся кровь закипела
В двух пылких сердцах,
Любовь прилетела - На быстрых крылах.
- Утеха страданий
Двух юных сердец,
В любви ожиданий - Супругам венец.
- Прельщенный красою,
Младой пастушок
Горячей рукою - Коснулся до ног.
- И вмиг зарезвился
Амур в их ногах;
Пастух очутился - На полных грудях.
- И вишню румяну
В соку раздавил,
И соком багряным - Траву окропил.
- Пушкин Александр
- *****
Вишни созрели в нашем саду.
Чувства повсюду рядом цветут.
Сочные краски, яркий экстаз.
Женские ласки, слёзы из глаз.
Здесь ветер будит новый листок.
Не позабыть мне белый платок.
Жизнь помнить буду нежность твою.
Ты — моё чудо, лучший уют.
Ломятся ветки, вишен не счесть.
Нам их вовеки вместе не съесть.
Вкусную мякоть пусть каждый год
- Дарит на радость нам сладкий плод.
- Спелость такую и аромат
Напропалую и нарасхват,
Лишь потому что её нет вкусней, - Кушают пары влюблённых людей.
- Прилуцкий Сергей
- *****
Тёплый вечер…
Солнце катит к закату…
Всё усыпано
Розовым цветом…
Мы в вишнёвом
Саду с тобою…
В небе голуби летают…
Миг сакральный
И мы в полёте.
Мы — два голубя,
В нас — весенние токи…
Как две стрелочки
Режем пространство!..
Тёплый вечер…
И свежий ветер
Брызжет в нас
- Вишнёвым цветом…
- Иринаморе
- *****
На этом вишневом дереве
Сижу на высокой ветке.
Глазами огромной птицы
Сквозь вишни на мир гляжу.
Дела мои все не доделаны,
И громко зовут меня детки,
И надо бы мне спуститься,
- Но я все равно — сижу.
- На этом вишневом дереве
Сижу в предвкушении чуда:
Какой-то небесной дороги
Или другого совсем,
Как будто бы что-то доверено
Мне кем-то совсем не отсюда.
Сейчас посижу немного - И выясню — что и кем.
На этом вишневом дереве —
Вишневая философия.
Прекрасные мысли витают
В прекрасной моей голове.
Вот только бы не забыть их,
Когда я спускаться буду,
Когда это все растает
Снежинкой на теплой траве.
Ах, птица! Я с вами прощаюсь.
Мне — вниз, ну, а вам бы — повыше.
Ступени чудесной дороги
На землю, к любимым ведут.
Я с полной корзиной спускаюсь
Прекраснейших мыслей и вишен —
Туда, где земные два чуда
- Домой меня громко зовут.
- Котлярская Екатерина
- *****
- Сугробами среди садов
цветут весною вишни.
Но девять из дести цветков - для урожая лишни.
- Как здорово смотрелся б сад,
залитый красным цветом,
когда бы все цветки подряд - плодами стали летом.
- Но, видимо, таков закон
и так природе надо,
что пустоцветов — легион, - приятный лишь для взгляда.
- Даёт естественный отбор
не всем из нас — цветущим —
пройти сквозь требований створ - на право жить в грядущем.
- Бучек Михаил
- *****
Словно невеста белою вуалью,
Покрылась вишня белоснежным цветом.
Жара стоит — как-будто знойным летом.
- Она ж блестит серебряной сусалью.
- Волнами наплывает аромат.
Он пахнет нежной сладостью надежды:
Что боль уйдёт, не будет слёз, как прежде, - Пока цветёт в душе вишнёвый сад.
О, этой вишни белая фата!
И глаз ласкает, и волнует душу.
В душе моей мороза стену рушит,
- Цветов молочно-белых густота.
- Весна в деревья снова жизнь вдохнула,
Окрасил белым цветом друг апрель,
А ветер носит лепестков метель, - Как-будто вспять зима снега вернула.
Она цветёт — торжественно и скромно.
Недолог красоты вишнёвой век.
Не задержать часов жестокий бег.
- Фантазия природы неуёмна.
- Но в нашей памяти останется надолго
И этот цвет, и тонкий аромат,
И пусть в душе цветёт вишнёвый сад, - И в целое скрепит любви осколки.
- *****
- Отведи меня в майский сад,
Где от сока чернеет вишня
И на солнце глядит Всевышний,
Обжигая слезой глаза;
Где от гроз опьяневший воздух,
А ночами такие звезды, - Что стыдится себя бирюза.
- Где нет времени, снов и судеб,
Где никто ни о ком ни судит,
Где любви не нужна постель;
Где лицо не заслонит душу
И бояться не будет нужно, - Что засыплет траву метель.
Где нет власти, нужды и горя,
Где за окнами — зелень моря,
Где не нужно собой играть.
…Это плачет в ночи свечою
Соловей… Я тебя укрою.
Будем жить…
- И тихонько спать?
- Кедровская Анастасия
- *****
- Однажды ты проснёшься в изумленье,
Услышишь птичьи трели на лугу.
И сердце затрепещет в восхищенье — - Вокруг всё в бело-розовом снегу!
Что стало в одночасье вдруг с природой?
Откуда столько света и тепла?
Преодолев мороз и непогоду,
- Пушистой пеной вишня расцвела!
- Собой заполонила всё пространство,
Взметнув цветов фонтаны в вышину!
Накинув ароматное убранство, - Приветствует красавицу Весну!
- Принарядившись белыми цветами,
Невеста юная к себе манит.
И замирает сердце под ветвями, - Любовь, Надежду и Мечту хранит!
- Лаврова Татьяна
- *****
- Наивность вишнёвой ветки,
Стекающей акварельно
К глубинно-сердечной клетке, - Вверяюще-откровенной.
- И плавится до забвенья
Наивная, до листочка,
Но с косточками варенье — - Вишнёвая оболочка.
- Пьяняще-вишнёвой кожей
Коснулась глубинно ветка,
Я чувствую тебя тоже —
Каждой — - Сердечно-наивной клеткой.
- Белова Катя
- *****
В поле вишенка одна ветерку кивает.
Ходит юная княжна, тихо напевает:
— Что-то князя не видать, песенки не слышно.
Я его устала ждать, замерзает вишня.
В поле снег да тишина. Сказку прячет книжка.
Веселей гляди, княжна! Да не будь трусишкой.
Темной ночью до утра звезды светят ясно.
Жизнь — веселая игра, a игра прекрасна.
Будь смела и будь нежна даже с волком в поле.
Только радуйся, княжна, солнышку и воле.
Будь свободна и люби все, что сердцу мило.
Только вишню не руби — в ней святая сила.
Пусть весна нарядит двор в яркие одежды.
Все, что будет до тех пор, назовем надеждой.
Нам ли плакать и скучать, открывая двери?
Свету теплого луча верят даже звери.
Всех на свете обними и осилишь стужу.
Люди станут добрыми, слыша твою душу.
И войдет в твой терем князь, сядет к изголовью…
- Все, что будет всякий раз, назовешь любовью.
- Всем дается по душе, всем на белом свете.
В каждом добром мальчише, в женщинах и в детях
Эта песенка слышна, и поет Всевышний… - Hачинается весна, расцветает вишня.
- Башлачев Александр
- *****
Все мысли о тебе, мой драгоценный друг.
Считаю дни, часы, смущаясь понемногу.
Я помню голос твой, прикосновенье рук
И то, как резко ты собрался вдруг в дорогу.
Моя ли здесь вина? Не обольщаюсь, нет.
На пике волн любви держалась, как умела.
С недавних пор грущу и вспоминаю свет
Любви и доброты, что раздаешь ты смело.
Хранит вишневый сад секрет душевных мук.
Я чувствовать хочу, что выбрана тобою.
И не хочу терять, и разрывать тот круг,
В котором ты и я, и мне не быть другою!
Как странно, я живу, как будто в двух мирах.
Тот первый, как у всех — обычные заботы.
Второй совсем иной, как скоростной вираж,
- Там только ты и я, поэзия и ноты.
- Там в чувствах чистота, на первом месте — Бог.
Любви идёт поток, как радуг семицветье,
И льётся ручейком про нежность дивный слог, - И счастья полнота на целое столетье!
- Ревякина Ирина
Что такое любовь? Как возникает любовь? В чем ее смысл? Какая бывает любовь? Какова психология и биология любви? Итак, хотите узнать Что такое Любовь >>>>>
Интересное:Прикольные картинкиКартинки со смысломКартинки Доброе утроКартинки Спокойной ночиКартинки с цитатамиЛучшие стихиЛучшие стихи о любвиСтишки ПирожкиАнекдотыЧетверостишияПритчиЮмористические стихиЦитаты великих людейСтишки про любовьДвустишия
Вишнёвый сад анализ произведения, история создания
В своем произведении «Вишневый сад» автор описывает Россию в целом. Он показал ее прошлое, нарисовал умирающее настоящее и заглянул в далекое будущее. Чехов выразил свое собственное отношение к происходящим в стране событиям.
Он предсказал надвигающиеся перемены, ожидающие страну, хотя самому ему уже не суждено было их увидеть. Это последняя пьеса автора, написанная незадолго до смерти и занявшая почетное место в классике русской литературы.
Ниже дан краткий литературоведческий анализ произведения выдающегося драматурга.
Краткий анализ
- Год написания — 1903
- История создания — Личный пример отца писателя, вынужденного продать свое родовое поместье, подсказал писателю сюжет пьесы.
- Тема — В произведении автор раскрывает тему времени, вырождение старого общества и развитие будущего.
- Композиция — Композиция пьесы состоит из 4-х действий.
Жанр — По признанию самого автора, он писал комедию. С точки зрения современности, жанр «Вишневого сада» более относим к жанру трагедии.
Направление — Реализм.
История создания
Из письма Чехова к своей жене известно, что работу над своей новой пьесой автор начал в 1901 году. Стимулом к созданию этого произведения послужила личная семейная трагедия писателя. Жизненные обстоятельства сложились так, что отцу Антона Павловича пришлось продавать свое родовое поместье, чтобы выпутаться из долгов.
Возможно, вам также будет интересна статья: Пьеса Островского «Бесприданница» — анализ
Писателю были близки и понятны те чувства, которыми он наделил героев пьесы. И такое случалось не только в его семье. Повсюду, по всей великой России шло вырождение дворянства как класса. Разорялись зажиточные крепкие хозяйства, огромное количество бывших когда-то богатейших имений шло с молотка. Так начиналась новая веха в истории страны.
Весь этот разрушительный процесс не мог оставить в стороне гения русского писателя, и из-под пера автора вышла его последняя пьеса, ставшая вершиной творчества драматурга. Во время создания этого шедевра русской классики писатель был уже тяжело болен, работа двигалась не так быстро, как хотелось, и была завершена только в 1903 году.
Тема
Основная тема пьесы — продажа имения Раневской. И именно на этом примере писатель описывает происходящую в России ситуацию.
Все действие в пьесе разворачивается вокруг вишневого сада, в это понятие автор вкладывает очень глубокий смысл. Образ вишневого сада Чехов олицетворяет с Россией. Во времена дворянства фактически все имения были окружены садами, это был их отличительный признак.
С ними сравнивается и ситуация в стране: в прошлом все было благополучно, было буйство садов и зелени. Вишневый сад расцветает, наполняя все вокруг своим благоуханием. И страна поднялась и расцвела. Но сады в цвету стоят не более недели, приходит время, и цвет облетает.
Так и в России все начинает рушиться.
Приходит время, когда появляется другое поколение. Оно готово безжалостно вырубить эти сады. Начинается вырождение целого класса, умирает дворянство. Имения продаются с молотка, деревья вырубаются. Последующее поколение еще стоит на распутье, и что оно выберет, неизвестно.
С продажей родовых гнезд уничтожается и память о прошлом, нарушается связь поколений. Настоящее полно неизвестности, а будущее — страшит. Грядут перемены, но что они несут, трудно понять.
Разрушается связь поколений, рушатся памятники, хранящие историю рода, а без прошлого будущего не построишь.
Система образов в пьесе Чехова подразделена на три категории, на примере которых описывается жизнь страны. Ее прошлое символизируют Раневская, ее брат Гаев, старый слуга Фирс. Это то поколение, живущее, не задумываясь о завтрашнем дне.
Они пришли на все готовое, не прилагая к этому никаких усилий и не делая попыток что-либо улучшить или изменить. Получилось время застоя, которое неизбежно привело их к разорению и обнищанию.
Обнищанию не только материальному, но и духовному, когда история рода уже не имеет для них никакой ценности.
Возможно, вам также будет интересна статья: Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Героем настоящего страны является Лопахин. Это слой населения, выбившийся в люди с самых низов человеческого общества, разбогатевших собственным трудом. Но и это поколение бедно духовно. Их цель жизни — сохранить и приумножить свой достаток, накопление материальных ценностей.
Будущее России олицетворяют представители молодого поколения. Дочь Раневской Аня и Петя Трофимов мечтают о будущем, которое видят светлым и счастливым. Эти герои стоят на распутье, они не готовы изменить что-то сами. Есть вероятность, что они пойдут методом проб и ошибок. Впереди у них целая жизнь, и, может быть, они сумеют построить счастливое будущее.
Композиция
Пьеса разделяется на четыре действия. Экспозиция — обитатели имения ожидают приезда своей хозяйки из-за границы. Все что-то говорят, совершенно не обращая внимания друг на друга, не слушая собеседника. Таким образом Чехов показал многоликость разобщенной России.
В первом действии происходит завязка — наконец-то появляется хозяйка имения Любовь Андреевна Раневская и окружающим становится известно, что имение находится на грани разорения. Уже нельзя ничего предпринять.
Лопахин, бывший крепостной, а теперь разбогатевший помещик, предлагает хоть как-то спасти имение. Суть его предложения заключается в том, чтобы вырубить вишневый сад, а освободившиеся участки сдать в аренду.
Во втором действии продолжается развитие сюжета. Все так же идет обсуждение судьбы имения. Раневская не принимает никаких решительных действий, она ностальгирует по безвозвратно уходящему прошлому.
Кульминация происходит в третьем действии. Любовь Андреевна устраивает прощальный бал в имении, которое на торгах приобретает бывший крепостной Раневских, нынешний купец из семьи Лопахиных, Ермолай.
В четвертом действии пьесы история приходит к развязке. Любовь Андреевна вновь покидает родную страну. Планы ее недальновидны и бестолковы. Она промотает последние сбережения, и больше ей не на что надеяться.
Бывшая хозяйка имения настолько безответственна и легкомысленна, что она забывает старого и преданного слугу Фирса в доме. Никому не нужный и забытый всеми слуга остается в заколоченном доме, где и умирает.
Прощальным аккордом по уходящему прошлому звучит одинокий стук топора о вырубаемые деревья вишневого сада.
Возможно, вам также будет интересна статья: «Дама с собачкой» — смысл произведения
Жанр
Трудно определить жанр этого произведения. Сам автор признавал, что начинал писать комедию, а она превратилась в фарс. Когда пьеса вышла на сцене театра, ей дали определение «драма». С точки зрения современности, ее легко можно причислить к жанру трагедии.
До сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос. Чехов размышлял о судьбе России, думал о том, что ее ожидает. Философская направленность этого произведения каждому дает возможность определить это со своей точки зрения. Главное, что пьеса никого не оставит равнодушным.
Каждого она заставляет задуматься и о себе, и о смысле жизни, и о судьбе своей Родины.