«Не навреди»: золотые заповеди свадебного макияжа

С тех пор, что я на Косметисте, очень многое изменилось в косметической составляющей моей жизни. Выбор средств стал осознаннее, а уходовые, макияжные и парфюмерные запасы – объемнее.

Сложились различные взгляды и мнения, которые сегодня я бы хотела систематизировать и выделить основные принципы-заповеди.

Итак, отбросим долгие вступления:

1.Не навреди!

Краеугольным камнем красоты является здоровье. Поэтому при покупке средств следует обращать внимание на сроки годности и внешний вид, даже если со сроками все в порядке, обходить стороной магазины с подозрительно низкими ценами, слишком большими скидками, а также всевозможные рынки и базары.

2.Уважай себя!

Этот принцип вытекает из предыдущего: фейки, реплики, лицензии, копии и проч. – средства повышенной опасности для здоровья, не стоит их покупать даже ради интереса (а заодно и не поощрять нелегальных производителей и фальсификаторов).

3.Смотри на вещи трезво!

Каждый производитель преследует прежде всего меркантильную цель – максимальные прибыли от реализации своей продукции. Запоминающаяся реклама, оригинальная упаковка, эффектные слоганы – все это оставляет потенциальных потребительниц неравнодушными и жаждущими новинок. В конкурентной борьбе производители то превозносят органику, то стращают СЛС-ами и парабенами, то изобретают панацеи от старения « в результате 5-10-100 лет исследований». Так что не стоит верить всему, что нам обещают и, как говорится, «фильтровать рекламно-обличительный» базар.

4.Не поддавайся стадному чувству!

Я знаю, что увлажняющие помады на мои губы ложатся плохо, поэтому не покупаю их, даже если все отзывы на Косметисте на такие помады положительные. Я знаю, что редко наношу тональный крем, поэтому не куплю дорогое средство, даже по восторженным откликам, т.к. оно не будет использовано до истечения срока годности и деньги полетят в мусорное ведро. Я знаю, что органика – не есть гут для ухода за моей кожей, все испробованные средства разочаровали, поэтому не куплю полноразмерные средства, даже если кто-то объявил «Санофлор» или «Мелвиту» идеалом. Перечисления могут быть продолжены…

5.Расставляй приоритеты!

В свои чуть-чуть за 30 на первое место я ставлю уход, затем идут парфюм и макияж.

6.Никогда не говори «никогда»!

Лет пять назад я даже не подозревала, что с масса я сначала перейду на аптеку (например, в аптеке, глядя на средства с надписями Uriage или Lierac, я считала их предназначенными для людей с серьезными кожными заболеваниями, а по прошествии некоторого времени сама активно пробовала аптечную косметику — Виши, Биодерма, ЛРП, Авен, Мерк, Урьяж, НЮКС — мой любимчик), а потом и на почти-люкс (Кларинс, Биотерм, Коллистар) и люкс (ЭЛ, Ланком, Диор). Аналогично произошло и с декоративной косметикой – массовые средства заканчиваются и заменяются на люксовые. Меньше всего эти изменения касаются карандашей для глаз, — в массе чаще всего больше оттенков, а вот туши, средства для лица и губ – в подавляющем большинстве люксовые.

7.Основа привлекательности – в чистоте и аккуратности!

Соблюдая правила гигиены, удаляя ненужную растительность, делая маникюр (у меня это чаще всего короткие ноготки) и педикюр (ногти, отросшие до земли и верблюжьи подошвы – это лень, а не «такая у меня наследственность»!), промывая волосы каждые два дня, стирая одежду и ухаживая за обувью, подбирая образ на новый день (одежда, обувь, макияж, аксессуары, парфюм, прическа), я чувствую себя увереннее. Когда я чувствую себя увереннее, это видят и окружающие. И все эти составляющие создают единую привлекательную картину. И не надо кивать на якобы кривые ноги или якобы отсутствие талии – это не повод запускать себя. Хотя да, у меня бывают отросшие корни волос (в некритичном варианте).

8.Всегда смывай косметику!

Косметику я удаляю всегда. Если это вариант дом-работа-дом, то тут все просто: полочки с любимыми средствами к моим услугам. Если я еду за город, туда, где с водопроводом и горячей водой не ахти, я делаю минимальный макияж (брови карандашом, ресницы тушью, лицо пудрой и губы бальзамом с оттенком) и смываю его универсальным средством для снятия макияжа. Для тела – салфетки для интимной гигиены и антибактериальные. Достаточно нескольких минут, зато не страшно просыпаться наутро с черным снегом под глазами и тональными разводами на лице.

9.Коже тоже нужен отдых!

Дома я не крашусь. Только утром очищаю кожу. Иногда отменяю на ночь крем, бывает достаточно очищения и тонизирования.

10.А это место пока пустует…потому что нет предела совершенствованию.

Есть ли у вас свои косметические принципы, заповеди и точки зрения? P.S. Красавицы! Если на один вопрос высказываются противоположные точки зрения, это не значит, что кто-то не прав. Это значит, что конкретный опыт этого человека дает ему право считать именно так, а не иначе.

Как прекрасно, что все мы разные! Это так интересно!

Моя история. Как я отказалась от косметики на два месяца. Мир не рухнул, хуже не стало. Каждая женщина всегда делает выбор сама

Прежде чем начать рассказ о моем отдыхе от косметики, хочется сказать следующее:

Второе — я против разборок в стиле » не красишься- значит лентяйка», «красишься — кукла напомаженная».

Зачем такие крайности? Во всем нужна мера. Мне одинаково интересно смотреть и на девушек яркой внешности, без макияжа, но с чистой и здоровой кожей, и на тех, кто умело и грамотно, при помощи макияжа, может подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки.

Если вы любите и умеете это делать, почему бы и нет? Но чистая и здоровая кожа без макияжа тоже может выглядеть очень красиво.

  • Сложилось так, что совсем недавно мне пришлось на своей шкуре испытать тот самый «отдых от косметики» — причем и от косметики для ухода за кожей и декоративной, но об этом опыте немного позже.
  • Немного о себе:
  • Кожа досталась не самая лучшая, всю свою жизнь, с подросткового возраста, борюсь то с высыпаниями, то с черными точками, то с прыщами, кожа то жирная, то сухая, но не тонкая и не чувствительная, с узкими порами, такая, что не всякий крем подойдет.

Ухаживать за кожей и краситься, красить волосы ( это ведь тоже косметика) начала в классе девятом ( как и все девочки в моем классе- ну а что, все побежали и я побежала ) Было все — эксперименты с тенями, тушью, тональником, чаще неумелые, конечно. Но и тогда с макияжем я не переусердствовала- разукрашивала себя в комнате, подбирая комбинации теней, напоминая актрису травести- шоу. Но, слава Богу, спасибо маме и ее критике, хватало ума не появляться в таком виде на публике))) Считайте,что это был поиск себя

В школу почти не красилась- помада неяркого оттенка — и все, в основном, мои эксперименты касались только цвета волос.

Так случилось, что не люблю кричащие оттенки помад и теней, и только убедилась со временем, на собственном опыте, что они мне и вовсе не идут. Я использовала только лишь оттенки коричневого, пастельные тона и неяркие помады. Так и повелось.

Мой возраст — 29 лет.С тех пор не изменилось ничего. Оттенки помад чаще в одной тональности, разных цветов, но не ярких — никаких алых и красных, вовсе не против и они мне даже нравятся, манят, но, к сожалению, не идут.

Мой макияж разделяется на две категории — дневной и вечерний ( аkа «торжественный»).

Собственно, палитра одна и та же, только тона чуть различаются.

Вообще,считаю макияж — грамотный и умелый- искусством. Но есть одно «но». Мне это искусство не подчиняется, потому как таланта художника или архитектора во мне нет.

Ну, а высшим пилотажем в макияже считаю свадебный макияж принцессы Виктории Шведской.

Я выступаю только за легкий макияж — помада,блеск, свежий цвет лица, можно слегка подчеркнуть глаза- тушь, карандаш, тени (но с блестками не люблю). Никаких стробингов, хайлайтеров, контурирований делать не хочу. Не умею- это первая причина, и два- мне просто не нравится ощущение тонн каких-то средств на моем лице.

Тут до меня и дошло, что ухаживаю за кожей и крашусь неправильно, и это никогда не закончится, если не взяться за ум.

Теперь только тушь, блеск, бальзам для губ, помада, карандаш ( и то не всегда)

Что касается косметики для ухода за кожей, то тут через мои руки прошел весь арсенал косметики, начиная от масс-маркета- дешевого, среднего сегмента, люкса, начиная от дешевых индийских кремов и заканчивая трехступенчатой системой очистки лица от известной фирмы. Тюбиков было просто дохрена- чем все это закончилось? Правильно- походом к косметологу, чисткой и т.д.

Итак:

  • Крашусь я только на работу и торжественные случаи вроде свадеб.
  • Не крашусь, когда сижу дома, когда иду в магазин за хлебом, встречаюсь с подругами и друзьями, хожу в бассейн и спортзал, в отпуске и в путешествии.

При этом ко мне подходили знакомиться мужчины, мы общались на разные темы, подчеркиваю — знакомиться, а не «снимать» — это разные вещи, поэтому, знаете, я не верю в теорию, что мужчины любят нас только накрашенными и не дай Бог появиться при них с «голым» лицом — в обморок упадут. Бред. Нас любят не за это. Они запомнят ( опять же из опроса) ваш парфюм, вашу походку и в последнюю очередь ( если вообще запомнят) цвет вашей помады и теней. Все будет, как в том анекдоте — ты что, брови выщипала?))))

Так я выгляжу в путешествии ( Чехия) — не вижу никакого смысла в макияже на адской жаре, пляже, экскурсии, особенно, когда вам в пять утра вставать, а потом еще полтора часа трястись в автобусе — когда прибудете на место, косметика (тональник, пудра) просто поплывет с лица, ну и вот, максимум — карандаш, подчеркнуть глаза, это же, кстати, и мой повседневный макияж- всегда.

Путешествие- повседневный макияж:

Да, еще я люблю духи, больше, чем всю декоративную косметику:

Пройдёт время, и вы забудете, во что была одета женщина, но запах её духов надолго останется в вашей памяти

Кристиан Диор

Проверено — парфюм помнят годами, что вы надевали много лет назад и как были накрашены -не помнят вообще.Работает безотказно.

Читайте также:  Как выбрать идеального флориста: 8 вопросов профессионалу

Кому интересно — фото с макияжем, свадьба ( не моя ):

Тональник, пудра, тени золотистого, коричневого оттенка, помада- все занимает 20 минут. Краситься сильнее или краситься так дома — не вижу никакого смысла. Вечный парад — не для меня

На свадьбу, в театр, концерт классической музыки ( ну за исключением рок-концертов- там тоже всем все равно, лишь бы в голову ногой не зарядили )- пожалуйста, да и то, по большому счету это больше нужно женщине, чем окружающим ее людям, так как макияж придает уверенности в себе, но я в школе в театр ходила, да и сейчас могу,вообще без тени макияжа ( все равно в темноте ничего не видно просто образ макияж дополняет — да и все. В театры хожу без платья в пол, шлейфа,но одета достойно всегда, по случаю.

Я неоднократно появлялась в компаниях друзей, где были мужчины, вообще без макияжа — шашлыки, отдых и все такое — и ни разу не услышала замечания, что плохо одета, не накрашена и т.д. Из моего опыта — многим мужчинам вообще пофигу- накрашены вы или нет, им интересно и то, что внутри.

Даже хочу привести небольшой пример из истории России — жена Николая Второго, русская императрица, Александра Федоровна, никогда ( по просьбе супруга) не делала маникюр и имела широкую щель в передних зубах, но ее любили, да как! Их любовная переписка — всем бы так любить, до старости. Ее свекровь, Мария Федоровна, никогда в жизни не фотографировалась в профиль ( ну, один раз)), потому что у нее был — о, Боже- второй подбородок. И муж ее тоже очень любил.

Так как любовь связана с макияжем? — да никак.

И в современной жизни полно примеров, когда состоятельные мужчины выбирают в жены женщин, которые не работают «женщиной» круглые сутки — Марк Цукерберг, основатель Фейсбука, его жена не красится вообще, кажется. Все нормально- живут.

Ну и так далее — Тильда Суинтон, Мила Кунис, супруга Хью Лори, абсолютное большинство звезд Голливуда не стесняются ходить в обычной жизни без макияжа, так отчего бы стесняться мне?

Я не выступаю за то, чтобы немедленно стереть с лиц всю косметику, начать умываться водой и мыть голову щелоком.Нет, все просто. Просто дайте каждой женщине выбирать самой — хочу- крашусь, хочу- нет, ухаживаю или нет. Это личное дело каждой.

Повторяю: не знаю ни одной женщины, которая бы до конца отказалась от макияжа — кому не хочется подчеркнуть красоту? — и от ухода. Их просто нет, нету таких. Точка. Каждая женщина по-своему хороша.

Моя история:

Но я попробовала. Отчасти по собственной воле, отчасти из-за болезни.

Итак, меня накрыл коньюктивит, да такой, что глаз не просто был красный, а просто полуоткрытый, как у Пушкина- и впился комар как раз тетке прямо в левый глаз Какая уж тут тушь, какой карандаш, какой макияж, когда я так весело выгляжу

Ну а чтобы стало еще веселее — начались проблемы с желудком и, соответственно, прыщи. Не критично, но красные пятна на лице были.

И я приняла решение -барабанная дробь, смертельный номер- да, отказаться от косметики!!!

Да. Я ходила в течение двух месяцев по городу абсолютно без макияжа — дома, в городе. Везде.

Пошла еще дальше и отказалась от кремов, так как решила начать лечить кожу.

(Кстати, до конца не верю в то, что тонны некачественной косметики для ухода такой уж сильный помощник в борьбе за кожу, мой принцип — не отказ, а «лучше меньше, да лучше»)

Итак, декоративной косметикой я не пользовалась вообще — из ухода- душ, ванна, мытье головы- а вот на лицо, да, вы угадали- ни масок, ни кремов, ни-че-го. Нельзя.

За телом ухаживала, как и прежде, а вот не трогать лицо — это проблема, да. Ну как же, вот они, масочки, манят и зовут. Но нет, нельзя.

Хотя, признаться, я немного слукавила

Оставила умывалку и пилинг. Собственно, все.

К вопросу — а как ты на работу ходила? А никак. Я сейчас дома, поэтому имею право на эксперименты

Какими были первые результаты? Я почувствовала, как моя кожа дышит, в том числе ночью, после отмены ночного крема, на морозе моя кожа не пересушивалась, не краснела, не страдала от ветра, хотя, может, просто повезло, стала налегать на фрукты, овощи, распотрошив запасы морозилки и овощных галет в супермаркетах, попутно принимая витамины- зима же))))

Когда очистились поры, я почувствовала, как мой лоб стал жирным ( а я-то думала, что он нормальный по типу кожи!) но потом все нормализовалось. О, сколько нам открытий чудных..

Знаете, что я заметила? Прохожим — мужчинам, женщинам-всем, на самом деле, по фигу, как вы выглядите, в большинстве случаев- никто не падал на колени и не крестился истово при виде меня без макияжа. Who cares? Всем все равно.

Вот я без макияжа, после двух месяцев с умывалкой и пилингом, страшилой не стала, надеюсь:

  1. Я продолжала пользоваться парфюмом,моя прелесть, но к косметике мы это относить не будем
  2. Ко мне в гости все так же приходили подруги- друзья, мы свободно сидели в кафе, и они, кстати, замечали, что кожа стала лучше и уж никак не хуже.
  3. Черных точек, белых угрей не добавилось, вот так, хуже за два месяца точно не стало.

Но не стоит думать, что я продолжу в том же духе. Вылечу кожу — и будет в моей жизни и легкий макияж, и подходящий крем. Ну а почему не попробовать-то хоть на миг отказаться от косметики?

Я не призываю » не ухаживать за собой», но если вы ошиблись в выборе косметики — можно остановиться, понаблюдать за собой и, подобрав правильный уход, образ- начать все заново.

Знаете, чему еще научил отдых от косметики? Тому, что не надо бездумно скупать тюбики, баночки и прочее .Теперь я зависаю на полках магазинов, тщательно изучая составы ( типа, я -эксперт ) Стараюсь брать то, в чем химии и полезного, как говорится, пятьдесят на пятьдесят.

Я не до конца верю в органику, но и химии не боюсь- как ни крути- она везде.Просто с возрастом научилась (ну, почти) понимать, то многое из того, что покупалось- просто бьюти-мусор. Качество и подходящая косметика — вот главный критерий.

  • Сейчас моден боди-позитив, Джулия Робертс недавно написала эссе об отказе от макияжа, а и правда- мы никому ничего не должны.
  • Кто решил, что краситься нельзя, кто решил, что надо стесняться чистого лица, недостатков кожи — целлюлита, килограмма лишнего веса? Мы сами себе стен понастроили:)
  • Попробовала отказаться от макияжа- мир не перевернулся. Ну, хотя бы попробовала, хуже от этого никому не стало
  • Макияж- легкий, постоянный уход за кожей ( основной принцип — «не навреди») — увлажнение, очищение, маски- любой женщине приятно почувствовать себя в спа-салоне

Не знаю, что будет дальше.Отказываться от ухода — да никогда!!! но я за грамотный и разумный подход ( встречались женщины за 50, 60, 70, которые ухаживали за собой при помощи косметики так, что приходилось долго гадать о возрасте)

Можно и в таком возрасте выглядеть, как Ясмин ле Бон, Наоми,Иман, Твигги, Грейс Келли, да и среди наших звезд много ухоженных дам- Ольга Кабо, Диана Вишнева. Можно и даже нужно!( список продолжите сами )

Все окружающие меня женщины средних лет пользуются косметикой, как для ухода, так и декоративной — выглядят очень хорошо. Кредо моей мамы — никогда не выходить на работу без косметики — но она красится в меру.

  1. Вот так.
  2. Мой уход за кожей.
  3. Декоративная косметика:

Использую помады разных оттенков — вечерний, дневной вариант ( постоянно забываю, блин, ее красить) Тени — палетки почти всегда таких цветов.Тушь, карандаш — черные ( не люблю стрелки и подводку).

Есть пудра — использую не как хайлайтер ( читайте выше, руки не оттуда, поэтому просто провожу кистью по ним — и на лицо).Тональника-нет.

И, смеяться будете,я укладываю брови!!! Волоски длинные, поэтому иногда лицо выглядит угрюмо и брови как бы нависают, с гелем все Ок)))

А, ну румяна кремообразные есть еще, ну это, как говорится,»шоб було»

Косметика для ухода за кожей:

  • Умывалки — аптека, масс, лосьоны, маски — тканевые и кремовые, порошковые, крем — ночной, дневной ( в том числе стратегический запас) , для кожи вокруг глаз — аптека, масс.Скрабы, маска- пилинг, ранее была японская скатка — шикарно, но дико дорого))))
  • Вообще, с годами, (помню, сколько мазала на себя в юности))), склоняюсь к аптечному уходу, что на фото и видно, но это уже совсем другая история.
  • Умываюсь минеральной водой плюс кубики льда из чистотела ну и всякие ухищрения остальные.

А, да! Массаж лица- сама дома.Из старой книги по косметологии- не асахи, не видео.Результат не знаю — хуже не было, превентивная мера, так сказать)))

Остальную косметику для тела, волос и т.п.показывать не буду, все это есть, но я ж о лице.

Больше половины купленной бесполезной косметики выброшено в мусорку.

Божественно красивой себя не считаю, но и естественной себя не боюсь, и окружающие, судя по реакции, тоже.

Маленькое уточнение: я вообще против виртуальной жизни, в соцсетях фото почти не выставляю, не хочу выставлять свое лицо полностью и здесь. Думаю, частичных фото для примера достаточно.Основная мысль — в тексте.

Повторюсь, я никого ни к чему не призываю, просто делюсь своим опытом.

Ваше лицо и тело, ваша жизнь — вам и решать.

Те, кто сделал прививку — самоубийцы? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Батюшка. Как делающие прививку могут ходить в храм? Ведь, по сути, они самоубийцы, подписавшие бумагу на опыты над своим телом. Заразившись сами, заражают окружающих. Предавший Господа раз, предаст и в другой. И как же закон Божий — не убий, не навреди?

  • Михаил
  • Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
  • Здравствуйте, Михаил!
  • Вы знаете, люди делают прививки по разным соображениям.
Читайте также:  Жизненная математика: мнение Екатерины Истоминой о браке по расчету

Напомню Вам, что многие лекарства их создатели испытывали на себе. Это самоубийство? Я бы назвал это иначе: в данном случае это скорее о том, чтобы душу свою положить за друзей своих.

Может быть, Вы также знаете, что был обычай, когда инженеры, которые строили мосты, стояли под этими мостами, когда по ним впервые проходил транспорт.

Это то же самое: люди готовы собой жертвовать, чтобы помочь другим людям.

Когда создают новую вакцину, на определенном этапе испытания начинают проводить на людях. И люди добровольно идут на эти испытания, чтобы помочь другим не заболеть какой-то болезнью, понимаете?

Я знаю верующих людей, которые сделали себе прививку именно из соображений помощи другим людям, мол, пусть я погибну, зато помогу другим.

Знаю людей, которые работают на ответственной работе. И прививаются, чтобы иметь возможность и дальше делать свое дело — не ради себя, ради дела, то есть ради других. Так что, как видите, мотивации у людей очень разные.

Что касается заражения, я не врач, чтобы брать на себя ответственность обсуждать медицинские вопросы. Насколько я понял, люди могут заразиться и без прививки, и с прививкой.

И в этом смысле мы все в равных условиях — и привившиеся, и непривившиеся, и все можем стать невольной причиной заражения близких. Кроме того, Вы же понимаете, что вакцина — это не заражение.

Иначе бы все дети, которым делают прививку от оспы, краснухи или туберкулеза, становились бы источниками заражения этими болезнями. Но этого ведь не происходит, так?

И последнее. Когда разговор идет о серьезных вещах, очень важно помолиться Богу и самому соблюсти определенную дисциплину мысли.

Думаю, Вы видите, сколько споров сейчас происходит из-за вакцин, но часто причиной высокого градуса конфликтов является не что иное, как неаккуратность в мыслях, отсутствие базового понимания происходящего и при этом желание во что бы то ни стало донести до других свою точку зрения.

Если бы люди аккуратнее относились к тому, как они сами воспринимают информацию, конфликтов было бы меньше. И я Вам за собственной дисциплиной мысли очень советую последить.

Потому что, например, Вы очень легко смешали в одной фразе заповедь «не убий», которая дана нам в Ветхом Завете, и заповедь «не навреди», которая вообще восходит к античной клятве Гиппократа (кстати, на нее тоже многие ссылаются, но мало кто читал сам текст хотя бы в русском переводе) и которой в Священном Писании нет.

Все мы не хотим болеть. И да, можем по-разному относится к тем или иным медицинским подходам, но вряд ли кто-то будет прививаться из расчета навредить ближнему…

Так что, дорогой Михаил, как бы Вы ни нервничали, следите за внутренней дисциплиной, воздерживайтесь от поспешных выводов и смотрите за тем, каковы Ваши собственные поступки. Мне кажется, это единственный возможный адекватный вариант поведения в любой ситуации, в том числе в нынешней.

Храни Господь!

Миф о клятве Гиппократа

Так откуда взялось выражение «клятва Гиппократа»?

Одно из неверных утверждений, распространяемых СМИ и общественностью – «клятва Гиппократа», которую как будто бы дают все врачи (России в том числе), прежде чем приступить к врачебной практике

Вот полный текст настоящей клятвы Гиппократа, а также официально существующей клятвы врача Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Статья 60. Клятва врача:

Лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения Российской Федерации, при получении диплома дают клятву врача следующего содержания:  

  • «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

Клятва врача даётся в торжественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты. Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

А теперь, так сказать, оригинал:

  1. Клятва Гиппократа:
  2. «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками, и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора;
  3. наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Просто поражает то, насколько прочна убеждённость в том, что каждый врач связан самой настоящей клятвой Гиппократа. И ведь никто и никогда, ни один официальный медицинский орган, никто из врачей не попытался почему-то развенчать перед гражданами (т.е.пациентами) это заблуждение.

А справедливо было бы, если бы представители вообще всех профессий приносили такие клятвы… Как говорится, «после принятия врачом клятвы Гиппократа на его шее «затягивается стетоскоп», а на жизни ставится большой красный крест». Какие мысли у Вас вызывают слова «Клятва Гиппократа»?

Не появляются ли перед глазами, хотя бы на секунду, стройные многочисленные ряды ангелов, одетых в белые халаты, которые, не жалея своих сил и времени, охраняют здоровье людей? Общество само создало этот миф и верит в него. Однажды придумав миф о «Клятве Гиппократа», общество надёжно законспирировало первоисточник (а был ли он вообще?), и, стало упорно поддерживать в социуме иллюзорное представление о враче и о том, каким он должен быть.

Постепенно наше общество настолько сильно поверило в этот миф и привыкло к образу бесправного врача-бессребреника, начисто лишённого материальных и духовных потребностей и прав, что при любой попытке докторов изменить своё материальное положение в обществе, апологеты мифологии стали ссылаться на эту клятву – «Поклялись? Терпите!!!». А ведь кто клялся-то?

Кто из сегодняшних врачей давал «Клятву Гиппократа» в её первозданном-оригинальном виде? Кто её читал и знает, о чем она? Причём здесь языческие и греческие боги? «Клятва», конечно, грозное слово, но ведь оно к нам дошло аж из дохристианских времен, безвозвратно ушедших… Сегодня, для неверующих есть Законы, а христианину должно быть достаточно и Заповедей.

Обратимся теперь к истории. Так называемая «клятва Гиппократа» на самом деле не принадлежит Гиппократу. Когда Гиппократ умер в 377 году до рождества Христова (по другим сведениям в 356 году), такой клятвы ещё не было. Как и многое другое, ему приписали эту клятву много позже при редактировании его трудов.

В действительности же, «сочинения Гиппократа», как и сочинения незабвенного Леонида Ильича, представляют собой сборник из произведений различных авторов, и выделить из них настоящего Гиппократа более чем сложно.

По разным данным, из 72 приписываемых Гиппократу сочинений, Гален признавал за подлинные — 11, Галлер – 18, а Ковнер только 8. Остальные работы, очевидно, принадлежали его сыновьям, и зятю (В.И. Руднев, 1998).

Наиболее распространённая на сегодняшний день версия клятвы, так называемая Врачебная заповедь, опубликованная в 1848 году в Женеве. Клятва. Закон. О враче. Наставления

«Клянусь Аполлоном — врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости, я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Читайте также:  Работаем в паре: что поручить жениху при подготовке к свадьбе

Чтобы при лечении, а также и без лечения, я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Так и о чём говорится в «Клятве Гиппократа»? Да совсем не о том, чтобы – «…светя другим, сгореть самому, и, превратиться в огарок». И согласитесь, что даже в таком «причёсанном» варианте текста речь идёт только об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях не причинения вреда больным, об отрицательном отношении к эвтаназии (умерщвлению больных по их желанию), абортам, об отказе медицинских работников от интимных связей с пациентами, о хранении врачебной тайны.  Нигде в тексте не указано, что врач должен лечить бесплатно и бессловесно терпеть наплевательское и безразличное отношение общества к себе. 

Опять вернёмся к истории. В Древней Греции, подданным которой являлся Гиппократ, подавляющая масса врачей безбедно жила за счет гонораров, получаемых от пациентов. Их труд оплачивали высоко (лучше, например, чем труд архитекторов). Хотя и врачам не была чужда благотворительность (когда есть деньги, можно побыть и благодетелем).

Тот же Гиппократ в своих «Наставлениях» советует своему ученику, когда дело идёт о гонораре за лечение, дифференцированно подходить к разным пациентам — «И я советую, чтобы ты не слишком не гуманно вёл себя, но чтобы обращал внимание и на изобилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы». Заметим, что даром Гиппократ советует лечить лишь иногда.

Может быть, Гиппократ уже понимал важность благотворительности для рекламы? Скорее всего, так и есть. Так, в тех же «Наставлениях» он советует своему ученику — «Если ты поведёшь сначала дело о вознаграждении, то, конечно, наведёшь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему, и не дашь ему в настоящий момент совета.

Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании — быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасённых, чем наперёд обирать находящихся в опасности».

Как видите, неблагодарность спасённых больных по отношению к врачу заслуживает упрёка даже с точки зрения Гиппократа! Главным принципом этики Гиппократа всегда считали «non nocere» — не навреди. А соблюдал ли его сам Гиппократ?

Во-первых – кого лечить? Вот цитата из Врачебной заповеди, прилизанной (и урезанной) и опубликованной в 1848 году в Женеве — «Моя первейшая задача – восстановить и сохранить здоровье моих пациентов».

Однако в первоначальной оригинальной версии «Клятвы», вероятно, действительно базировавшейся на мировоззрении Гиппократа, содержится следующее продолжение этой фразы, которая по «не ясной причине» была опущена женевскими издателями — «…

однако не всех, но лишь способных заплатить за свое выздоровление…».

Даже в практике самого Гиппократа были, по меньшей мере, два случая, когда он нарушил «свою» клятву. В 380 году до н.э. некий Акрахерсит начал лечиться у него от отравления пищевым ядом.

Оказав больному неотложную помощь, доктор первым делом поинтересовался у родственников Акрахерсита о том, способны ли они заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил…- «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался», на что родственники и согласились.

Что недоделал пищевой яд, то завершил яд Гиппократа. (А как насчет «не навреди» и неучастия в эвтаназии?).

За два года до своей смерти Гиппократ взялся пользовать некоего Цезаря Светонского, страдавшего от повышенного давления.

Когда оказалось, что Цезарь не в состоянии заплатить за весь курс лечения травами, Гиппократ передал его на руки родственников, не только не излечив, но и сообщив им неверный диагноз, сказав, что больной просто страдает мигренью.

Введённые в заведомое заблуждение родственники не стали обращаться к другому врачу, и вскоре 54-летий воин скончался во время очередного гипертонического криза.

Во-вторых — Гиппократ терпеть не мог конкуренции, считал, что чем меньше будет врачей, тем круче будут заработки. Вот Вам доказательство –слова из той же Клятвы: «…наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому». Не правда ли, очень человеколюбиво?

И, наконец, последнее. В некоторых старинных трактовках «Клятвы Гиппократа» говорится, что врач должен бесплатно оказывать помощь коллегам и их семьям, и обязан НЕ ОКАЗЫВАТЬ помощь бедным людям — дабы все не потянулись к бесплатной медицине и не сломали врачебный бизнес.

Почему же так до сих пор стоек миф о «Клятве Гиппократа»? Образ «врача-бессребреника» очень выгодная пропагандистская находка.

Собственностью и богатством врача являются его знания, профессиональные навыки и способность к труду, к лечению людей, избавлению их от страданий.

Поэтому долг врача оказать помощь, в свою очередь, подразумевает обязанность общества в соответствии с так им же обожаемым принципом справедливости достойно вознаградить его за проделанную работу.

В нашем обществе нет места тем, кто работает честно, в том числе и врачу. «Трудом праведным, не наживешь палат каменных». Хорошо сказано! Но врач живет здесь же, в этом же обществе. Он является его частью.

И вот тут-то врач задумывается — «Почему проститутка может назвать свою цену, безголосая, но смазливая певичка за кривляние под «фанеру» может запросить многотысячный гонорар, таксист никогда не повезёт бесплатно, чиновник без «выражения уважения» не выдаст справку, гаишник за спасибо не пожелает счастливой дороги, адвокат не приступит к ведению дела, официант без чаевых не обслужит, парикмахер не пострижет, депутат не проголосует, а он — врач, спасающих их жизни, по прихоти этого же общества, лишён права назвать цену своей такой нужной всем работы?».

Вспоминаются безсмертные слова первого наркома здравоохранения Н. Семашко — «Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны». Значит, знал нарком цену хорошему врачу?

http://psmirnova.livejournal.com/237335.html

Не мое Медицина Здравоохранение Клятва Гиппократа Мифы Длиннопост Текст Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

Не навреди – Анна Корчменная и Кей Икон

История мне понравилась. И, вот, почему.

Первое. Написано все прекрасным, спокойным и легким языком, который помогает историю увидеть, потрогать, почувствовать.

Таким языком, который создает атмосферу чего-то…близкого…чего-то такого, что трогает за глубинные струнки, и заставляет испытать что-то вроде ностальгии по дням учебы и студенчества, взывает к тому молодому парню, который есть где-то в глубине, который полон надежд, стремлений, который хочет видеть мир прекраснее и лучше.

Который верит, что в мире могут быть истории со счастливым концом и надеждой на доброе, светлое, вечное.

Язык, который позволяет погрузиться в атмосферу студенчества с его грандиозными планами на будущее, с его бешеной кипучей энергией и планами на будущее и, самое главное, с ощущением того, что жизнь в твоих руках, что все еще впереди, и ты сам можешь стать автором своей судьбы. Книга читается легко. Я бы даже сказал, запоем. Авторам удалось погрузить читателя в атмосферу, заставить его сопереживать персонажам, напряженно следить за развитием сюжета, судорожно переворачивая страницу с единственным вопросом: «блин, да что же там дальше!!!???!!!».

Второе. Это персонажи. Живые, целостные, яркие, обладающие своим неповторимым характером, цепляющим, заставляющим сопереживать, погрузиться в их внутренний мир и даже жить их интересами.

Спайк, настоящий лечебник, врач по призванию, истинный маг, способный бросить вызов самой смерти р даже сражаться с ней на равных, но начисто лишенный агрессивности и не могущий даже в случае угрозы своей жизни нанести кому-то вред.

Жизнерадостный, жизнелюбивый, доброжелательный, думающий, прежде всего о друзьях, а потом, о себе. Очень подкупает его наивность, доброта, и его сомнения в себе заставляют сопереживать ему.

Его друзья: сдержанный Морган, первая красавица Синди, раздолбаистый сосед, и Эксмирандея, Райан Шэди, Кассин'дала, эльфийка-киборг, сошедшая со страниц Киберпанка – все отличаются огромной энергией Жизни, отвагой и самым главным – огромным сердцем, способным сопереживать, поддерживать, помогать. У каждого из них свой характер, выпуклый, запоминающийся.

Кто-то трудоголик, влюбленный в свое дело. Кто-то спокойный, уверенный, хладнокровный, знающий чего хочет от жизни, но, тоскующий по человечности и человеческим взаимоотношениям, таким как дружба и истинная любовь.

Кто-то неуверен в себе и своих силах, в глаза не замечающий свою красоту как внутреннюю, так и внешнюю, но постепенно научающийся совершенствоваться без фанатизма, и ценить и других, и себя.

Третье. Сама история. История о переменах в жизни. О том, что не все случается так, как мы хотели бы.

Но, кто знает, может быть, именно эти перемены – именно то, что поможет раскрыть скрытые таланты и потенциал личности, помогут начать жить полной жизнью и реализовать свою Самость – то, что было предначертано тебе Силами Мироздания? Это история о взрослении, о принятии того, что не все в мире радужно, и далеко не на все ты можешь повлиять, и как же трудно со всем этим смириться. Но, несмотря на это, не стоит сдаваться и опускать руки. Делай, что должен, и будь что будет. Это история становления. Путь Героя, который проходит каждый человек, независимо от его , или ее положения, когда человек выбирает, либо сложить крылья, либо реализовать все то, что было в него, или в нее заложено. Раскрыться, или спрятаться от жизни? Последовать Зову Самости, или дождаться, когда тебя по твоему пути потащит судьба, что будет в разы болезненнее?

Сама история оставляет теплое и светлое чувство после прочтения.

Желаю авторам дальнейших творческих успехов!

Ссылка на основную публикацию