Мария Мирная съездила на Венецианскую биеннале и рассказывает о том, что желательно не пропускать.
Всего два месяца осталось, чтобы увидеть главную международную художественную выставку — Венецианская биеннале, которая стартовала 11 мая и будет работать до 24 ноября.
Сейчас самое время неспешно изучить главные локации: сады Джардини и Арсенале, попутно находя интересные экспонаты в самом центре Венеции.
Почему сейчас? Шумное открытие давно прошло, туристы не сбивают с ног, погода позволяет пешие прогулки. Хотя зонтик взять не помешает.
- Сады Джардини, центральный павильон
- Тема 58-ой Венецианской биеннале звучит как “May you live in interesting times”, что на русский странно перевели “Не дай нам бог жить в эпоху перемен”.
- Куратор этого года — Ральф Ругофф, директор лондонской Hayward Gallery, художественный и литературный критик.
В выставке принимают участие 79 художников со всего света. Впервые свои работы покажут Алжир, Гана, Мадагаскар, Малайзия и Пакистан.
Конечно, искусство субъективно, и решить, что есть искусство, каждый должен для себя сам. Но я, потратив несколько дней, сделав безумное количество шагов по Венеции, изучив большинство рекомендуемых выставок и музеев, помогу определится, что смотреть, если совсем нет времени или хочешь все самое лучшее сразу.
7 проектов из сотни, которые нужно увидеть (субъективный список автора):
Работы Сунь Юань и Пэн Юй Can’t help myself и Dear в главных курируемых павильонах May you live in interesting times
Скандальный дуэт из Китая – Сунь Юань и Пэн Юй – авторы снятого с показа в Музее Гуггенхайма видео «Собаки, которые не могут коснуться друг друга» представили в Джардини стеклянный куб, в котором робот-манипулятор, похожий на животное в агонии, пытается собрать растекающуюся лужу крови. Зрители получают жуткое удовлетворение, смотря на непрерывные действия робота. А сами авторы, как бы задают им вопрос: “Кто более уязвим: человек, который построил машину, или машина, которая управляет человеком?”
- В Арсенале другая работа дуэта под названием “Dear” собирает толпы туристов, когда, внезапно, внутри императорского трона, уменьшенной реплики основания монумента Аврааму Линкольну в Вашингтоне, начинает биться под давлением воздуха черный шланг.
- Эта работа китайских художников заставляет задуматься о природе власти, об истории, рабстве, о мире, в котором мы живем в эпоху перемен.
- Где искать: “Can’t help myself” в Джардини – главный павильон “Dear” в Арсенале.
Кристоф Бюхель. Barca Nostra
С первого взгляда неясно, что это не просто лодка, а экспонат участвующий в выставке. Настолько идеально вписывается работа Кристофа Бюхеля в доки Арсенала. На самом деле, это рыбацкое судно, затонувшее в 2015 году по пути из Ливии в Италию. На борту находились 800 беженцев, хотя оно рассчитано только на команду из 15 человек. Проект называется «Barca nostra» («Наша лодка»).
По этическим соображениям, я не хотела затрагивать этот экспонат. Но с другой стороны, когда ты видишь, как туристы фотографируются на фоне, не понимая контекст работы, становится по-настоящему жутко. Эта трагедия – затонувшая лодка, как напоминание нам, где проходит грань между искусством, затрагивающим действительно важные, иногда ужасные темы, и глупостью людей.
Где искать: Арсенале, главный павильон, у доков.
В главных павильонах также ищите работы: Жанны Кадыровой, которая делает платья и овощи из плитки, портреты Занеле Мухоли, распиленные байки и инсталляцию с латексными костюмами от Александры Биркен, Джимми Дарем и его мифических животных и многих других. Лучшее, что вы можете сделать для себя – постараться прочувствовать каждого и не спешить с оценкой “нравится-не нравится”.
Павильон Франции в Джардини
«Глубокое синее море вокруг тебя»
Мой фаворит этого года – необычный павильон Франции, где мечты и сны встречаются с реальностью. Чтобы туда попасть, нужно нырнуть в заросли кустарника, идти по узкой тропинке и через техническую дверь пройти внутрь.
Художница Лор Пруво, известная своими картинами-надписями, предлагает нам путешествие, как материальное, так и воображаемое, чтобы каждый для себя решил “кем он является”.
Сначала зрители проходят в зал, где в пол из муранского стекла, символизирующий море, закатан мусор. А дальше смотрят фильм про людей путешествующих на лошадях по Франции. Причем, фильм смотрят, находясь в созданном художницей животе осьминога.
Где искать: Джардини, территория национальных павильонов
Павильон Великобритании ( Джардинии), Кэти Уилкс
Художница из Ирландии Кэти Уилкс знаменита своими скульптурными инсталляциями, где основу составляют вещи, которые окружают нас в быту: грязная посуда, разбитые чашки,старые тряпки,чайные пакетики.
Ее работы полны глубокого смысла и часто имитируют известные интерьеры и места потерь.
Действительно, спокойное и почти незаполненное пространство с аккуратно расставленными предметами, действует как катализатор, где чувство одиночества нарастает с каждой минутой.
Сама художница почти не дает интервью, а в описании своего проекта пишет: «Я снова и снова скорблю об обычных вещах. Мой проект состоит в том, чтобы постоянно приближаться к чему-то, что вы не совсем понимаете».
Где искать: Джардини, территория национальных павильонов, рядом с Францией.
Победитель этого года павильон Литвы
Sun and sea. Mariana
На оружейном складе в Арсенале построили настоящий пляж с песком, шезлонгами, зонтиками и, конечно, отдыхающими. Они загорают, глядя на бетонные стены и поют про мировые проблемы.
Проект Sun and Sea (Marina), созданный театральным режиссёром Ругиле Барзджюкайте, сценаристом Вайвой Грайните и композитором Линой Лапелите – это опера-перформанс, этакая антиутопия, где мир рушится, а люди спокойно загорают под искусственным солнцем. А в роли солнца выступают сами зрители.
Интересно, что в перформансе можно поучаствовать, если заполнить форму и прислать письмо. Сейчас он проходит два раза в неделю: в среду и в субботу.
Мне посчастливилось быть частью перфоманса и три часа выполнять роль одной из отдыхающих. Я просто читала книгу, лежала на песке и делала все, что люди делают на пляже. Только при этом толпа наблюдала за всеми сверху.
Даже сейчас желающих посмотреть перфоманс так много, что люди стоят в очереди по два часа. Советую приходить после обеда, чтобы не терять время.
Где искать: Magazzino № 42, Marina Militare.
Павильон Ганы
Новичок на биеннале – павильон Ганы стал одним из самых обсуждаемых и успешных среди критиков. Декорациями занимался британский архитектор Дэвид Оджайя, который в свое время строил дом для Александра Маккуина.
В пространстве павильона соорудили традиционные домики племени гурунси, песок для стен которых специально привезли в Венецию из Ганы.
Художник Ибрагим Махана сделал инсталляцию из сеток, которые традиционно используют для ловли рыбы. Из-за этого весь павильон был пропитан запахом рыбы и этот запах тоже стал частью инсталляции.
- Другая ганская звезда – скульптор Эль Анацуи, который также как и Махана использует для своих инсталляций сырье – соорудил огромный ковер из блестящих пробок от бутылок и мусора, удивительно напоминающий мозаики собора Сан-Марко на закате.
- Где искать: Арсенале, территория национальных павильонов.
- Пропустить нельзя: Павильон Израиля, который превратили в полевой госпиталь, павильон Бельгии, где художники Йос де Грюйтер и Харальд Тис создали инсталляцию MONDO CANE из механических кукол в человеческий рост.
The death of Lee Byars. Zad Moultaka in dialogue (выставка параллельной программы)
Старая церковь – неочевидный туристический маршрут. (Обычно церковь закрыта для посещения). Внутри огромная инсталляция сделанная из золотых листов с постаментом для тела художника по середине. Впервые американский концептуальный художник Джеймс Ли Байерс представил эту работу в 1994 году, когда узнал, что смертельно болен раком.
К 25-летию ее создания работу воспроизвели, дополняя 14-минутным шумовым произведением ливанского композитора и художника Зада Мултаки, которое он написал специально для этой выставки.
Где искать: Церковь Санта-Мария-делла-Визитационе.
Этот небольшой список поможет сориентироваться, если совсем мало времени, но вы жаждете искусства. Для полного погружения, необходимо действительно пройти все локации, пару раз кричать от восторга, иногда плакать (как я от русского павильона), самому решать, что действительно заслуживает называться искусством, а что нет. Главное – быть честным с самим собой.
Мария Мирная
Зачем ехать на 58-ю Венецианскую биеннале
© коллаж: Лера Сноз (@lerasnoz)
Автор Оля Степанян
08 мая 2019
С 11 мая по 24 ноября в Венеции пройдет биеннале современного искусства. Главная «фишка» выставки в этом году — большинство павильонов отдали на откуп художницам. Рассказываем, каких еще сюрпризов ждать от 58-го смотра совриска.
58-я Венецианская биеннале озаглавлена May You Live in Interesting Times, что в русском варианте звучит как назидание: «Чтоб вам жилось в интересное время», но на деле является выдуманным древнекитайским проклятием «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
Куратор биеннале Ральф Ругофф — художественный и литературный критик, директор лондонской Hayward Gallery — растолковывает тему так: «Искусство должно помогать принимать решения в эпоху неопределенности, когда любые новости и факты могут оказаться фальшивыми».
Неофициальное название выставки не менее интересно: ее уже нарекли Biennale Donna — женская биеннале, потому что помогать публике принимать эти самые непростые решения будут в первую очередь художницы. И хотя говорить об эпохе победившего феминизма пока рано, он господствует в павильонах большинства стран-участниц.
Например, в павильоне Австрии расквартировалась знатная арт-феминистка Рената Бертльманн, в 1979-м шокировавшая публику перформансом «Беременная новобрачная с кошелем для подаяний». Художница, изображая девушку в отпугивающей маске, просила милостыню для «реликвии» — фаллической фигурки.
Именно за неугасающую провокационность Ренату и пригласили на биеннале.
Франция в лице Лор Пруво будет баловать мультимедиа-проектами. Пруво прославилась в 2013 году как «художница поколения Instagram» — она монтирует динамичные видео, изображающие скорее эмоции, чем действия.
Отличится и Австралия. Анжелика Месити вспомнила о старенькой стенографической «машине Микела», сконструированной на основе клавиш фортепиано, и тоже решила смиксовать звук и текст, только наоборот: превратив поэму «Быть написанным на другом языке» в музыкальное произведение. Многообещающий перформанс «Ассамблея» готовила огромная команда танцоров, музыкантов и саундпродюсеров.
За российский павильон в этом году отвечает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он привезет в Венецию коллаборацию режиссера Александра Сокурова со студентами Института живописи, архитектуры и скульптуры им. Репина и инсталляцию «Фламандская школа» петербургского сценографа Александра Шишкина-Хокусая.
Общую экспозицию озаглавили «Евангелие от Луки 15:11−32». Третий год подряд отечественный павильон активно поддерживает «ЦУМ Art Foundation».
В конце мая фонд закатит торжественный ужин в ДЛТ с Михаилом Пиотровским, Александром Сокуровым и Александром Шишкиным-Хокусаем, а в июле откроет экспозицию, перекликающуюся с венецианской.
ГМИИ им. Пушкина рука об руку с фондом Stella Art Foundation облюбовал церковь Сан-Фантин. Выставка «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто» — важная глава масштабного проекта «Пушкинский XXI», объединяющего совриск и классику.
Символично, что в церкви хранилась работа самого Тинторетто, венецианского живописца эпохи позднего Ренессанса, а теперь святые стены примут работы его эпигона Эмилио Ведовы, а также современных художников — Дмитрия Крымова, !Mediengruppe Bitnik, Гэри Хилла и Ирины Наховой. Марина Лошак и Ольга Шишко — кураторы проекта (они настаивают именно на слове «проект», а не «выставка») — гордо именуют затею «арт-мессой» и обещают, помимо живописи и инсталляций, устроить перформансы, провести экскурсии и организовать тайное сообщество виртуальной реальности.
Третьяковская галерея привезет в Палаццо Фоскари суровую живопись Гелия Коржева, участвовавшего в биеннале в 60-х. Выставка так и называется — «Гелий Коржев. Возвращение в Венецию».
У Украины две радости: во-первых, с «индивидуальной программой» от страны выступит поборница паблик-арта Жанна Кадырова. Во-вторых, украинский павильон впервые расположится на центральной площадке биеннале — в Арсенале.
Курирует его «Открытая группа» — объединение львовских художников Юрия Билея, Антона Варги, Павла Ковача и Станислава Турины. Они придумали перформанс «Падающая тень «Мрии» на сады Джардини»: на открытии биеннале в небо взмоет мощнейший транспортный самолет Ан-225 «Мрия», который облетит город и отбросит тень на знаменитый парк.
На борту самолета будет находиться жесткий диск с информацией об украинских художниках — участниках проекта.
Сады Джардини — одна из двух главных площадок биеннале. Парковая зона по приказу Наполеона Бонапарта раскинулась недалеко от Дворца дожей.
В 1894 году здесь возвели Pro Arte — центральный (и до 1907 года единственный) выставочный павильон. На второй площадке биеннале — Арсенале — до 1980 года строили и оснащали военные корабли.
Потом символ экономической мощи Италии переквалифицировался в символ мощи архитектурной и живописной.
Помимо основной программы
Арт-директоры Пьер Паоло Скельзи и Валентина Джойя Леви возвели арт-квартал с галереями и тремя выставочными павильонами Giudecca Art District на острове Джудекка (да, прямо по соседству с Элтоном Джоном и Миуччей Прадой).
Их резиденции слегка потеснили арт-центр Giudecca Art District Gallery & Garden, павильоны Нигерии, Исландии и Эстонии и еще шесть галерей, включая Studio la Città, Chiesa delle Zitelle, Starak Foundation, Spazio Bullo.
В пространстве V-A-C Zattere российские и зарубежные художники (Джоана Аджитомас и Халил Джорейдж, Дарья Иринчеева, «Куда бегут собаки») озадачатся функцией времени в XXI веке.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Препарировать секунды, минуты и часы будут комплексно: сначала представят 13 работ, осмысливающих разработку искусственного интеллекта и инженерные чудеса Древнего Египта, затем устроят сеанс быстрых знакомств, откроют кафе, где говорят о смерти (death cafe), и, наконец, отправятся исследовать окрестности пешком.
И конечно, стоит посмотреть на поднятые со дна, вычищенные останки рыболовецкого судна, перевозившего мигрантов и затонувшего в 2015 году. Его выставляют в Арсенале как инсталляцию художника Кристофа Бюхеля.
Венецианская биеннале и эпоха перемен. Гид по локациям и мероприятиям — 2019
58-я Венецианская биеннале, стартовав 11 мая, будет работать до 24 ноября 2019 года. Ее тема звучит так: «Чтоб вы жили в интересные времена» (May you live in interesting times). Что преподносит культовый форум международного искусства и что смотреть в этом году? Давайте разберемся!
Гид по локациям и мероприятиям — 2019″ class src=»https://arthive.net/res/media/img/oy400/article/1a2/684193.jpg»>
Уже «Первая Международная художественная выставка в Венеции», прошедшая в 1895 году, была успешной: она собрала 224 тысячи зрителей. Спустя 122 года, в 2017-м был установлен рекорд популярности мероприятия: 57-я Венецианская биеннале вызвала интерес у 615 тысяч посетителей.
58-я Международная художественная выставка, иначе — Венецианская биеннале, — пройдет с 11 мая по 24 ноября 2019 года; предварительные закрытые мероприятия намечены с 8 по 10 мая. Именно в эти дни делается львиная доля фото со «звездами» первой величины. Бианнале стартует ярко: устраиваются пышные приемы в центральном и национальных павильонах, шумные вечеринки, гламурные тусовки, мелькают знаменитые художники, галеристы и арт-дилеры, актеры и режиссеры — все это сопровождает открытие самой известной выставки современного искусства
Центральное мероприятие биеннале — церемония награждения победителей (объявление всех лауреатов и вручение почетного «Золотого льва» — 11 мая 2019 года). Присуждают главные призы: «Золотого льва», лучшему художнику и лучшему проекту из представленных в национальных павильонах. Есть и «Серебряные львы», и специальный приз жюри.
Куратор биеннале 2019 года — Ральф Ругофф (Ralph Rugoff), в настоящее время директор лондонской Hayward Gallery, художественный и литературный критик.
В выставке примут участие 79 художников со всего мира.
Будет работать 91 экспозиция национальных участников — в садах Джардини, в Арсенале, а также в историческом центре Венеции.
В нынешнем году пять стран будут впервые участвовать в художественной биеннале: Алжир, Гана, Мадагаскар, Малайзия и Пакистан, а Доминиканская Республика впервые представит экспозицию в новом национальном павильоне.
Любопытно, что традиционный русский перевод темы нынешней Биеннале — «Чтоб вы жили в эпоху перемен» — не имеет никакого отношения ни к китайским традициям, ни к Конфуцию, как традиционно считалось прежде у поклонников практики фэн-шуй (подробнее — здесь).
В китайском варианте наиболее близко звучит цитата из сборника рассказов 1627 года — «Воистину, лучше быть собакой в мирное время, чем человеком во время войны.
» А фраза «May you live in interesting times», которая стала темой 58-й Биеннале, относится, скорее, к английской традиции; известно, что ее любил использовать в своих выступлениях британский государственный деятель Джозеф Чемберлен.
«Ранние пташки»до 31 марта приобретают билеты по 21 евро, которые дают возможность в течение дня посетить экспозицию в Джардини и в Арсенале. Позже за билет надо будет заплатить 35 евро с человека за день. Если вы едете в Венецию исключительно ради Биеннале, возможно, вам будет удобнее приобрести Акрредитационный билет на неделю — его стоимость 85 евро на человека. Все варианты билетов — здесь. Пока неясно, будет ли взиматься дополнительный сбор в 10 евро для туристов, прибывших на круизных лайнерах — подробности в нашей публикации.
Время работы (Джардини, Арсенале): все дни с 10 утра до 6 вечера, кроме понедельников (за исключением 13 мая, 2 сентября, 18 ноября).
Главные мероприятия Венецианской биеннале традиционно проходят на двух главных площадках: в садах Джардини и в Арсенале.Сады Джардини — зеленая парковая зона, расположенная в исторической части города рядом с площадью Сан-Марко и Дворцом Дожей, которая была создана по приказу Наполеона Бонапарта. С 1895 года сады Джардини стали постоянным местом проведения Венецианской биеннале.До 1905 года все выставки проводили в одном павильоне (сейчас — Центральный павильон): здание «Pro Arte» построили по заказу Венецианского муниципалитета в 1894 году по проекту Энрико Тревизанато. После успешного старта руководство выставки предложило странам-участницам выстроить в Джардини собственные павильоны. Первый павильон открыла Бельгия в 1907 году, теперь же национальных павильонов 29 — они были спроектированы ведущими архитекторами ХХ века с учетом национальных особенностей экспонентов.
Когда-то Арсенал был крупнейшим производственным центром Венеции, символом экономической, политической и военной мощи города. В 1980 году, во время 1-й Международной архитектурной выставки Арсенал стал выставочной площадкой Биеннале — да так ею и остался.На территории Арсенала расположены павильоны 23 стран, в том числе и самой Италии. Старинные здания, построенные в конце XVI века, были спроектированы архитектором Антонио Да Понте — создателем знаменитого моста Риальто.
На Венецианской биеннале свое искусство представляют «Национальные участники» (в 2018 году их 91, локации — Джардини, Арсенале и историческая часть города), а также отдельные художники (79 художников из разных стран мира, Джардини и Арсенале).
В рамках параллельной программы биеннале традиционно проходят и так называемые «сопутствующие выставки», от ретроспективы уже культового немецкого художника Георга Базелица (впервые ныне живущий художник представляет свои работы в Музее академии) до показа (экспозиции? Действа?) Шарлотты Прождем, обладательницы Премии Тернера-2018. Напомним, главный приз британского искусства она получила за свой поэтический фильм Bridgit, снятый на iPhone. Также в специальной выставочной программе — представление работ всех номинантов, вошедших в шорт-лист Future Generation Art Prize 2019.
Дэмиен Хёрст. Статуя обезглавленного демона высотой в 16,5 метра в атриуме Палаццо Грасси. © Damien Hirst and Science Ltd.
Дэмиен Хёрст, «Гидра и Кали, обнаруженные четырьмя водолазами». Christoph Gerigk © Damien Hirst and Science Ltd.
Дэмиен Хёрст, «Каменный календарь». Miguel Medina / AFP / Getty Images
Из активностей этого года — уже успевший наделать шума проект «57 вариаций» (57 Varieties) американского художника-концептуалиста Алекса Да Корте (Alex Da Corte). Его занимает «мифология потребления», а свои идеи он выражает в живописи, скульптуре, инсталляции и видео. В новом шоу художник «примеряет» на себя облики идолов, персонажей поп-культуры.Посетителей биеннале ждут два специальных проекта, созданные художниками по заказу оргкомитета и куратора Ральфа Ругоффа.Итальянка Людовика Карботта, исследующая городские пространства, создаст свой проект в крепости Маргера в Местре близ Венеции, а полька Марыся Левандовска, которая работает в Лондоне и в своем творчестве исследует общественные функции архивов, музеев и выставок, представит в павильоне прикладного искусства Арсенала экспозицию, созданную в сотрудничестве с Венецианской биеннале и Музеем Виктории и Альберта.
- Храфнилдор Арнадоттер (Исандия). Shoplifter
- Кэти Уилкс. Untitled (2012). MoMA PS1. Фото Pablo Enriquez
Многие страны будут представлять женщины-художники. Так, от Франции современные достижения искусства представит мультимедиа-художница Лор Пруво — лауреат Премии Тернера 2013 года. Из Австрии приедет Рената Бертльман, знаковая фигура арт-феминизма. От Великобритании в Венецию поедет художница из Северной Ирландии Кэти Уилкс, от Ирландии — Ева Ротшильд. Нидерланды привезут экспозицию трех мастеров — выходцев из Суринама: Стэнли Броун (1935−2017), Ирис Кенсмил и Реми Юнгерман, подчеркнув таким образом понятие национальной идентичности.
Российскую экспозицию на Венецианской биеннале представляет директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Как отметил Пиотровский, в работе павильона примет участие кинорежиссер Александр Сокуров, автор кинолент об Эрмитаже и Лувре, в коллаборации со студентами Института им. Репина. Известно, что в Венецию привезут инсталляцию «Фламандская школа» петербургского художника и сценографа, неоднократного лауреата театральных премий Александра Шишкина-Хокусая, созданную по мотивам картин Брейгеля, Йорданса и Снайдерса. Для того, чтобы выстроить в российском павильоне декорации выставки, были приглашены мастера из Большого драматического театра им. Товстоногова. Общая экспозиция получила название «Евангелие от Луки 15:11−32».
Дмитрий Крымов. Видеоинсталляция для выставки ГМИИ им. А. С. Пушкина «В конце пребывает начало». ГМИИ им. А.С.Пушкина. Источник.«Интересные времена» для гостей биеннале также представит ГМИИ им. Пушкина совместно со Stella Art Foundation — их проект «В конце пребывает начало…» будет работать в церкви Сан-Фантин с 10 мая по 10 сентября 2019 года.
В экспозиции — работы современных русских художников Дмитрия Крымова, Ирины Наховой, Гарри Хилла и! Mediengruppe Bitnik. Зрители увидят полотно Якопо Тинторетто и работу итальянского абстракциониста Эмилио Ведовы. А в Палаццо Фоскари развернется выставка «Гелий Коржев. Возвращение в Венецию», которую организует Государственная Третьяковская галерея.
Все фото проекта — hyperallergic.com
Интригу преподносит Национальная экспозиция Австралии: какая связь между старинным инструментом 19 века — стенографической «машиной Микела», смоделированной на основе клавиатуры пианино, — выборами и, собственно, музыкой? Анжелика Месити (Angelica Mesiti) представляет выставочный проект «Ассамблея», где идет «от обратного».
Если изобретателя машины, которую более столетия использовали в Сенате Италии, на ее создание вдохновила музыка, то почему бы не представить музыку, которую можно получить из буквенных кодов? Было решено сделать «машинный перевод» поэмы под названием «Быть написанном на другом языке» известного австралийского писателя Дэвида Малуфа на язык музыкальный.
Результаты представляют, конечно же, музыканты.
Кураторами Украинского павильона стала «Открытая группа» — художественное объединение Юрия Билея, Антона Варги, Павла Ковача и Станислава Турины, которые подготовили проект «Падающая тень „Мрии“ на Сады Джардини». По замыслу художников, во время открытия биеннале самолет Ан-225 «Мрия» (Мечта) должен был пролететь над Венецией, и тень этого крупнейшего и самого мощного в мире транспортного самолета на несколько секунд упала бы на Сады Джардини. На его борту — жесткий диск с информацией обо всех художниках Украины, которые согласились принять участие в перфомансе (поать заявку мог любой желающий до 10 апреля) — так конкурсная концепция «исключения» изменилась на всеобъемлющий принцип «включения».Сам полет и миф вокруг него (мифология создается и фактом «неполета», как получилось в итоге, и мероприятиями с демонстрацией видео и чтением вслух текстов в павильоне) и являются наполнением украинского национального проекта на 58-й Венецианской биеннале.
К слову, впервые за всю историю украинский национальный павильон представлен на центральной площадке — в здании Арсенала. А среди «индивидуальных» выставок художников представительницей Украины — Жанна Кадырова.
В общем, Венецианская биеннале — это всегда тот еще калейдоскоп. А «интересные времена» шоу 2019 года сулят еще и «раздвоение личностей»: впервые Арсенал и Джардини представляют отдельные экспозиции, с каждым художником в обеих локациях. Так что посетителей ожидает еще и небезынтересный квест.Подготовлено по материалам labiennale.org, artnet.com, theartnewspaper.ru, собственным публикациям Артхива.
Что показывают на биеннале современного искусства
В Венеции открылась биеннале современного искусства. Российский павильон в этом году посвящен Эрмитажу — его готовили художник Александр Шишкин-Хокусай, режиссер Александр Сокуров и студенты Академии художеств. 11 мая на биеннале назвали лучшие работы.
Какие инсталляции можно увидеть в павильоне России, как выглядит опера-перформанс с отдыхающими на пляже, которая получила «Золотого льва», и что в церкви Сан-Фантин представил Пушкинский музей? «Бумага» рассказывает, как проходит Венецианская биеннале.
В этом году тема биеннале — «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Куратором выступает директор лондонской галереи «Хейворд» Ральф Ругофф.
В выставке принимают участие около 80 художников со всего мира и 90 национальных проектов. Основные события проходят в садах Джардини и Арсенале. А на острове Джудекка на время биеннале открылся целый арт-квартал с галереями, выставочными пространствами и тремя национальными павильонами. Они расположились по соседству с домами Элтона Джона и Миуччи Прады.
Так выглядит павильон России. В этом году его курирует Эрмитаж.
Инсталляции для павильона подготовили художник и сценограф Александр Шишкин-Хокусай и режиссер Александр Сокуров. Оба они, как и куратор Семен Михайловский, — из Петербурга.
Работа Сокурова посвящена картине «Блудный сын» Рембрандта из коллекции Эрмитажа. Мультимедийную инсталляцию режиссер создал вместе со студентами Академии художеств.
Кристина Березовская
А инсталляция «Фламандская школа» Шишкина-Хокусая создана по мотивам работ из коллекций фламандской и голландской живописи Эрмитажа.
Кристина Березовская
На входе в павильон — еще одна отсылка к музею: слепки ног атлантов, украшающих портик Нового Эрмитажа на Миллионной улице.
Кристина Березовская
На биеннале в Венеции также можно увидеть проект московского Государственного музея имени Пушкина — «В конце пребывает начало». Он представлен в параллельной программе.
Проект, подготовленный совместно со Stella Art Foundation, показывают в церкви Сан-Фантин. В него вошли работы современных художников Дмитрия Крымова, Ирины Наховой, Гэри Хилла и !Mediengruppe Bitnik. Они посвящены 500-летию со дня рождения итальянского художника Тинторетто.
11 мая на Венецианской биеннале вручили награды. «Золотой лев» за лучшую экспозицию достался павильону Литвы за оперу-перформанс «Солнце и море (Марина)». Работа посвящена проблеме антропогенного изменения климата.
Лучшим художником был признан Артур Джафа из США. Он представил видеофильм «Белый альбом», посвященный расовым проблемам, и скульптуры из шин.
Специальный приз получила Бельгия. В павильоне представлены несколько автоматических кукол, изображающих людей разных профессий. Жюри отметило «альтернативный взгляд на недооцениваемые аспекты социальных связей в Европе».
View this post on Instagram
Редакция одного модного журнала подсчитала, что если посетители биеннале в Венеции потратят 10 минут своего времени на каждый павильон, то на просмотр всей выставки у них уйдёт 15 часов 10 минут (без затрат на очереди и перемещения, конечно!) Очереди куда-либо — это, пожалуй, одна из самых самых обсуждаемых особенностей 58-ой @labiennale , тем не менее, мне за свои 2,5 дня все же удалось охватить основное и хочется поделиться личными фаворитами национальных павильонов и не только )) Наверное, мой #1 — Павильон Бельгии в Джардини, кстати, это самый первый Национальный павильон, появившийся на биеннале, он был открыт в 1907 году. Экспозиция от #josdegruyter #haraldthys под названием Mondo Cane представляет картинку-состояние общества. В центре экспозиции: театр из автоматически действующих кукол, каждый из которых выполняет своё ремесло: кто-то — музыкант, кто-то точильщик ножей или прядильщица (все они — воплощение образов фольклора старой Европы). По сторонам — за решетками — их окружают другие группы персонажей, ещё сильнее напоминающие зомби, психов, или вообще воплощение смерти со струпьями и крысами, доедающими крошечки. Это два параллельных мира, которые не встречаются, но при этом сосуществуют. Зритель как турист, может не только совершить променад, но и заодно провести собственный антропологический анализ происходящего. #belgiumpavilion #labiennaledivenezia2019
A post shared by Galina Leontieva (@galinaleontieva) on May 13, 2019 at 1:00am PDT
«Золотого льва» за вклад в искусство вручили американскому скульптору и поэту Джимми Дарему, который на протяжении более чем 50 лет находил «новые, изобретательные и убедительные способы борьбы с политическими и социальными силами, которые сформировали наш мир». Вот так выглядит работа скульптора.
Одна из самых эффектных работ — The Death of James Lee Byars, которая представлена в параллельной программе. Фото инсталляции с золотом часто публикуют в инстаграме.
Венецианская биеннале продлится до 24 ноября.
Фото на обложке: Biennale di Venezia
История о том, как мы организовали выставку во время биеннале в Венеции — Личный опыт на vc.ru
В пандемию российские профессионалы практически перестали участвовать в международных мероприятиях. Визы, санитарный контроль и расходы на всевозможные тесты практически закрыли границы.
Мой сын Александр Забегин – фотограф, я по моему основному образованию – ветеринарный врач и параллельно много лет работаю главным редактором ветеринарного журнала.
Хотим рассказать, как нам удалось организовать персональную выставку работ моего сына в Венеции во время архитектурного биеннале 2021.
{«id»:323290}
Biennale Architecttura 2021 – событие, которое привлекает более 300 тысяч посетителей ежегодно. В этом году оно проводилось в 17 раз (в прошлом все было отменено) и посвящено связи человека с природой.
Как мы получили приглашение?
Мой сын – Александр Забегин – с 12 лет фотографирует лошадей. Конный мир очень небольшой, особенно когда мы говорим об искусстве и, в частности, фотографии. Мы всегда хотели иметь возможность показать его работы за рубежом, и раньше это получалось довольно часто (мы неоднократно делали его выставки во Франции и ОАЭ).
Пандемия сформулировала новые векторы в коммуникациях: забота об окружающей среде и гармоничное существование мира технологий с животным миром. Это отразилось и на сфере искусства. И мы поняли, что этот шанс упускать нельзя.
В середине октября в Италии проходила масштабная арт-выставка ArtVerona. Я аккредитовалась на нее как журналист. К этому времени у меня уже была шенгенская виза, а пресс-аккредитация на мероприятие являлась веской причиной для въезда в страну.
Дальше: покупка билета на самолет, бронь отеля, ПЦР тест (не позднее, чем за 48 часов до въезда в Италию). На входе в павильон Veronafiere – очередной ПЦР-тест и, по моей аккредитации, которую мне прислали заранее на почту и в которой тоже есть свой куар-код, я спокойно вошла на выставку.
На выставке я обошла множество галерей, отсняла много материала для своего журнала об искусстве анималистического жанра и параллельно собирала мнения галеристов о работах моего сына. Показывала печатный каталог его работ, фотографии с айпада, и две галереи предложили сотрудничество. Одна из них располагалась в «эпицентре» Biennale Architecttura 2021, которая в тот момент уже шла в Венеции.
Участие в Биеннале Не теряя времени, так как до окончания Биеннале оставалось всего 4 недели, мы с сыном отобрали в Москве фотографии для выставки. Спустя семь дней они вернулись из печати, и я улетела в Венецию по бизнес-приглашению от галереи.
По прилету мы с владельцем галереи пошли в багетную мастерскую и отдали фотографии на оформление. К вечеру они были в красивых в рамах и приплыли к нам по каналам на лодке.
Утром все развесили и в обед начали принимать посетителей.
В маленькой типографии неподалеку мы напечатали афиши, и я разнесла их по всем отелям, расположенным вдоль набережной от Gardini Biennale до площади San Marco. Консьержи отелей с радостью принимали афиши и размещали на самых выигрышных местах, где посетители могли их видеть, абсолютно бесплатно.
В галерее мы завели Guest-book для отзывов.
Сейчас мы рассматриваем два предложения о сотрудничестве по поводу проведения выставки во Франции и других городах Италии.
Совет творческим людям: ничего не бойтесь, верьте в себя и обязательно продолжайте работать! Терпение и труд все перетрут, а везет тому, кто сам везет.
Главные женщины 58-й Венецианской биеннале – художницы и их кураторы
В этом году впервые за более чем вековую историю Венецианской биеннале в ней участвует равное число мужчин- и женщин-художников. Арт-индустрия, долгое время считавшаяся преимущественно мужской территорией, наконец обретает гендерный баланс.
Художницы со всего мира представляют работы и в основном проекте, и в национальных павильонах. Среди них — Ларисса Сансур из Дании, Крис Лемсалу из Эстонии и Инчи Эвинер из Турции.
Не обошлось и без женщин-кураторов: так, Катерина Грегос, художественный директор нескольких биеннале, отвечает за хорватский павильон, а писательница и режиссер Нана Офориатта Айим — за ганский, который впервые участвует в таком важном арт-смотре.
Из 87 национальных павильонов 17 представлены женскими тандемами художниц и кураторов — из Германии, Аргентины, Саудовской Аравии и других стран. Почему это важно? Каждой из них, чтобы попасть на Венецианскую биеннале, пришлось преодолеть множество гендерных предубеждений.
Менее десяти лет назад на вопрос, почему в высшем эшелоне арт-индустрии совсем нет женщин, художник Георг Базелиц (чье творчество в этом году чествуют ретроперспективой в венецианской Gallerie dell’Accademia) ответил: «Просто они не умеют хорошо рисовать. Это факт».
К счастью, мир искусства меняется, и далеко не все придерживаются того же мнения.
Австралия
Куратор Джулиана Энгберг о работе с художницей Анжеликой Месити, автором киноинсталляции на тему невербальной коммуникации
«Я узнала об Анжелике, когда увидела ее работу Rapture (2009) в Сиднее. Позже Австралийский центр современного искусства, где я тогда была художественным руководителем, пригласил ее для совместного проекта.
Анжелика пришла к нам обсудить концепцию, которая впоследствии воплотилась в инсталляции Citizens Band (2012), и я сразу поняла: это гениально. В ней было столько гуманизма, трогательная история жизни людей на задворках общества, рассказанная универсальным языком музыки и жестов.
У этой работы явный философский подтекст, и, в отличие от большинства австралийских художников, которые относятся к искусству с аналитической холодностью, Анжелика вкладывает в него много эмоций, делая его одновременно меланхоличным и оптимистичным.
Такое проявление эмпатии отразилось и в других ее работах: сперва в Mother Tongue (2017), а теперь — в Assembly, которую она представляет на 58-й Венецианской биеннале. Тема последней — необходимость общества объединиться.
Анжелика считает, что современный мир находится в состоянии кризиса: слом и падение демократии, нетолерантное отношение к «другим». Зашифровав поэму в музыкальном произведении, Анжелика создала полифонический мир, где индивид и общество объединяются, становятся символом демократии. Это мир, сформированный звуками и воображением будущего поколения».
Джулиана Энгберг — куратор и писательница, которая живет и работает в Мельбурне.
В прошлом — директор и уполномоченный представитель European Capital of Culture Aarhus 2017, художественный руководитель 19-й Сиднейской биеннале, Мельбурнской международной биеннале и Австралийского центра современного искусства, куратор программ визуального искусства международных фестивалей в Эдинбурге, Мельбурне и Аделаиде.