Свадебные обычаи кочевников: традиции киргизов

Свадебные обычаи кочевников: традиции киргизовДанная работа является публикацией этнографических материалов замечательного ученого Ф.А. Фиельструпа» репрессированного в начале 30-х годов. Она посвящена обычаям и обрядам киргизов и некоторых других тюркских народов в самых разных областях быта» прежде всего обрядам, связанным с рождением и воспитанием ребенка, свадебным и погребально-поминальным. Книга дает представление о хозяйственной деятельности, празднествах и развлечениях, традиционной социальной структуре киргизского общества» архаичных пластах мировоззренческой системы киргизов.

Добрачные отношения у молодежи

Киргизы солто-болокбай

Сагимбай Оркобаев

Между холостым парнем и девушкой устанавливаются отношения, при которых каждый из них именуется ойнаш-тамыр1 т.е. друг по игре. Игрой здесь является физическая близость, продолжающаяся при случае и после выхода девушки замуж.

местн. Сарыбулак

буку

Такая дружба с девицей заключается через посредство подосланной женщины или пастуха (живущего в одной юрте с девушкой и ее семьей)2, особенно последнего. Уговорившись через посланника, парень приходит в юрту девушки, ему указывают место, где она спит, и он проводит с ней ночь.

Официально никто, разумеется, не знает об этих отношениях, но родители, находясь в одной юрте с парочкой, не могут не знать об этом и обыкновенно закрывают на это глаза, выражаясь фигурально (если шепот любовников становится слишком громким, прикрикнут, якобы на собаку — чих!), во всяком случае, не устраивают публичного скандала, а воздействуют на дочь уговорами внутри семьи.При женщинах парень позволяет себе некоторые вольности со своей ойнаш-тамыр, по которым можно судить об их отношениях, но не заходит слишком далеко.Браки между любовниками никогда не заключаются. Такие любовные отношения бывают с согласия мужа, неспособного к сожительству, или продолжаются без его ведома, как уже было сказано, и заключаются и с замужней женщиной (т.е. заново).Свадебные обычаи кочевников: традиции киргизов Киргизы. 1929 г. (Фото Ф.А. Фиельструпа)Ойнаштан тулган бала —»ребенок, родившийся от такой связи». Обычно девушка-мать не выдает отца своего ребенка и говорит, что приезжал к ней по ночам сговоренный жених, будущий муж. Ребенка часто убивают. Обыкновенно же ссылка на фактического мужа (ирке) спасает положение.

Формы брака и развод

Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

КыдырБраки заключались главным образом внутри сословий: манапы между собой, баи между собой, так же и бедняки. Стоящий в социальном отношении выше мог взять себе жену из бедного сословия, но редко когда отдавали дочерей замуж в низшее сословие.

Беспрекословное подчинение воле родителей.

Белек Солтонаев1. Белкуда — сваты по дружбе, если, например, один обязан жизнью другому. Соглашаются еще до рождения детей поженить их, когда они родятся и вырастут. 2. Куда — брак по политическим соображениям, например, для объединения двух родов и усиления своей группы.3.

Куданда — сваты по кровной дружбе, когда появятся соответствующие дети.4. Соок куда — «сваты одной кости», для поддержки родственной связи. Например, мой сын женится на дочери брата моей матери. Соок туштум — породниться через брак кого-нибудь из своих, стать сватами.

Ошский окр.

, Бельбашат под Чолкунду

ТовакаадигинеБелкуда (бел поясница, позвонок) — сосватавшие друг за друга своих еще утробных детей.

местн. Сарыбулак

Сагимбай Оркобаевсолто

Тамыр — друг до смерти. Обряд заключения дружбы состоит в присяге на Коране — Куран кармашты (дашты)3.

Перед церемонией созывают народ, режут скотину и угощают приглашенных.

Звание «тамыр» дает известные права человеку в смысле «хозяйничанья» в юрте друга, если при посещении его не оказалось дома; распоряжения его исполняются женщинами и жигитами беспрекословно, как приказания хозяина.

Вступление в такой союз обязывает обоих не отказывать друг другу ни в каких просьбах, и подчас тамырство заканчивается судебным делом, когда один из друзей злоупотребляет своими правами и в то же время недостаточно уступчив4 .

Умыкание невесты

местн. Сарыбулак

СатывалдыбукуВ прежнее время редко воровали невесту.В случае умыкания невесты приходили в большом числе, связывали родителей, увозили ее саму и все содержимое кибитки, постель и пр.

За кражу невесты полагался штраф, и собиравшийся увозить девушку считался с этим и готовился к штрафу, состоявшему из полного калыма плюс 9 голов скота. По меньшей мере, дополнительных. Свадебные обычаи кочевников: традиции киргизовКиргизы племени саяк. Сонгкуль (Фото Ф.А. Фиельструпа)

Волосы невесте в две косы заплетала впоследствии свекровь.5.

Умыкание совершалось и в случае, если отец невесты после заключения договора и получения части калыма передумает и захочет отдать свою дочь за другого.Зордук — умыкание силой.Эриштик айвы — штраф за невыполнение договора.

Сонгкуль

Садвакас ХожакинАлакачу келди — украсть невесту в случае, если она просватана уже за другого.

  • пер. Каравос, приток Нарына саяк
  • Расторжение сватовства
  • Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

Тайный увоз девушек практиковался мало.

В случае увоза за вором гнались и невесту отнимали на дороге. Если же похититель успевал ее увезти, то приезжали требовать калым или девушку обратно. Увозили ее в свой аул; если аул слаб и не мог внушить преследователям уважения к себе, то происходили драки.

Жених увозил свою невесту, чтобы заплатить меньше калыма, — условия ставил тот, у кого находилась девушка. Особых церемоний примирения между родителями той и другой стороны не было. Кыдыр

У Сагимбая Оросбекова был случай.

Старшая его сестра была просватана, но убежала к сыну волостного, за которого хотела выйти замуж.

Когда приехал сговоренный жених и потребовал ее, родителям пришлось уплатить шесть верблюдов, 15 лошадей-пятилеток, 15 четырехлеток, 15 трехлеток, 15 двухлеток, 60 чапанов и хорошей материи, 60 баранов, 60 рублей. Волостного отстранили от должности, и он уплатил еще 3×9 лошадей6 и три верблюда суду (биям и манапам) — иначе родителей невесты и волостного убили бы.

Нерушимость брака в домусулъманские времена

Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

Жингиш ажи7Солтон сарыБрак в прежнее время, до мусульманства, был нерушим. Развод (талак) появился только с усилением мусульманства.

Кокумбай Жинин

Развода в прежнее время не бывало. Даже брак решенный, пока жених и невеста еще в люльке, по произнесении обычной формулы: «Аллах Акбар т.е. бата8, являлся нерушимым, и в случае смерти одного из сговоренных до брака вопрос о замещении решался обычным порядком.

Развод

Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

Кыдыр

Талак (бир талак, уч талак)9 — слова, сказанные мужем жене, после которых брак считается расторгнутым. Эти слова не имеют силы в случае ее беременности до родов или если муж находится в невменяемом состоянии (пьян, лишился рассудка и пр.).

После развода женщина может выйти замуж через три месяца, когда выяснится, что она не беременна (? — Ф.Ф.). В случае, когда разведенные пожелают вновь сойтись, а развод произошел после слов «бир талак», они могут сочетаться браком в любой момент.

Если же развод сопровождала фраза «уч талак», то женщина должна побывать предварительно замужем за другим человеком; после брачной ночи снова должны пройти три месяца до того, как она, разведясь с новым мужем, может выйти за прежнего.

Домусулъманский обряд бракосочетания

Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

Белек СолтонаевДо мусульманства брак заключался следующим образом:1. Спрашивали о согласии у обеих сторон, потом два человека брали за концы прут, а третий перерезал его пополам посередине; концы кидали в разные стороны. Так же поступали и при заключении всяких условий и договоров.2.

Муж и жена, порезав себе подушечки пальцев, сосали кровь Друг у Друга.

3. Ок тиш теген (букв, «белые зубы коснулись пули».) — оба «закусывали пулю», оставляя на пуле следы своих зубов и потом хранили ее. Если один изменит, то пуля эта убьет его. Так же делали и при заключении дружбы10 .

Клятва: Сен мени таштасан — Сен/и/ ок урсун,

  1. Мен сени таштасам — Мен/и/ ок урсун 11.
  2. Кокумбай Жинин
  3. р. Макмал-Нарын близ Тогуз-торо
  4. Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

Прежде брак совершался и без муллы, с помощью человека, знающего какую-нибудь молитву. Платой за бракосочетание был ала кипе. До брака жених и невеста произносили клятву верности и «закусывали» при этом пулю при первом же посещении женихом невесты.Предполагают, что брак совершался без муллы при помощи по-средника, который спрашивал о согласии той и другой стороны при свидетелях, и только.Пулю «закусывали», завершая клятву, двое непросватанных, пожелавших друг друга самостоятельно.БозбаштыкВ прежнее время, когда муллы были редки, бракосочетание совершалось одним рукопожатием.

  • Сорорат (обычай женитьбы на младшей сестре умершей жены или невесты).

Киргизская свадьба — традиции и обычаи в Кыргызстане

Киргизская свадьба является важным событием в Кыргызстане. В культурных традициях страны существуют целые свадебные обряды, которые передавались через поколение. Несмотря на влияние российских и западных традиций, сегодня соблюдается часть из них во время проведения церемоний.

Что нужно сделать перед свадьбой

В Кыргызстане жених может отказаться по своей воле от похищения невесты. В таком случае он должен сообщить о своем решении родителям. После чего он едет свататься к родне невесты.

В стране есть обычай, который называется «Сойко Салу». Его суть сводится к тому, что после согласия невесты и ее родни на свадьбу жених надевает избраннице золотые серьги, что является знаком помолвки женщины.

Выкупать невесту можно при помощи следующих способов:

  • крупным рогатым скотом, который пригодится в хозяйстве;
  • обычными деньгами;
  • золотом и украшениями.

Свадьба в Кыргызстане сохранила в некоторых случаях традицию с выкупом невесты. Она носит в стране особое название «Калым». Пышность исполнения ритуала зависит от материального благополучия обоих семей.

В более древние времена при отсутствии у мужчины достаточного материального накопления на выкуп жениться он не мог. Однако, жених мог отработать цену выкупа на работе у отца невесты.

Раньше калым передавался поколениями от отца к детям, которые продолжали соблюдение данной традиции.

В современном Кыргызстане свадебные расходы оплачиваются стороной жениха. В свою очередь, семья девушки готовит «Сеп», то есть собирает приданное для семьи мужчины. Обычно родня шьет ковры и занимается рукоделием для создания основы приданного.

Читайте также:  Что почитать: книга о том, как планировать свадьбу летом

Ранее супруги в процессе подготовки к свадьбе дарили друг другу национальные костюмы. Сейчас в качестве подарка принимаются платья и наряды европейского стиля, но также можно дарить костюмы и по старой традиции.

Проводы молодой невесты

В стране существует обычай, который делает девушку чужой в собственной семье после свадебной церемонии. Из-за этого ее семьей устраиваются так называемые проводы. В которых могут принять участие не только семья, но и ближайшие подруги. Перед тем, как отъезжать в дом к новой семье, невеста должна по очереди обойти старых родственников и попрощаться с ними.

Традиция проводов называется в Кыргызстане «Кыз Узатуу», при котором устраивается застолье с шумным весельем, играми и конкурсами с памятными подарками. Во время ритуала невесту как бы заплетают на то, чтобы она стала верной женой и в дальнейшем хорошей матерью.

Традиционные свадебные наряды

Традиционное свадебное платье невесты страны является белым и достаточно длинным. На нем вышиваются традиционные узоры, а также декор дополняется при помощи различных блесток.

В отличие от наряда невесты, костюм жениха шьется преимущественно из бархата. Комплект представляет их себя верхнюю одежду, которая подпоясывается при помощи ремня из натуральной кожи. По краям костюма обычно имеется вышивка в традиционном стиле, наряд украшается дополнительно золотым обрамлением, а также декором из драгоценных камней.

В современной эпохе традиционные наряды встречаются у приверженцев древних обычаев. Но в большинстве своем молодежь предпочитает замену в виде современных костюмов для жениха и белого подвенечного платья для невесты. Оно традиционно бывает белым, но девушка может выбрать себе любой другой цвет по желанию, костюм жениха обычно черный.

Проведение свадебной церемонии и её нюансы

Путь жениха к дому невесты лежит в сопровождении жены брата и его товарищей. Девушку в данной компании называют «Жене». При входе встречают родню жениха семья невесты, но саму молодую не показывают. Для того, чтобы повидаться с молодой, семье жениха придется заплатить выкуп, так называемый «Корундук». При этом семья невесты сообщает жениху о том, что без выкупа суженной ему не видать.

Дома у самого жениха невесту ставят за специальную ширму, которая называется «Кёёшгё». Девушка должна поклониться каждому гостю, а тот в ответ ее благословит. Такой свадебный поклон в Кыргызстане носит название «Жугунуу».

Он является мерой определения воспитанности невесты, а также ее символом уважения к гостям церемонии. Гость, которому невеста поклонилась, должен произнести теплое пожелание касательно будущей жизни в новой семье.

С помощью данной традиции можно установить теплые связи с ближайшим окружением.

Далее происходят смотрины молодой девушки, которые в культуре носят название «Келин Корру». Процесс соблюдается в течение нескольких дней. В первый день, согласно традициям, свекровь должна надеть невесте ее первый белый платок на голову.

После церемонии невеста должна хранить его, как важную и ценную вещь. После наступления вечера молодой человек совершает брак по шариату, который называется «Нике Кыйуу».

После этого молодые объезжают родственников, сообщают им новость, а в ответ получают благословение и подарки.

Первая ночь после брака

В Кыргызстане существует известная традиция, согласно которой молодожены показывают простынь после первой брачной ночи. По ней можно понять, насколько целомудренную жизнь вела невеста до свадьбы. Если она была достаточно скромной, то свидетельство этого станет настоящим поводом для гордости родителей.

Родители жениха после свидетельства скромности невесты нередко ходят с высоко поднятой головой. В современном Кыргызстане, особенно в городах, традиция становится не актуальной.

Но в малых поселениях данный ритуал имеет серьезное влияние на репутацию молодых, а также за его грамотное проведение нередко отдают существенные суммы.

Сейчас традиции страны претерпевают ряд изменений. Но есть и те люди, которые хотят передать их молодому поколению и сохранить свои корни. Они осознают важность сохранения ритуалов и сохранения национальной изюминки народа.

Существующие запреты

После свадебной церемонии на молодую девушку традиции накладывают определенные запреты. Например:

  • запрещается сидеть спиной к родне супруга;
  • сидеть с протянутыми ногами;
  • существует запрет на громкие разговоры невесты;
  • запрещено называть родню супруга по имени;
  • специально мозолить глаза старшему поколению.

Молодая должна после свадьбы называть родственников мужа «тергоо». Ранняя традиция предполагает избегания контактов со старшими родственниками супруга в течение года. Порой соблюдались более длительные сроки. В редких случаях установки на избегание контакта давались на всю жизнь, иногда снимался после рождения первенца.

Интересный обычай заключался в том, что молодая не имела раньше права называть родственников мужа по имени даже уже будучи в преклонном возрасте, главой рода.

В современном поколении традиции придерживаются в течение пары недель до свадьбы, в ряде семей ее соблюдают только в процессе самого торжества.

В некоторых случаях жены обращаются на «Вы» даже к мужу спустя несколько лет брака, но и эта традиция постепенно уступает место современным обычаям.

Киргизская свадьба сегодня является упрощенной версией более древнего обряда. Сохранившиеся ритуалы придают народу страны свою изюминку и историческую ценность.

Свадебные традиции Кыргызстана

В современном Кыргызстане часть обрядов и обычаи уже не соблюдаются, но основные моменты, присущие национальной свадебной церемонии не потеряли своей актуальности и продолжают присутствовать в жизни кыргызского народа.

Жолугушуу (знакомство родителей)

Основные приготовления и последующие традиционные мероприятия у кыргызов начинаются после официального знакомства родителей невесты и жениха. В ходе разговора стороны обсуждают и договариваются о деталях предстоящего торжества.

По кыргызским свадебным обычаям встреча потенциальных сватов проходит на нейтральной территории без личного присутствия будущих молодоженов.

Cайко салуу (сватовство)

Следующий этап — сватовство «сайко салуу», на котором мать жениха надевает золотые серьги своей будущей невестке. Во время этого обряда собираются только женщины, мужчины присоединяются к застолью.

Предварительная подготовка к «сайко салуу» ведется очень тщательно, ведь жених приедет со всеми родственниками, которых нужно встретить с особым уважением и почетом.

Именно после «сайко салуу» родители жениха и невесты могут обращаться друг к другу «кудыгай»-сваха и «куда»-сват.

В ходе «сайко салуу» будущим молодоженам очень важно получить благословения и добрые напутствия от родственников, а также аксакалов. Обычай этот носит название «бата той» и проходит без личного присутствия молодых.

Кыз узатуу (проводы невесты из родного дома)

Покидая родительский дом, новоиспеченная жена должна принести в дом мужа свое приданое «сэп», которое складывают в специальный сундук «сандык». Когда-то, демонстрируя материальное состояние, зажиточные кыргызские семьи дарили скот, коней, верблюдов и т. д.

В современном кыргызском обществе хорошим приданым считается мебель, красивая посуда, ковры, постельные принадлежности и бытовая техника.

Также, соблюдая кыргызские свадебные традиции семья невесты дарит ей набор жены «тошок». В него входят: 2 одеяла, 2 подушки и матрасы.

Чон Той (свадьба)

Свадьба в Кыргызстане мало отличается от свадебного мероприятия других народов Средней Азии. В торжественный день жених вместе со своими друзьями приезжает в дом невесты. По обычаю, прежде чем войти, он должен заплатить выкуп «корундук». Такой же выкуп с него потребуют перед входом в комнату невесты, а также за то, чтобы ее потом поцеловать.

Затем следует обряд бракосочетания по законам Ислама «нике». Мусульмане составляют большую часть населения страны, поэтому кыргызские свадебные традиции включают в себя заключение брака по религиозным канонам.

В ходе совершения «нике» муллой читается обязательная для этой церемонии молитва.

В конце обряда жених и невеста обещают друг другу быть верными, делиться печалями и радостями, не оставлять в тяжелые моменты совместной жизни, дать достойное воспитание и образование своим детям и т. д.

  • В настоящее время после соблюдения традиций молодожены отправляются в ЗАГС, а затем в банкетный зал или ресторан.
  • Чачалы (благословение)
  • Свадебные традиции Кыргызстана включают в себя красивый обряд благословения «чачалы», который по сей день широко соблюдается среди населения: после того как закончится свадьба и молодожены приезжают домой, перед входом невесту осыпают сладостями, тем самым желая новоиспеченным супругам долгой и счастливой жизни.
  • Кошого (занавес невесты)
  • Соблюдая кыргызские свадебные традиции, невеста, переезжая в новый дом, в течение трех дней сидит за занавесом «кошого», а приходящие в дом гости дают свои благословения в ответ на ее поклоны.
  • Кыргызские матери верят, что если использовать «кошого» той невестки, которая уже показала себя с лучшей стороны в данной семье, то и новая невестка станет доброй, любящей и послушной женой.
  • Келин коруу (смотрины невесты)
  • Смотрины невесты – последний свадебный обряд, после которого у молодоженов начнется обычная семейная жизнь.
  • «Келин коруу» — это время, когда молодые супруги посещают всех родственников со стороны жениха и принимают от них подарки, а также добрые напутствия.
  • 7 Запретов в новом доме
  • В традиционных кыргызских семьях по сей день существуют обычаи запрета, которые новая невестка беспрекословно обязана соблюдать.
  • Запрет 1: В новой семье, на протяжении всей супружеской жизни, невестке строго запрещено обращаться к родителям мужа по имени, смотреть им прямо в глаза и поворачиваться к ним спиной.

Запрет 2: Подавать и принимать пиалу с чаем нужно только правой рукой, левую прижимая к сердцу. Нельзя наливать полную пиалу, только половину.

  1. Запрет 3: В присутствии родителей мужа и его родственников запрещается носить короткие юбки и шорты.
  2. Запрет 4: В доме невестка всегда должна ходить с покрытой головой.
  3. Запрет 5: Нельзя перечить и повышать голос на мужа, его родителей и старших родственников.
  4. Запрет 6: Нельзя оставлять на ночь немытую посуду.
  5. Запрет 7: Запрещается приветствовать гостей, стоя на пороге.
Читайте также:  Безупречная классика: реальные свадьбы

Несмотря на то, что в кыргызских семьях существует строгая иерархическая дисциплина, а новая невестка стоит в ней в самом низу, это не значит, что ее положение в данной семье является унизительным. В новом доме к ней также обязаны проявлять уважение, заботиться о ее нуждах, не быть с ней грубыми.

В данном вопросе обе стороны всегда стараются проявлять равное уважение по отношению друг к другу.

Традиционные свадебные наряды

Невеста

Свадебное платье кыргызской невесты по традиции является белым и длинным, покрытое блестками и бисером. Вместо фаты, по желанию, одевают заостренную шапочку с вуалью.

  • Не так давно кырзызки, сразу после замужества и до самой смерти носили «элечек» (традиционный женский головной убор в виде тюрбана, длина ткани которого достигала 30 – 40 метров).
  • Свадебная примета: Если первый «элечек» невесты наматывался ровно, то это означало, что семейная жизнь будет полна радости и счастья.
  • Жених
  • Традиционная свадебная одежда жениха – это длинный жакет из темного бархата с национальным орнаментом по краям, расшитый золотом, серебром или драгоценными камнями с широким поясом.
  • Свадебный головной убор жениха — это расшитый белыми узорами «ак калпак» (традиционный мужской головной убор из белого войлока).
  • Интересная деталь: в повседневной жизни кыргызы носят «ак калпак» с рисунком черного цвета, а если молодой человек надевает с красными узорами, то это значит, что он готов жениться и ищет невесту.
  • В современном Кыргызстане большинство молодоженов предпочитают европейские свадебные наряды, а традиционные используются только по личному желанию.

Своеобразные свадебные традиции в Кыргызстане

Суйунчу (хорошая новость)

По традициям кыргызского народа невеста должна быть невинной. По обычаю, на утро после свадьбы, в качестве доказательства ее целомудренности, предоставляется простыня, на которой молодожены провели свою первую брачную ночь.

Кыз ала качуу (взял и убежал)

Свадебные традиции Кыргызстана раньше включали в себя обряд «воровство невесты». В далеком прошлом этот обычай практиковался в основном в сельских районах. В современном обществе это может иметь место исключительно в виде развлечения.

  • Свадебные традиции
  • Рождение ребенка
  • Похоронные традиции

Какие свадебные традиции отказываются соблюдать киргизы

В Кыргызстане сама свадьба может быть светской, мусульманской (но без документов из органов ЗАГСа нике проводить нельзя) и традиционной. Нередко молодожены республики выбирают сразу все три церемонии. Theopenasia.net рассказал о подготовке к традиционной кыргызской свадьбе.

Свадебные обычаи отличаются в разных регионах страны. Проводы невесты Айгерим проходили на юге, откуда она, родом. Ее жених – Азамат – родился и вырос в Бишкеке.

«В Бишкеке я живу уже 15 лет. Азамат сделал предложение давно, но я хотела закончить учебу и найти работу. Только после этого мы начали планировать нашу свадьбу. Мои родители сразу сказали, что свадьба по кыргызским традициям будет обязательно, и состоится она в Джалал-Абаде – на нашей малой родине», – рассказала девушка.

Ей хотелось скромного торжества, а национальные традиции требуют больших расходов.

«Но мои родители были непреклонны. Сказали, что близкие не поймут, если они не устроят свадьбу своей единственной дочери. В общем, чтобы не расстраивать родителей, я согласилась. Азамат сказал, что ради меня будет участвовать во всех церемониях», – поясняет Айгерим.

 Назвавшаяся дочерью Сальвадора Дали испанка претендует на его наследство>>

Кыргызская свадьба начинается с официального знакомства родителей жениха и невесты. Эта встреча называется жолугушуу.

«По традициям эта встреча проходит без молодых. Как сказали мои родители, «только взрослые должны обсуждать такое важное мероприятие». Наши родители находились в ресторане на одном конце города, мы с женихом сидели дома и молились всем богам, чтобы никто никого не покалечил.

Наши родители очень разные – с разными взглядами на жизнь, на воспитание детей… и, увы, на свадьбу. Но, к счастью, им удалось договориться», – говорит невеста.

Все знают, что за невесту на востоке дают калым. Но почему-то при этом забывают, что невесту нельзя отдать замуж просто так – в одном свадебном платье. Хорошие родители обязаны собрать сеп (приданое), которое девушка заберет с собой в дом мужа. Размер сепа может быть разным.

«Некоторые девушки получают в качестве приданного машину и даже квартиру. Если бы мои родители попросили большой калым, то им бы пришлось покупать бытовую технику, мебель. А отказавшись от калыма, они могут дать мне с собой минимальный набор: одеяла, постельное белье, посуду», – продолжает рассказ Айгерим.

Кийит – это подарок в виде одежды, которые сваты должны преподнести друг другу.

 Как уплатить налог на транспорт, если не выпускают из аэропорта>>

«При этом шелкового платочка или носков недостаточно. Мужчинам обычно дарят костюмы, рубашки, калпаки и обувь. Женщинам – платья и платки. То есть происходит как бы обмен новой одеждой, что тоже обходится в кругленькую сумму», – объясняет невеста.

  • В связи с тем, что договорились обойтись без калыма и приданного, сама собой отпала процедура корпо каптар, когда сторона жениха привозит вату для тошоков, а также барана, чтобы накормить тех, кто эти тошоки будет шить.
  • Итак, родители обговорили все детали, и родственники невесты уехали в Джалал-Абад.
  •  15 редких фото знаменитостей, которые вы увидите впервые>>

Саму ее привезли туда через месяц. И началась церемония сойко салуу – помолвка, когда будущая свекровь надевает на келин золотые сережки и, конечно, устраивается застолье.

Подготовка ведется серьезная.

На севере невесту стараются освободить от всех работ, мол, скоро станет келинкой и тогда уже будет пахать. На юге, наоборот, невеста участвует во всех подготовительных мероприятиях.

«Зато в новый дом придешь и все знать будешь. Они скажут, что хорошо девочку воспитали и всему научили», – приговаривают женщины, с которыми невеста вместе чистит потроха, печешь боорсоки и накрываешь на стол.

Итак, все готово. Начинают прибывать гости. Невеста стоит на пороге и кланяется (жугунуу) всем входящим.

Приезжает и жених со своими родственниками. Естественно, не с пустыми руками. Как правило, они привозят двух баранов, мешок риса, 10 литров масла, а также «жети тавак» (семь блюд).

 В Шымкенте начальника МПС арестовали за хищения и участие в ОПГ>>

Сейчас подношения мерят коробками, где должны быть конфеты (разные), печенье, нават (кусковой сахар), мыло, мягкие игрушки, фрукты.

Родственников жениха встречают с особым почетом. Кудалар (так называют друг друга стороны жениха и невесты) – это самые уважаемые люди на протяжении всей жизни.

«Как только кудалар приезжают, невесту прячут. Иногда просто за ширму. Меня же спрятали в соседнем доме. Потом «под охраной» родственников отвели в дальнюю комнату и усадили в центре с двумя невестками по бокам.

Сватовство проходит без жениха и вообще без мужчин. Моей маме присутствовать при этом ритуале тоже нельзя. Мама Азамата надела на меня платок и золотые сережки. Пожалуй, это главный момент кыргызской свадьбы.

После этого девушка уже считается несвободной», – делится Айгерим.

Теперь жених и невеста должны получить благословение от всех аксакалов, соседей и родственников. Эта процедура называется бата той. Самым уважаемым гостям сторона жениха раздает деньги (сумма зависит от степени уважения и от договоренности сторон).

«При этом ни жених, ни невеста за общим дастарханом не сидят. Благословения произносятся не лично им, а как бы в воздух. При этом читается Коран. Женщины могут подойти ко мне и поздравить: обнять, поцеловать. У мужчин, даже у аксакалов, на это нет прав», – говорит Айгерим.

«Собственно, и это еще не свадьба. Это только «бронирование девушки». Моя мама, знаток традиций, говорит, что раньше подобным образом сватали и совсем маленьких девочек, а свадьбу проводили, когда она достигнет половой зрелости.

Сейчас кыз узатуу (проводы невесты из родного дома) и чон той (собственно свадьба), как правило, назначают на тот же день. В нашем случае торжество состоится через две недели – уже в Бишкеке. Там я буду в светском белом платье. Но и традиции тоже будут, правда, в усеченном виде. Мама их мне уже расписала», – комментирует девушка.

В день свадьбы жених с друзьями и без родителей приедет за невестой. Его встретят жене невесты (жены брата и дяди), которые потребуют за право войти в дом корундук (выкуп).

«Точной суммы нет. Все зависит от жене и друзей жениха. Кто будет наглее, тот больше получит или сэкономит», – смеется Айгерим.

Затем жениха пускают и усаживают за дастархан.

«Меня при этом ему не показывают. За право войти в мою комнату Азамату снова придется заплатить. И за возможность меня поцеловать – тоже. После этого его друзья выйдут из комнаты, зайдет молдо и проведет обряд нике (бракосочетание по мусульманским традициям). По нашим обычаям невесту без нике не выпускают из дома», – поясняет невеста.

  1. После этого начнется светская часть церемонии.
  2.  В Астане перекроют дороги из-за концерта Димаша Кудайбергена>>
  3. Сейчас Айгерим ведет переговоры с мамой, чтобы обойтись без опко-салуу.

«Это, на мой взгляд, самая странная традиция. Сторона жениха привозит козла/козу. Животное режут и вытаскивают легкие. Пока они горячие и еще в крови, бьют ими молодых. Считается, что это убережет их от ссор в будущем», – рассказывает Айгерим.

«Скорее всего обойдемся мы без «чачыла» – осыпание невесты при входе в дом мужа сладостями, как пожелания супругам счастливой жизни. И точно не будет обряда «простыня». Не знаю, как это называется по-кыргызски. Здесь Азамат был непреклонен. Он заявил, что в нашу первую брачную ночь никто под нашими дверями сидеть не будет и простыню никому показывать мы не будем», – говорит девушка.

По традициям обе стороны обращают внимание на то, какой пришла невеста в дом жениха. Поэтому на следующее утро после брачной ночи жене (жены братьев) забирают простынь и идут к матери невесты со словами «суйунчу» (радостное известие, за которое надо платить деньги).

Читайте также:  Летние свадебные прически: 15 идей для вдохновения

«По южным традициям мать невесты платит деньги за известие о том, что она сумела сохранить дочь до свадьбы невинной и, следовательно, может ходить с высоко поднятой головой. На севере, наоборот, сторона жениха платить матери невесты дополнительные деньги в качестве благодарности», – поясняет Айгерим.

Кстати, знатоки утверждают, что кыз ала качуу – то есть воровство невесты – практиковалось именно для того, чтобы избежать этих разорительных обрядов. В прежние времена воровство девушки без ее согласия кыргызами не практиковалось.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/world/1537072-kakie-svadebnye-tradicii-otkazyvayut/

Традиции кыргызской свадьбы

День выборов в республике ознаменовался не только выбором депутатов, но и наверное зарождением новой традиции.

Сразу несколько пар молодоженов в минувшее воскресенье после свершения бракосочетания сразу отправились голосовать на выборы и уж после направились отмечать свою свадьбу. Свадьба – особенный, торжественный и запоминающийся день.

А если это событие проходит по всем традициям национальной свадьбы, с красочными обрядами, уникальными ритуалами, то церемония бракосочетания навсегда останется в памяти ярким воспоминанием.

Культура кыргызского народа богата яркими моментами в проведении свадебного обряда. Сегодня, конечно, не все ритуалы соблюдаются неукоснительно, но основные моменты обязательно присутствуют на торжестве.

Бел куда

Сватовство — одна из древних традиций кыргызского народа позволяет сватать детей еще до их появления на свет. Такая форма сватовства называется «бел куда», а самих младенцев называют «бешик куда». Во время сватовства родители будущего жениха одевают будущей невесте серьги из серебра — «сойко салуу».

С этого момента родители детей могут именовать себя родственниками. Такое колыбельное сватовство распространено у давних друзей, мечтающих о кровных узах «сооктешуу» или у людей, которые в тяжелых ситуациях протянули руку помощи друг другу, а затем дали клятву породниться.

Затем, как дети подрастают, им для свиданий готовят юрту, где они могут встретиться друг с другом и познакомиться. Невеста встречает жениха и его друзей с подругами. Всё это сопровождается песнями, играми и танцами. Эта традиция называется «зятевание» или знакомство с будущим зятем.

И, конечно, невесту не отпускали без выкупа — «калыма».

Калым и приданое

Размер калыма демонстрирует степень почета родителей невесты — чем больше уплаченный калым, тем выше уважение. Раньше калым отдавался отцу невесты и после его смерти наследовался детьми. В древности, при невозможности выплатить калым, мужчина не мог взять себе жену и оставался безсемейным.

Но иногда было возможно вместо выплаты калыма отработать в хозяйстве у отца невесты несколько лет. В свою очередь, семья невесты должна дать приданое «сеп». Существует и такое понятие как «кийит»- дорогие одежды родителям жениха и невесты и их ближайшим родственникам.

Так же, есть «мэхр»-подарок будущей жене, он может получаться как по выходе замуж и при замужестве, так и после развода.

Похищение

В Центральной Азии существовало три вида похищения: без согласия невесты и с согласия невесты, но вопреки воле ее семьи. Третий вид, по согласию всех заинтересованных сторон встречался крайне редко.

К похищению невесты «гыз алып качмак» прибегали в случае неодобрения брака родителями, при несогласии в размере калыма. Этот обычай обусловлен тем, что исторически невесту «продавали» за определенный калым, но не все могли выплатить нужное.

Поэтому влюбленные по обоюдному согласию решались на бегство (похищение – «ала-качуу») невесты из родительского дома. Похищение невесты без ее согласия в наше время преследуется законом, но все же, достаточно распространено.

Обычно жених со своими друзьями или друзья жениха без него самого похищают невесту и привозят в дом жениха. Там родственники жениха стараются успокоить похищенную девушку и уговорить её выйти замуж за своего похитителя. В Средней Азии (Киргизии и Казахстане) дело обычно ограничивается психологическим давлением.

Если девушка остается в доме жениха на ночь, то она считается опозоренной независимо от того, был ли у неё секс с похитителем или нет. После этого шансы выйти замуж за кого-либо другого у неё очень малы. Это вынуждает девушку соглашаться на свадьбу с похитителем.

Но иногда похищение невесты происходит по ободному согласию, как обряд, позволяющий обойти некоторые традиционные запреты.

Например, если младшая сестра по традиции не может выйти замуж раньше, чем старшая, то родители не могут дать благословение на брак, и поэтому младшую сестру «похищают».

Через некоторое время молодые приходят к отцу невесты просить прощения, но он их «проклинает» и «изгоняет», но с рождением первенца — «прощает».

Проводы и свадьба

Кыргызы считают, что после свадьбы, девушка уже перестает быть членом родительской семьи и становится чужой. Поэтому перед свадьбой, за день до неё, устраиваются проводы: собираются родственники девушки, подруги. Перед отъездом в дом жениха, невеста обходит всех родственников и прощается с ними.

В день отъезда молодых, для собравшихся устраивается большой праздник — «кыз узатуу» — проводы невесты, которые сопровождаются обильным застольем, разнообразными играми и гуляньями, нередко к нему приурочивались конные состязания. В это время девушке расплетают косички и заплетают косы взрослой женщины. Это значит, что девушка готова стать женой и матерью. Эта традиция соблюдается в городе не так часто, как в деревнях.

В день свадьбы жених обычно приезжает вместе со своими друзьями и женой брата — «жене». Их встречают родственники невесты. Принято долго не показывать невесту, а даже если показать, то за деньги со словами «корундук». Жениха пугают, что невесту свою он не получит, если его люди не заплатят за нее.

После соблюдения всех ритуалов выкупа и ЗАГСа невесту привозят в дом жениха. У кыргызов сегодня сохраняется красочный обычай старой свадьбы – «чачыла» – осыпание невесты при входе в дом мужа сладостями, магическое значение данного обычая сохраняется как пожелание супругам счастливой жизни.

В доме, невеста должна находится за ширмой, под названием «кёшёгё», она всем кланяется («жугунуу») и все ее благословляют. Поклон «жугунуу» нужен для того, чтобы не казаться грубой старшим и показать своё уважение к ним. В ответ на поклон, человек должен произнести слова доброго пожелания.

Данная традиция играет важную роль в установлении теплых, дружеских отношений между невесткой и родителями мужа. В это же время начинаются смотрины невесты — «келин коруу». Гостям, которые захотели посмотреть на невесту, говорят «корундук». Смотрины могут длиться несколько дней.

Молодожены ездят в гости к родственникам с обеих сторон и получают от них подарки и благословения. Во время первого дня смотрин, на невесту надевают первый белый платок, это делает мама жениха, её «кайн эне» — свекровь. Свой первый платок молодая невеста должна отложить себе куда-нибудь и не терять.

Ближе к вечеру или ночи приглашают молдо для заключения брака по шариату — «нике кыйуу». Затем назначают молодоженам посаженых родителей — «окул ата, окул эне». И после всего этого жених с невестой становятся мужем и женой.

Первая брачная ночь

Раньше всегда обращали внимание на то, какой пришла невеста в дом жениха. Если она была чиста и невинна, то на следующее же утро отправляли человека в ее дом со словами «уулду болдук», а простынь смотрели все желающие и даже платили за это деньги. Считалось большой гордостью, если девушка выходила замуж чистой и не испорченной.

Для родителей невесты это гордость, что они воспитали такую дочь, и для родителей жениха, а невеста может всегда ходить с гордо поднятой головой. В последнее время уже не так особо придерживаются данного обряда. Но все-таки есть такие семьи, которые соблюдают все эти правила, особенно если в семье есть пожилые люди.

Именно они могут настаивать на этой традиции, хотя молодые члены семьи не очень принимают данное правило. Младшая сестренка жениха говорит так: «Утром вывесили простынь молодоженов. Хорошо, повисела немного и можно снять.

Но бабушка очень ругалась и запрещала ее снимать, говорила, хочешь нас опозорить? Простынь провисела целый день, во дворе, у всех на виду. А мне было стыдно и неприятно».

Запреты

После свадьбы на поведение молодой супруги накладывают ряд запретов.

Например, нельзя сидеть спиной к родственникам мужа, сидя протягивать ноги, громко говорить и называть родню мужа по имени, теперь они для молодой жены только «тергоо», не нужно специально попадаться на глаза старшим в семье мужа.

А еще раньше, в жизни кыргызского народа молодая невестка обязана была избегать родственников мужа в течение года, а иногда и дольше. Запрет этот снимался после рождения первого ребенка. Иногда, эти установки давались на всю жизнь.

Интересно, что будучи уже совсем пожилой, являясь главой рода, женщина и тогда не смела называть родственников мужа по имени, как дань уважения их светлой памяти. В настоящее время этого обряда придерживаются в течение 1-2 недель, а в некоторых семьях только в день свадьбы.

«Я своего мужа называю только на «Вы», хотя мы в браке уже 15 лет. Его родителей посчитаю, как своих, даже больше. А вот моя мама, несмотря на приверженность традициям, когда выходила замуж за отца, сразу сказала, что будет говорить ему «ты» и в поведении не соблюдала строгих правил, хотя это был еще Союз, и традиции соблюдались намного больше, чем сейчас. Мой муж такого мне позволил».

Свадебные традиции кыргызского народа сохранили свою яркость и в наши дни, хотя некоторые из них были упрощены, а некоторые и вовсе утрачены. Но те обряды, что существуют до сих пор, несомненно, делают кыргызскую свадьбу особенной и незабываемой.

Поделится в

Ссылка на основную публикацию