М24.ru/Лидия Широнина
В этом году «Метрополю» – 110 лет. В год юбилея мы решили расспросить пятерых людей, связанных с отелем, об «их» «Метрополе».
И узнали, почему сотрудники называют отель семьей и частью жизни, а писатель Людмила Петрушевская – своим домом.
А еще на чем играл Майкл Джексон во время своего визита в Москву, сколько антикварных вещей украшают отель, почему гостиничный медведь все время на реставрации, и как рождалась повесть «Маленькая девочка из «Метрополя».
Ресторанные истории
Екатерина Егорова, экскурсовод
– Одна из «визитных карточек» отеля – ресторан. По задумке Саввы Мамонтова, начавшего строительство «Метрополя», здесь должен был быть зал для театра и оперы. Но судьба сложилась иначе – Мамонтов разорился, здание достраивали без его участия, а зал стал ресторанным.
В начале прошлого века к гостиницам относились как к дворцам, и это легко почувствовать, посмотрев на шикарный потолок, перекрытый огромным куполом с витражом из 2400 фрагментов цветного стекла.
Узоры обыгрывают тему сотворения мира – можно разглядеть Адама и Еву, крылатых быков…
Купол ресторана «Метрополь». М24.ru/Лидия Широнина
Ресторан был очень популярен благодаря меню и музыке. Здесь даже пел Федор Шаляпин, но не со сцены и не за деньги. Он оказался в ресторане 18 октября 1905 года, когда до Москвы дошла весть о подписании указа об основании Думы. Обрадованный известием, Шаляпин встал из-за стола и затянул «Дубинушку».
Фонтан в отеле. М24.ru/Лидия Широнина
Еще она яркая деталь зала – фонтан. Раньше в нем плавала рыба и было такое развлечение – гость мог выбрать, какую рыбину хочет на обед.
Правда, рыбу ему готовили другую – мало ли чем эту, в фонтане, могли накормить посетители? Рыба здесь давно уже не плавает, но без веселых случаев не обходится. Сотрудники вспоминают, как однажды на завтраке группа людей подходила к фонтану и окунала туда руки и лица.
На вопрос, зачем, они отвечали: «Это священная вода реки Неглинки». Но на самом деле, это вода из водопровода, а не из Неглинки.
От Шаляпина до Джексона
Олег Кривалев, ведущий инспектор по антиквариату
– Я пришел работать в «Метрополь» в 1984 году, на должность инспектора службы режима. Из 31 года работы 18 лет занимался вопросами безопасности. Через меня проходили все важные гости, и много историй, конечно, можно вспомнить… Например, визит Майкла Джексона.
Я его встречал и провожал до номера, и хорошо помню, как он сидел здесь в ресторане. Сначала играл квартет, а на сцене стояла арфа. После выступления музыкантов Джексон поднялся на сцену и немножко попробовал на ней поиграть. Хоть он приехал с поваром, завтракал всегда здесь, на шведском столе.
У меня есть фотография с ним.
М24.ru/Лидия Широнина
Антикварный медведь и красота для ценителей
Екатерина Егорова, экскурсовод
– В описи нашей коллекции антиквариата более 800 предметов, причем самый большой раздел в описи – осветительные приборы, люстры, светильники и т.п. Многие из них сохранились с 1905 года. Оригинальные и витражи на лифте.
Фотогалерея
1 из 6
Когда «Метрополь» только открылся, все помещения были отделаны в разном стиле, и мебель тоже подбиралась индивидуально в каждый номер.
Но когда здесь расположился Второй Дом Советов, большая ее часть пропала, и к моменту, когда здание снова сделали гостиницей, хорошей мебели здесь почти не было.
Ее доставали из Госхрана (там, например, была мебель, изъятая из богатых усадеб и дворцов), а позже, в 1985 году — из гостиницы «Савой». Оттуда к нам переехал антикварный медведь. Он, правда, все время на реставрации – гости пытаются с ним обняться.
На третьем этаже есть знаменитая «Золотая гостиная» – здесь можно увидеть мебель из дорогой карельской березы. посмотрите, какой изящный стол с кариатидами. В то же время, у нас есть и обычная мебель, и копии картин.
Вспоминается случай, когда мне в выходной день позвонили с ресепшена и спросили: «Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» оригинал или копия?» Конечно, это копия.
«Ну хорошо, а то у нас гость переживает, говорит, что год назад в Турции подлинник купил, а тут такую же видит», – сказали мне.
Фотогалерея
1 из 4
Маленькая девочка из «Метрополя»
Людмила Петрушевская, прозаик, поэтесса
– «Метрополь» не ассоциируется у меня с гостиницей. Я ведь знала другой «Метрополь», когда здесь было общежитие Коминтерна. Я хорошо помню двухкомнатный номер люкс на третьем этаже, где прошли первые годы моей жизни.
Помню большую двустворчатую дверь между комнатами, и над дверью портрет женщины с ярко-красными волосами – все это на темном, изумрудно-зеленом фоне. Тетушка мне сказала, что там изображалась моя прабабушка Александра Андреевич-Андреевская.
А потом, как рассказывала моя тетушка Вава, вся семья пришла домой в «Метрополь», а их дверь опечатана, висит свинцовая пломба. Из нашей семьи к тому моменту четверо были арестованы, и трое из них, видимо, уже расстреляны. И мои родные унесли меня куда-то.
Мы скитались по домам родных и друзей – видимо, поэтому ни мою маму, ни тетю, ни бабушку не арестовали. Это был тогда способ – скитаться…
Лестница в «Метрополе». М24.ru/Лидия Широнина
Из «Метрополя» мама носила меня в метро во время воздушной тревоги в 1941 году… И еще мы недолго жили там в 1947 году.
Помню, ранним утром мы с мамой, проделав большой путь от аэропорта в Быково до центра, стояли у перехода через Моховую, на углу у Малого театра, и красавец «Метрополь» плыл в свете утренней зари на фоне голубого неба — как огромный замок, как дворец, как корабль. Я его вспомнила сразу, мой родной дом.
Мы вошли в подъезд со стороны стены Китай-города. Я кинулась к прадедушке с воплем «Дедя». И вечером мама меня мыла в огромной белой ванне с красивыми кранами, первый раз за прошедшие пять лет. Все это время, в эвакуации в Куйбышеве, меня, наверно, мыли в тазике.
Помню, как мы, дети, бегали по коридорам «Метрополя». Один раз я вытащила похвастаться прадедушкиного (его сына Сережи) коня, у которого уже не было ни колесиков, ни подставки, надела дедову буденновку на голову, прицепила его шашку на веревке и пошла скакать с криками «ура», отталкиваясь ногами и бороздя паркет…
М24.ru/Лидия Широнина
Я начала писать повесть «Маленькая девочка из «Метрополя», когда последняя из моих старших, тетушка Вава (Вера Яковлева), в 92 года потеряла память после операции. Она лежала без сознания, тихо уходила, и я начала писать эту повесть, но почему – не знаю.
Автор вообще не знает причин, по которым начинается работа. Последний раз я пришла к тете, мы с няней ее переодели, я укладывала свою маленькую Ваву, она так и не приходила в себя – и вдруг я почувствовала на руке прикосновение ее губ. Она как-то вывернулась, дернулась, нашла мою руку и поцеловала на прощанье.
Значит, она все понимала. Меня как током ударило.
Пока она болела, я тоже заболела и не могла есть. Мне очень тяжело было писать. Я даже сказала своему редактору, что больше не могу. Я посылала ей часть за частью, а потом все прервалось. Но она мне ответила, что надо продолжать. Очень надо, обязательно. Я в то время совсем не могла есть.
Моя подруга, замечательный врач, реаниматолог, мне сказала, что надо насушить белых сухарей и пить чай с сухарями. Я посушила кусок хлеба и, стоя посреди комнаты, думала – теряю полкило в день, остановлюсь или нет? И начала тихо, по крошке, грызть этот сухарь. И так стала есть.
Закончила писать «Маленькую девочку», когда моя тетушка уже умерла. 14 килограмм потеряла.
М24.ru/Лидия Широнина
Что помнят номера?
Екатерина Егорова, экскурсовод
– В советское время в номерах «Метрополя» были квартиры и коммуналки, а в холлах – кружки танцев, столовые. Здесь жили многие партийные деятели, люди искусства. Вплоть до 1964 года здесь оставалось несколько квартир, переоборудованных из номеров.
В разное время постояльцами здесь были Александр Вертинкий, Бернард Шоу, Мао Цзедун, Шерон Стоун, Катрин Денев и многие другие. Сегодня в гостинице 390 номеров, из них 77 люксов. Устоявшихся цен здесь, как и в большинстве отелей, нет. Примерная цена средненького номера – 12-14 тысяч, а самый дорогой стоит около 150 тысяч рублей в день, но за такую цену, кажется, он никогда не продавался.
Вот люкс, в котором останавливались Пьер Ришар, Пьер Карден, праздновала свою свадьбу чета Безруковых. Номер, как мы видим, небольшой, но специально сделаны эркерные окна. Можно почувствовать, будто ты паришь над Москвой. А еще тут очень красивая роспись на потолке, мебель, китайская ваза начала прошлого века.
Фотогалерея
1 из 6
А в этом номере жил Майкл Джексон и Мао Цзедун. Глядя на номера, легко понять, что «Метрополь» – гостиница для любителей всего настоящего. Зеркала – действительно начала прошлого века, а не состаренные современные, вся мебель из дорогих пород дерева, но главное, что каждый номер выдержан в своем образе, как произведение искусства.
Фотогалерея
1 из 5
Анна Ендриховская, консьерж
– Когда в «Метрополь» приезжают знаменитости и их фанаты узнают об этом, часто можно видеть картину: они распределяются вокруг отеля и стоят с разных углов, в надежде сфотографировать кумира или подбежать к нему, когда тот будет выходить. Иногда дежурят в холле, но там это невозможно делать долго – служба безопасности мягко, но уверенно попросит выйти.
Иногда выходишь с работы, и поклонники звезды видят, что ты со служебного выхода идешь. Подбегают и просят “Вынесите мне какую-нибудь его/ее вещь, я могу заплатить!” В таких случаях просто идешь с каменным лицом, как будто известная персона здесь и не живет.
Что могут консьержи?
Анна Ендриховская, консьерж
– Когда я, уже работая консьержем в одном известном сетевом отеле, проходила мимо «Метрополя», я думала, что он очень красив снаружи, но знала, что по уровню сервиса и отзывам он занимает низкие места в рейтинге гостиниц Москвы. Но два с половиной года назад мой коллега и друг позвал меня работать сюда.
В наши задачи, как новой команде «Метрополя», как раз и входило переделать весь сервис отеля. И действительно, за это время отель поднялся в рейтингах в первую десятку. А постоянные клиенты отелей, где мы работали раньше, вслед за нами сменили отель и теперь останавливаются в «Метрополе».
Потому что от сервиса и конкретного консьержа в частности зависит, как гость будет вспоминать город и гостиницу.
М24.ru/Лидия Широнина
Консьерж планирует всю программу пребывания гостя. Мы рассказываем людям, куда сходить, что посмотреть, где поесть, заказываем им такси, билеты в театры, концерты.
Прислушиваемся ко всем их просьбам, а они бывают самые разные. Но когда долго работаешь в этой сфере, спокойно относишься к селебрити и просьбам из мира люкса, запоминаются какие-то душевные истории.
Причем это касается не только постояльцев, а всех, кто пересекает порог.
Например, недавно заходит в холл бабушка, про которых говорят «божий одуванчик». Она спрашивает, где здесь касса с билетами, ей нужен билет в Большой театр.
Я объясняю, что кассы давно нет, но билеты можем заказать мы, а внутри уже начинаю переживать, что бабушка расстроится, когда услышит цену этих билетов.
Однако она не расстроилась, с готовностью начала выбирать хорошие места, параллельно рассказывая, что к ней в гости приезжает сын из-за границы и она так его ждет. И что она помнит «Метрополь» еще с тех пор, как праздновала здесь в ресторане свою свадьбу. Много душевного рассказала и ушла довольная.
Холл отеля. М24.ru/Лидия Широнина
Эффект «Метрополя»
Андрей Корыстов, Шеф-консьерж отеля «Метрополь»
– Когда я начал работать в «Метрополе», довольно быстро почувствовал, что, в отличие от многих сетевых современных гостиниц, это как мир внутри мира. Когда идешь по коридору, испытываешь особенное чувство, из-за которого, я думаю, люди здесь и живут. Приезжают за эмоциями и впечатлениями, и живут потом воспоминаниями и мечтами – и «Метрополь» тут как некая живая субстанция.
Когда я подхожу к нашей стойке ресепшн – ощущений бывает, что как на сцену выхожу, за счет того, что она большая по сравнению с другими гостиницами. И такой же по-барски свободный бэкофис, коридоры большие, я это очень люблю. А еще я, работая здесь, больше полюбил историю, потому что здесь еще острее чувствуешь, что жизнь — не ежесекундная вспышка, что было что-то до и будет после тебя.
Светлана Кондратьева
Метрополь как безмолвный свидетель истории
Крыша здания перекрыта стеклянным куполом. «>
P6040164.JPG
Внешний архитектурный облик Метрополя отличается строгостью линий. Основой оформления фасадов стал стиль модерн, но встречаются элементы псевдоготики: различные башенки, характерные для романской архитектуры.
Цокольный этаж включает аркады, облицованные красным мрамором, что на контрасте с гладкими верхними этажами придает массивному зданию воздушность. На протяженных фасадах много различных эркеров и ризалитов, что также визуально облегчает здание.
Крыша здания перекрыта стеклянным куполом.
Мамонтов заказал известным художникам эскизы для этих панно, а сами панно были изготовлены в мастерской Мамонтова. Всего на фасадах размещено 8 крупных майоликовых панно, включая главное панно «Принцесса Грёза», и 14 маленьких, всего 22 панно.»>
2) P6040079.JPG
По замыслу Саввы Мамонтова особое внимание должно было уделяться внешнему художественному оформлению здания.
Любимым детищем Мамонтова была принадлежащая ему Абрамцевская керамическая мастерская, не в последнюю очередь по этой причине внешние фасады Метрополя украшает множество майоликовых панно.
Мамонтов заказал известным художникам эскизы для этих панно, а сами панно были изготовлены в мастерской Мамонтова. Всего на фасадах размещено 8 крупных майоликовых панно, включая главное панно «Принцесса Грёза», и 14 маленьких, всего 22 панно.
В том же 1896 году Михаил Врубель получил госзаказ на две большие живописные картины для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одну из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана.
Однако картины и их эскизы вызвали критику членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке, мотивируя тем, что творение художника не соответствует канонам академической живописи. Соответственно Врубель не получил денег от государства за выполненные работы.
Тогда Савва Мамонтов сам оплатил художнику его картины и выставил их в своем павильоне. Но и эта затея обернулась провалом: публика плохо приняла работы Врубеля, т.к. в прессе началась травля художника. Но Мамонтов не был бы Мамонтовым и решил увековечить одну из картин на фасаде Метрополя, чтобы народ сам составил мнение о ней.
С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Но проблема в том, что нам зачастую некогда остановиться и поднять голову, когда в очередной раз пробегаем мимо Метрополя. Кстати, картина, по которой выполнено панно и которая демонстрировалась на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.»>
3) P6040088.JPG
Самое известное майоликовое панно «Принцесса Грёза» расположено над бывшим главным входом Метрополя (сейчас главный вход из-за парковки перенесли на противоположную сторону здания) и выполнено оно по картине Михаила Врубеля. Врубелевское панно называют самым известным панно Москвы. А между тем, картина, по которой было выполнено панно, в свое время было плохо принята критиками и публикой.
Картина была написана на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге и имела оглушительный успех у публики. В основе пьесы была романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти.
В том же 1896 году Михаил Врубель получил госзаказ на две большие живописные картины для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одну из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана.
Однако картины и их эскизы вызвали критику членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке, мотивируя тем, что творение художника не соответствует канонам академической живописи. Соответственно Врубель не получил денег от государства за выполненные работы.
Тогда Савва Мамонтов сам оплатил художнику его картины и выставил их в своем павильоне. Но и эта затея обернулась провалом: публика плохо приняла работы Врубеля, т.к. в прессе началась травля художника. Но Мамонтов не был бы Мамонтовым и решил увековечить одну из картин на фасаде Метрополя, чтобы народ сам составил мнение о ней.
С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Но проблема в том, что нам зачастую некогда остановиться и поднять голову, когда в очередной раз пробегаем мимо Метрополя. Кстати, картина, по которой выполнено панно и которая демонстрировалась на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.
Также стоит обратить внимание на бирюзовые керамические вазы.»>
11) P6040196.JPG
Балерьеф «Времена года», опоясывающий здание, выполнил скульптор Николай Андреев, известный тем, что при советской власти создал более 100 вошедших в его знаменитую лениниану скульптурных портретов Ленина. Но балерьеф на Метрополе он делал еще до революции. Балерьеф особенно выразителен при боковом солнечном свете.
Также под солнцем по-особенному играют майоликовые панно. Панно на этой фотографии под названием «Клеопатра» (его еще называют «Жизнь») сложносочинённое и состоит из пяти частей. На крайнем слева панно изображены белые лебеди, на крайнем справа — черные лебеди, а по центру — Клеопатра.
Также стоит обратить внимание на бирюзовые керамические вазы.
29) P6040458.JPG
В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннее убранство отеля весьма разнообразно: здесь есть интерьеры в самых различных стилях. Например, этот банкетный зал, который получил название Боярский, оформлен в псевдорусском шатровом стиле. Но если сказать точнее, то это просто русский китч.
35) P6040596.JPG
Знаменитый центральный зал Метрополя. Савва Мамонтов планировал в этом зале устроить театр, но планы его не сбылись, новые хозяева открыли здесь ресторан. Каких только событий не происходило в этом зале.
Осенью 1905 года в поддержку революционных рабочих здесь пел Федор Шаляпин свою знаменитую «Дубинушку», бывшую тогда под запретом властей. После выступления он прошел с шляпой по столам и собрал внушительную сумму, которую передал в помощь революционным рабочим.
Правда, в 1917 года ему пришлось уехать из России, но это уже другая история. В послереволюционный период ресторан превратили в зал заседаний ВЦИК, здесь неоднократно выступали Ленин и Троцкий.
В ноябре 1925 года в зале ресторана Метрополь состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки, Ласкера и других великих шахматистов. Есть легенда, что в этом зале Есенин признался в любви Айседоре Дункан.
Сталин и Мао Цзэдун в 1951 году отмечали здесь заключение советско-китайского договора о дружбе. Позже здесь играл на пианино Майкл Джексон. А в 21 веке событием в истории гостиницы стали чествование золотой свадьбы Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, которые якобы познакомились в этом зале. И это далеко не все исторические события, которые происходили в этом зале.
Конкурс «Бранч в «Метрополе»
Василий Печко 18 января 2016
Журнал EUROMAG иотель «Метрополь» объявляют о начале нового конкурса. Для участия в конкурсе нужно ответить на все вопросы викторины.
В качестве приза три победителя получат ваучер на бранч в отеле «Метрополь» на двоих. Бронирование осуществляется заранее и в зависимости от загрузки отеля.
В бранч входит: роскошный буфет с любимыми блюдами из меню «Метрополя» разных эпох — прославленная кулебяка а-ля «Метрополь», печеный ягненок под соусом «Красное вино» с мятой, традиционные щи из тушеной кислой капусты с печеным поросенком и, разумеется, фирменный медовик.
Также гостей ждет живая музыка: звуки легкого джаза создадут изысканную и непринужденную атмосферу, экскурсия по отелю, развлекательная программа для детей.
Бранч проходит с 13-00 до 17-00 два раза в месяц.
Победителем конкурса может стать любой участник, приславший правильные ответы c 18 января по 1 февраля. Варианты ответов будут приниматься до 23:59 мск 1 февраля.
Победители будут выбираться в произвольном порядке в результате случайной компьютерной выборки, то есть обладателем приза может стать даже тот, кто пришлет верные варианты ответов последним. Победители будут объявлены на сайте EUROMAG до 15 февраля 2015 года.
Принять участие в конкурсе может любой житель России старше 18 лет. Исключение – сотрудники редакции журнала EUROMAG и отеля «Метрополь».
Подробнее о времени и способах получения призов мы оповестим победителей по электронной почте. В случае, если победитель не ответит на электронное письмо в течение 15 календарных дней, организаторы вправе выбрать другого участника и передать ему приз.
Принимая участие в конкурсе, участники соглашаются получать бесплатную рассылку новостей от EUROMAG (3 раза в неделю). В случае, если участник не желает получать их в дальнейшем, он сможет отписаться от рассылки через специальную ссылку в письме.
Информация об отеле
«Метрополь» – легендарный отель с уникальной архитектурой, построенный по инициативе знаменитого мецената Саввы Мамонтова. Отель «Метрополь» расположен в центре Москвы, в трех минутах ходьбы от Красной площади, Кремля и Большого театра.
«Метрополь» гордится своим роскошным номерным фондом: это 381 гостевой номер, в том числе 70 люксов, среди которых нет одинаковых. Сокровищницу отеля составляют сотни предметов антиквариата и произведения искусства XVIII–XIX веков.
В конце 2015 года на 4 этаже отеля «Метрополь» открылся представительский лаунж — зона особого гостеприимства, где гости отеля могут чувствовать себя совершенно как дома.
Здесь у них есть возможность завтракать, пить чай и ужинать, а также устраивать небольшие приемы и встречи.
Возможность пообщаться с друзьями или деловыми партнерами в стенах лучшего исторического отеля Москвы — незабываемый опыт, который оценят как постоянные гостя «Метрополя», так и те, для кого история отношений с легендой только начинается.
Представительский лаунж — это также одно из самых стильных обновленных пространств «Метрополя» наряду с рестораном SAVVA.
Гостей обслуживают сотрудники отеля, одетые в униформу от знаменитого российского дизайнера Александра Терехова.
Как известно, «Метрополь» родился как союз новейших стандартов гостеприимства и искусств, и подобные коллаборации продолжают эту изящную традицию.
Используя новейшие технические достижения и европейский уровень сервиса, но сохранив при этом свою самобытность, отель «Метрополь» занял достойное место в ряду лучших отелей мира, что позволяет принимать гостей самого высокого уровня.
Для гостей номеров высших категорий, таких как Executive Suite, Metropol Grand Suite и Presidential Suite пользование услугами представительского лаунжа входит в стоимость номера. При регистрации им выдается карта, дающая доступ в VIP-зону в любое удобное для них время.
Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!
"Метрополь" — самая масштабная и многострадальная дореволюционная стройка Москвы
В наше время пятизвёздочный отель «Метрополь» известен как один из самых дорогих и элитных отелей Москвы. Он находится в самом центре столицы: между Красной площадью и Большим театром.
Но немногие знают о том, что Метрополь обладает очень богатой и интересной историей: причём речь идёт не о его постояльцах и их приключениях, а именно о самом здании гостиницы — в своё время оно стало сначала самой крупной стройкой Москвы, а позднее превратилось в самый масштабный и самый многострадальный долгострой всей России (во всяком случае, по соотношению времени строительства и денег, потраченных на него)!
К сожалению, во время моей поездки в Москву летом 2020 года фасад гостиницы ремонтировали, так что на моих фотографиях не будет западного фасада «Метрополя» — он был полностью закрыт строительными лесамиК сожалению, во время моей поездки в Москву летом 2020 года фасад гостиницы ремонтировали, так что на моих фотографиях не будет западного фасада «Метрополя» — он был полностью закрыт строительными лесами
История строительства Метрополя уникальна для России: над этой гостиницей работало огромное количество архитекторов — от мэтров своего времени вроде Льва Кекушева до ещё неопытных и только начинавших свою карьеру, но очень талантливых зодчих, таких как Жолтовский и Перетяткович.
Причём нельзя сказать, что все эти архитекторы работали в слаженной команде — дело было совсем не в этом.
Напротив, проект гостиницы несколько раз переделывался (причём уже после начала строительства) разными архитекторами — начинал один, потом на смену ему приходил другой и т.д.
Да что уж тут говорить — во время строительства сменился даже её заказчик и создатель первоначальной идеи проекта!
Верхняя часть здания украшена огромными мозаичными панно, выполненными лушчими мастерами своего времениВерхняя часть здания украшена огромными мозаичными панно, выполненными лушчими мастерами своего времени
В своё время Метрополь прозвали «Вавилонской башней 20 века» — этому послужило и долгое строительство здания, сопровождавшееся постоянными неудачами, и большое количество архитекторов, работавших над зданием и, как и строители Вавилонской башни, зачастую говоривших на разных архитектурных «языках». В общем, подобный символизм здесь вполне уместен!
Предпосылки строительства
Инициатором строительства гостиницы был один из крупнейших предпринимателей Москвы того времени, так называемый «Московский Медичи», Савва Иванович Мамонтов.
Он был очень разносторонним человеком, прекрасно разбирался в искусстве и часто инициировал крупные строительные проекты, так что не удивительно, что именно он решил построить самый крупный и современный гостиничный комплекс в России.
Размах проекта поражал воображение людей в своё время, впрочем, удивителен он и для наших дней.
Мамонтов хотел сделать гостиницу полностью автономной: её постояльцы могли спокойно жить на территории гостиницы, пользоваться любыми удобствами не переступая при этом её порога.
В качестве главного развлечения Савва Иванович планировал устроить внутри «Метрополя» огромный оперный театр на 3100 мест.
В качестве главного архитектора проекта был выбран Лев Николаевич Кекушев — пожалуй, лучший зодчий Москвы того времени, и при этом хороший знакомый самого Мамонтова. Он разработал первоначальный проект гостиницы и при нём началось её строительство.
Постоянные неудачи
Черная полоса в строительстве Метрополя началась, можно сказать, с самой задумки.
Мамонтов не смог потянуть свои же замыслы: из-за необходимости вложения огромных средств Савва Иванович использовал государственные деньги, выданные ему на строительство Московско-Ярославской железной дороги, переведя их на счета других своих предприятий — таким образом он пытался разобраться с большим количеством финансовых проблем, возникших, в том числе, и из-за строительства Метрополя. Итогом всего этого стал арест и разорение великого московского предпринимателя.
Начатое строительство в 1899 году перешло в руки Санкт-Петербургского страхового общества. Они изменили и доработали изначальный проект.
От многих интересных задумок Мамонтова пришлось отказаться — новый владелец попросту не потянул бы такие большие затраты на строительство, так что невероятно масштабный проект стал чуточку меньше (например, планировавшийся изначально огромный театр превратился в гораздо более скромный концертный зал).
Так гостиница «Метрополь» выглядела в 1902 году. Как вы можете видеть, здание хоть и возведено, но строительный процесс всё ещё «кипит». Фото взято с сайта pastvu.comТак гостиница «Метрополь» выглядела в 1902 году. Как вы можете видеть, здание хоть и возведено, но строительный процесс всё ещё «кипит». Фото взято с сайта pastvu.com
Кроме того, Санкт-Петербургское общество страхований приняло решение изменить фасады здания, из-за чего даже проводился отдельный конкурс (и это при том, что стройка на тот момент уже была начата), в котором, как ни странно, снова выиграл Лев Кекушев! Так что фактически он и остался главным архитектором Метрополя, вот только после конкурса вместе с ним над фасадами принялся работать ещё и Вильям Валькот. Кто из них сделал больший вклад во внешний облик здания — неизвестно (но, судя по всему, от Кекушева в «Метрополе» было добавлено больше, чем от Валькота).
А спустя два года произошла ещё одна трагедия: на уже почти оконченной стройке разыгрался сильный пожар, практически полностью уничтоживший внутреннее убранство здания и едва ли не разрушивший всю гостиницу.
Восстановление ещё не построенного здания сильно ударило как по бюджету, так и по культурному аспекту — было утеряно множество ценных элементов отделки, многие из которых так и не были воссозданы.
А возведение гостиницы затянулось на целых три года — полностью её открыли лишь в 1905 году (в итоге, на возведение Метрополя ушло 7 лет, хотя изначально планировалось уложиться в 3-4 года)!
Кто принимал участие в строительстве
Как я уже сказал ранее, в строительстве Метрополя принимала участие целая команда из архитекторов и художников: они работали как сообща, так и сменяли друг друга в процессе строительства. Думаю, что правильнее всего будет сказать пару слов о главных и самых известных создателях гостиницы.
Лев Кекушев
Про Льва Николаевича у меня на канале есть отдельная статья, могу вам её рекомендовать. Но если вкратце, то Лев Кекушев — один из важнейших людей для архитектуры России начала 20 века. Его можно по праву считать основоположником московского модерна и главным идеологом этого стиля в нынешней столице России.
В качестве примера приведу одну из ярчайших работ Льва Кекушева — особняк Коробкова на Пятницкой улицеВ качестве примера приведу одну из ярчайших работ Льва Кекушева — особняк Коробкова на Пятницкой улице
Не удивительно, что именно его Савва Мамонтов привлёк для своей главной стройки, ведь у Мамонтова и Кекушева был богатый опыт сотрудничества: Савва Иванович неоднократно выступал в роли заказчика для Кекушева, да и в целом поддерживал его на сложном творческом пути архитектора.
Вильям Валькот
Вильям Валькот — российский архитектор британского происхождения. Сначала он работал только в Москве, но позднее он вернулся на «историческую родину», в Лондон, где продолжил свою архитектурную деятельность.
Как я уже сказал ранее, в наши дни остаётся неизвестным — какой именно вклад Валькот внёс в проектирование и строительство Метрополя. Раньше считалось, что современные фасады «Метрополя» — его заслуга.
Но позднее московскими искусствоведами (в первую очередь, благодаря Марии Нащокиной) этот факт неоднократно ставился под сомнение (Валькот на тот момент был неопытным зодчим, и вряд ли он мог выступать в качестве главного автора фасадов).
Мариан Перетяткович
Приложил свою руку к строительству Метрополя и Перетяткович — известный архитектор, создавший множество знаковых построек в Санкт-Петербурге и Москве. В Метрополе он выступал в роли одного из архитекторов, декорировавших фасад здания. Причём работа над Метрополем стала едва ли не первой в творческой карьере Мариана Мариановича!
Мариан Перетяткович является автором прекрасного храма Лурдской Божией Матери в Санкт-ПетербургеМариан Перетяткович является автором прекрасного храма Лурдской Божией Матери в Санкт-Петербурге
Михаил Врубель
Известный русский художник Михаил Врубель создал самое крупное и размещённое по центру фасада панно под названием «Принцесса Греза». Я думаю, вы не удивитесь узнав, что на появление этого панно в очередной раз повлиял Савва Мамонтов, который очень трепетно относился к творчеству Врубеля.
«Принцесса Греза» играет ключевую роль в формировании облика фасада гостиницы»Принцесса Греза» играет ключевую роль в формировании облика фасада гостиницы
Дело в том, что изначально «Принцесса Греза» предназначалась для Всероссийской художественно-промышленной выставки, но была забракована местным жюри, после чего Мамонтов, ставший одним из первых людей, по достоинству оценивших творчество Врубеля, принял достаточно интересное решение: он изобразил эту картину на фасаде главной стройки всей своей жизни. Этим Мамонтов как бы говорил критикам, не принимавшим Врубеля: «вы отказались от этой картины, но теперь её будет видеть вся Москва». Интересный всё-таки был человек!
Владимир Шухов
Не стоит удивляться, что на столь важной стройке засветился и ведущий инженер России начала 20 века. Шухов возвёл перекрытие над большим залом ресторана гостиницы, передовое на тот момент.
Уже после всего этого Владимир Григорьевич прославился как первооткрыватель стальных сетчатых оболочек, которые используются при строительстве и в наши дни. А самой известной постройкой Шухова можно назвать его башню на Шаболовке — первую телевизионную башню Москвы.
Иван Жолтовский
Поразительно, но в создании Метрополя принимал участие человек, который в будущем стал одним из основателей сталинского неоклассицизма. В строительство гостиницы он внёс не самый большой вклад — он был одним из создателей внутренних интерьеров, большая часть которых сгорела во время пожара 1901 года.
Виктор Веснин
В создании гостиницы Метрополь поучаствовал и один из братьев Весниных. В своё время они действительно занимались строительством разного рода зданий: от модерна до неоклассицизма, тогда как в советское время они стали главными архитекторами авангарда и конструктивизма, и прославились они этим на весь мир.
Конечно же, помимо этих людей, в команду проектировщиков и строителей входило ещё множество выдающихся людей: художники Головин, Чехонин и Невинский, архитектор Эрихсон, керамист Ваулин. Всех не перечислишь, но я постарался выделить самых интересных творцов.
Метрополь в наше время
С вашего позволения, я пропущу историю Метрополя после окончания его строительства, потому что темой моей статьи является именно история возведения гостиницы. Тем более, что история Метрополя слишком обширна и интересна — на эту тему можно писать ещё одну отдельную публикацию! Но пару слов о её современном состоянии я всё-таки скажу.
В наши дни Метрополь нельзя назвать самой передовой гостиницей Москвы: если в 1905 году наличие в номерах холодильников было уникальным для России, то сейчас этим фактом мало кого удивишь. Впрочем, Метрополь остаётся одним из элитнейших отелей Москвы, а стоимость номеров в нём считается одной из самых высоких в столице.
- Так что всё-таки не зря Савва Мамонтов так радел за эту гостиницу — прошло уже больше ста лет, а она всё ещё считается одной из лучших в России!
- Если вам понравилась моя статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал — хоть он и посвящён, в основном, Петербургу, но и о других городах России я тоже пишу (о Москве в 2021 году ещё точно будет не одна статья)!
- Спасибо за внимание!
Определены 12 победителей конкурса «Московские мастера» в сфере гостеприимства
В каждой из номинаций конкурса были определены три призовых места. Лучшие представители своих профессий прислали на конкурс более 100 заявок.
Экскурсоводы рассказали об истории городских районов, гиды-переводчики — о столичных центрах современного искусства, администраторы и консьержи гостиниц поделились опытом работы и дали предложения по улучшению качества услуг в сфере гостеприимства. Награждение победителей запланировано в канун празднования Дня города.
Работу участников оценивали представители отраслевого оргкомитета конкурса: городского Комитета по туризму, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), Московского профессионального союза работников физкультуры, спорта и туризма, а также приглашенные эксперты отрасли.
В этом году номинации «Экскурсовод» (авторские пешеходные и автобусные экскурсии) и «Администратор гостиницы» впервые были представлены в основной группе профессий конкурса.
Экскурсоводы представили авторские маршруты по центральным и спальным районам столицы, красивым и необычным станциям Московского метрополитена.
При участии Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров были определены 10 финалистов, которые получили тематическое задание рассказать необычные легенды об объектах, видимых с Патриаршего моста.
Жюри оценивало также владение экскурсоводами фактологией, их коммуникативные навыки и умение работать с аудиторией.
Администраторы гостиниц поделились спецификой своей работы, историями из профессиональной практики и предложениями по улучшению качества обслуживания.
Центральным посылом большинства их конкурсных заявок стал призыв к объединению усилий всех работников сферы гостеприимства для успешного развития гостиничного бизнеса Москвы.
10 финалистов номинации соревновались в принятии наиболее эффективных решений при конфликтных ситуациях с клиентами.
«Администратор в гостинице — как «палочка-выручалочка», который всегда придет на помощь в сложной ситуации, ведь к каждому гостю можно найти свой подход.
Период пандемии позволил иначе взглянуть на повседневное наполнение нашей жизни, в котором тепло человеческого общения и свобода передвижений приобрели особую ценность.
Этот год показал важность развития в нашей стране индустрии гостеприимства и создания условий для комфортных, разнообразных и доступных путешествий», — подчеркнула Юлия Дедкова, председатель Московского профессионального союза работников физической культуры, спорта и туризма.
Кроме того, в рамках отраслевых конкурсов «Московских мастеров» гиды-переводчики представили экскурсионные маршруты по центрам современного искусства столицы, а консьержи гостиниц признались в том, что получают от туристов уникальную обратную связь, недоступную другим представителям туриндустрии. Например, отзывы о ресторанах, музеях, объектах показа и различных столичных локациях.
«Москва — культурный туристический центр с развивающейся инфраструктурой сферы услуг.
По мере развития приоритетных отраслей экономики столицы в конкурс, наряду с рабочими и инженерными специальностями, вошли профессии, относящиеся к туротрасли, в том числе гостиничного хозяйства», — прокомментировала Мария Филина, заместитель председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей).
- По результатам оценки заявок и конкурсных заданий в основной группе профессий «Администратор гостиницы» победили:
- — 1 место: Лаврентьева Наталья Евгеньевна, старший менеджер по взаимодействию с гостями отеля и конгресс-центра «Вега Измайлово»;
- — 2 место: Мумладзе Карина Левановна, администратор отеля «Националь»;
- — 3 место: Наумова Любовь Валентиновна, администратор туристского гостиничного комплекса «Измайлово» («Гамма», «Дельта»).
- В основной группе профессий «Экскурсовод (авторские пешеходные и автобусные экскурсии)»:
- — 1 место: Савчук Елена Николаевна;
- — 2 место: Дмитрюкова Юлия Геннадьевна;
- — 3 место: Минакова Галина Владимировна.
- В отраслевой группе профессий «Гид-переводчик»:
- — 1 место: Сметник Михаил Иванович;
- — 2 место: Макутин Сергей Александрович;
- — 3 место: Медведева Наталья Витальевна.
- В отраслевой группе профессий «Консьерж гостиницы»:
- — 1 место: Корыстов Андрей Станиславович (гостиница «Метрополь»);
- — 2 место: Крючков Глеб Валентинович (гостиница Four Seasons Hotel Moscow);
- — 3 место: Ендриховская Анна Станиславовна (гостиница MOSS Boutique Hotel).
- Всем победителям конкурса были вручены дипломы от отраслевого организационного комитета конкурса «Московские мастера».
«Московские мастера» — один из самых престижных городских конкурсов профессионального мастерства.
Ежегодно в нем принимают участие около 20 тысяч человек, представляющих свыше 1 тысячи предприятий и организаций столицы.
Конкурс проводится с 1998 года при поддержке Правительства Москвы, Московской Федерации профсоюзов и Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей).