3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta

XR (Extended Reality, расширенная реальность) — технология, которая позволяет погрузить человека в виртуальное окружение. Взаимодействовать с ним можно только при помощи смартфона, планшета или компьютера. Среда выстраивается на основе данных с видеокамер, передающих на экран изображение.

Декорации для съёмки XR-проекта состоят из LED-экранов. Технология расширенной реальности достраивает окружение за границами этих экранов, дополняя изображение настолько, насколько его позволяет захватить камера.

3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta

Изображение: studiogiggle

XR также использует AR-технологии (Augmented Reality, дополненная реальность) — они позволяют внедрять объекты, которые перекрывают актёра. Например, в виртуальной студии появляется автомобиль, с которым человек может взаимодействовать: он заходит за него, обходит вокруг — и у зрителя сохраняется ощущение его присутствия в кадре.

Датчики на камерах позволяют всегда снимать объекты дополненной реальности в нужной перспективе, чтобы зрителям всё казалось максимально правдоподобным. Куда бы камера ни повернулась, датчики подстраивают графические элементы в кадре под нужный ракурс.

3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta

Изображение: Zoran Pajic / Shutterstock

Чаще всего XR используют в прямых трансляциях, онлайн-концертах, виртуальных студиях телепрограмм и презентациях продуктов. Если вместо хромакея («зелёного экрана») использовать LED-экран, можно добиться эффекта реалистичного света. Например, на экранах появляется закатное солнце — и свет от них даёт правильные блики на объекты и людей вокруг.

Эту же технологию используют и в кино, но в усечённом варианте. Для кинопроизводства немаловажен тот факт, что благодаря XR участники видят на съёмочной площадке не просто хромакей, а оператор и режиссер могут поправить картинку в прямом эфире. Однако в кино обычно не используют пол из LED-экранов, а вместо него ставят реальные декорации — землю, элементы интерьера и другие предметы.

В 2020 году Билли Айлиш провела первый в мире виртуальный концерт, для которого Sila Sveta создала специальные декорации: для каждой песни разработали свой виртуальный мир. Например, когда Билли исполняла трек ilomilo, она оказывалась в подводном мире с огромными акулами, и всё это происходило в прямом эфире.

3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila SvetaИзображение: Sila Sveta / Moment Factory / Billie Eilish3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila SvetaИзображение: Sila Sveta / Moment Factory / Billie Eilish

3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta
Изображение: Sila Sveta / Moment Factory / Billie Eilish

Технология XR активно применяется и на презентациях автомобилей. Американская креативная студия MBA создает моушн-дизайн для Kia, Honda и Hyundai. В презентациях благодаря XR автомобиль движется, но на самом деле на экранах просто меняются декорации.

3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila SvetaИзображение: Martin Brinkerhoff Associates

Раньше производителям кино приходилось работать на фоне зелёного экрана. Сейчас с помощью XR и огромных LED-экранов на съёмочной площадке выставляют уже готовые 3D-изображения, чтобы перенести героев в виртуальную реальность. Lucasfilm сняла сериал «Мандалорец» по вселенной «Звёздных войн» полностью на XR.

3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila SvetaИзображение: Industrial Light & Magic / YouTube

В кинопроизводстве такая технология помогает сэкономить время на постпродакшне, а актерам — глубже погрузиться в роль. С помощью XR сняли и многие сцены в фильмах «Книга джунглей»(2016) и «Король лев» (2019).

Самым громким кейсом в России стала презентация «Сбер Конф 2020», где компания презентовала свою экосистему и новые продукты. В ней приняли участие актёры, музыканты, блогеры и другие известные личности, а руководители каждого подразделения простым языком объяснили работу своих сервисов.

3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta

INTO: чем больше ты узнаешь, тем больше тебе открывается

В мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*, созданном студией dreamlaser в Нижнем Новгороде, завершила работу инсталляция студии Sila Sveta под названием INTO. За почти месяц, с 27 мая по 23 июня, интерактивная инсталляция, для которой были задействованы восемь Christie D4K40-RGB pure laser проекторов, привлекла около 12 000 гостей. 

Тема мультимедийной работы IN TO – познание. Авторы оттолкнулись от идеи, что мир сообразуется с возможностями освоения человеком действительности: чем больше мы изучаем предмет, тем сложнее картина, которая перед нами открывается.

Благодаря интерактивной проекции каждый из посетителей смог погрузиться в абстрактную вселенную, которая становилась видимой в зависимости от положения участника в пространстве и скорости перемещения.

 Площадь засвечиваемого пространства составила почти 600 кв. м.

Это уже второй показ работы INTO: впервые она была представлена на фестивале «Просвет» в Перми в конце прошлого года.

Как отмечают в Sila Sveta, этот опыт показал, что особенно радостно для команды создателей стало участие в инсталляции детей, которые удивлялись «магии», происходящей под их ногами.

Однако нижегородский опыт стал особенным, потому что в пространстве ЦЕХ были впервые задействованы проекторы ChristieD4K40-RGB, предоставленные студией dreamlaser из собственного парка оборудования.

Мурсал Мамедов, технический директор студии Sila Sveta, рассказывает: «Мы использовали восемь Christie D4K40-RGB проекторов, а также семь ИК-камер OptiTrack и 21 ИК-прожектор 18 Вт.Подача контента осуществлялась с сервера Disguise gx2c.

Данные с инфракрасных камер обрабатывались в программе трекере и передавались на сервер в графический блок программы Notch.

 Именно эта оригинальная программа трекер, разработанная нашим главным инженером Стасом Зенковым в среде TouchDesigner, «фишка» инсталляции».

Все проекторы были размещены на одной ферме длинной 46 метров и подвешены линзой в пол на высоте около 11 метров. Размещение было заранее смоделировано в софте Mapping Matter и собрано в AutoCAD вместе с остальными объектами.

  • 3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta
  • 3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta
  • 3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta

8-битный мир старой доброй игры SEGA

Илья Балакин, креативный директор студии Sila Sveta, отмечает, что идею инсталляции можно описать слоганом: чем больше ты знаешь, тем больше тебе открывается. «Идея должна была сработать для всех гостей инсталляции.

Чем больше собирается зрителей в одном месте, тем больше они способны увидеть за поверхностным слоем интерактива».Вдохновение для контента во многом почерпнуто из макромира, игр SEGA и положительного опыта прежних проектов.

 «Цветовая гамма из 8-битных игр, думаю, притягивает детей, ограничений по возрасту для посещения инсталляции не было», – говорит Илья. 

Звук поддерживает визуальную составляющую, но не отвлекает от нее. «Это похоже на то, как ты бродишь по своим мыслям. В той части сюжета, где посетитель проходит через лес, звук дорисовывает происходящее. Например гроза, дождь, ветер, получают еще одно измерение», –добавляет Илья.

Мурсал Мамедов рассказал о технической стороне создания контента: «Он состоит из пяти блоков в два слоя: верхний – real-time графика, нижний – prerender. Общая длительность – чуть более 15 минут. Пререндеренный контент воспроизводился на сервере Disguise.

Real-time контент создавался на основе данных о положении людей по следующей схеме: сервер с TouchDesigner захватывает картинку с камер Optitrack, проанализировав ее, программа трекер отдает координаты точек и маску в скомпилированный Notch Block, который крутится на сервере Disguise, и тот уже воспроизводит совместно пять блоков по тайм-линии». 

«Мы не использовали активные датчики для трекинга посетителей, а сделали алгоритм, позволяющий отследить движения неограниченного количества человек, вместо нескольких десятков. Суммарное разрешение контента составило 1640×7540 px.

 К сожалению, задействовать весь функционал проекторов не представилось возможным ввиду отсутствия серверов. Дело в том, что для генерации real-time контента в Notch в разрешении 4000х18400 px нужно было бы пять серверов Disguise gx2c (4– на рендер, 1 – на управление).

Но их всего в России штук 7–8, а у ребят из dreamlaser был свободен только один».

Почему именно RGB?

Техническая воплощение идеи на должном уровне – важнейшая часть любого мультимедийного проекта. «Можно создать уникальный контент, но воспроизвести его на блеклых проекторах с севшими лампами или на старинном светодиодном экране– впечатление с ощущениями потеряются», – говорит Мурсал.

– Проекторы Christie D4K40-RGB, пожалуй, сейчас лучшие в своем классе. Да и вообще, я, наверное, не видел картинки лучше, чем у этих проекторов. Я бы особенно отметил превосходную контрастность, практически невидимую сетку DLP матриц и великолепный черный.

И, конечно, замечательную особенность лазерных проекторов быть инсталлированными в свободной ориентации в пространстве».

«Мы специально выбирали такой интересный проект, который наконец покажет пространство цеха в полной мере, со всей его мощью и масштабом. Чтобы зрители посмотрели и поняли, что в центре Нижнего Новгорода находится такое уникальное место»,

– говорит Андрей Тубольцев, продюсер мультимедиа- арт пространства Цех.

Денис Чучко, коммерческий директор и со-основатель студии dreamlaser, объясняет, почему при расширении парка оборудования компания остановила выбор именно на технологии Christie RealLaser: «Christie D4K40-RGBстал первым видеопроектором с полноценным лазерным источником, а значит, – с действительно работающей и надежной RGB системой. Это модель, которую мы ждали, и как только появилась возможность еще в прошлом году, приобрели под проект первую партию из 16 штук. 

На практике оказалось, что D4K40-RGB превзошли наши ожидания, и получаемое изображение разительно отличается от созданного в любом другом совпадающем по номинальным характеристикам проекционном сетапе.

Мы успели испытать это оборудование в различных проектах: от 3D-мэппинга до проекции на декорации для рекламных ТВ-съемок. Оказалось, что ключевые характеристики – световой поток и разрешение – идеально сочетаются с задачами при съемках.

Плюс пиксельная маска при проекции практически незаметна глазу при близком рассмотрении и вообще не заметна видеообъективу (а так бывает далеко не всегда). И, конечно, работа в стандарте цветового охвата Rec.2020 – это то, за что дизайнеры контента, в том числе и мы, особенно оценили Christie D4K40-RGB.

Именно поэтому весной этого года мы еще больше расширили наш парк оборудования и теперь в арсенале dreamlaser целых 24 современнейших проектора с технологией Christie RealLaser».

  • 3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta
  • 3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta
  • 3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta

О пространстве ЦЕХ — мультимедиа-арт-пространство площадью более 1000 квадратных метров, созданное студией dreamlaser в бывшем печатном цехе в здании «Нижполиграфа».

Читайте также:  Ольга Ушакова: интервью о свадьбе на Кипре

Миссия проекта – сделать процесс представления медиаискусства в Нижнем Новгороде непрерывным, открыть диалог между широкой публикой и миром медиаискусства.

Афиша не ограничится выставочными проектами, также планируются аудиовизуальные концерты, паблик-токи и другие события.

ЦЕХ создан студией dreamlaser к 800-летию Нижнего Новгорода в сентябре 2020 года при поддержке АНО «Центр 800» и регионального правительства.

О студии Sila Sveta

Международная дизайн-студия, авторы инсталляций и мультимедийных шоу на главных мировых событиях аудиовизуального искусства.

За последние 13 лет команда Sila Sveta удивляла людей на сотнях событий: поставила «Лебединое озеро» на фасаде Большого театра, посвятила Малевичу футуристичное шоу на стенах Третьяковки и спроецировала самую большую в мире 3D-карту звездного неба на здание Минобороны, «прокачала» лазерами главную сцену музыкального фестиваля Outline.

Художники создавали инсталляции на нью-йоркской Таймс сквер, вместе с экспертами NASA участвовали в создании выставки в Космическом центре Хьюстона, срежиссировали 25-минутное мультимедийное шоу на открытии парка развлечений Trans Studio Cibubur в Джакарте.

Команда работает на ключевых событиях в музыкальной индустрии, за последние годы были созданы визуальное оформление сцены для североамериканского турне Дрейка, выступлений Ивана Дорна, группы «Ленинград» и «Мумий Тролля», делали графику для концертов на фестивале Coachella и видеоинсталляцию для бала Института костюма (Met Gala) в нью-йоркском Метрополитен музее.

Тэги:Christie, Outline, RGB

3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии

Журнал Wedding всегда следит за последними тенденциями в свадебной индустрии. Сегодня мы публикуем один из самых популярных материалов из нашего специального digital-номера. Cергей Барышников из компании Sila Sveta рассказал Wedding о мультимедийных технологиях, 3D-мэппинге и сценическом дизайне.

3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta

Мультимедиа-технологии – это набор инструментов, которые помогут воплотить в жизнь многие (если не любые) креативные задумки организаторов шоу, причем не так важно, о каком именно шоу идет речь. Это может быть и сценическая постановка, и презентация продукта, и крупный фестиваль, и, что в последнее время нередко и любопытно, свадьба.

Подчеркиваю – это инструмент, поэтому не стоит рассматривать вариант «взять всего и побольше» и рассчитывать, что технологии сами по себе произведут впечатление на гостей. Здесь нужен продуманный подход. Однако рынок действительно полон технических новшеств и необычных инструментов, способных сделать торжество по-настоящему запоминающимся.

3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta

Каждый этап в сценарии вечера может быть обыгран мультимедиа-инструментами, от входной группы и внешнего фасада здания, где проходит торжество, до оформления сцены, подарков гостям, специальных развлекательных и фотозон, и даже декорирования свадебного торта.

Говоря о последнем, интересным трендом становится проекция на торт — с помощью технологии 3D-мэппинга (проецирования изображений на объемные предметы) его можно превратить в настоящий арт-объект, как чисто декоративный, так и рассказывающий целые истории с помощью фото и видео-контента.

Тот же 3D-мэппинг применим и для гораздо более крупных форм — проекционное шоу на фасаде здания, вдохновленное историей любви главных героев вечера, будет смотреться особенно эффектно, если свадьба проходит на территории исторической усадьбы или, к примеру, в собственном большом семейном доме. Если масштабы и бюджеты позволяют, большое мультимедиа-шоу может стать альтернативой или дополнением к свадебному фейерверку.

Гостям наверняка понравятся мультимедийные фотозоны: вместо привычных баннеров с именами молодоженов можно разработать интерактивные фото- и видеостудии, где каждый сможет создать свой уникальный портрет, который тут же отправится в социальные сети.

3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta

Технологий действительно много, и все, что сегодня используется в индустрии мультимедиа, в том или ином виде теоретически применимо и для свадеб.

Фантазия ограничивается только возможностями пространства и доступными бюджетами.

В остальном — лазеры, свет, светодиодные и проекционные решения, кинетические инсталляции, дроны-официанты, роботы-манипуляторы в роли барменов (и это не шутка) — все к вашим услугам.

  • О других новых технологиях, которые можно использовать на свадьбе, читайте в нашем обзоре.
  • медиа-архив Sila Sveta, Игорь Булгак, Сергей Запорожец.
  • Изис Эль Саббах.

Светить всегда, светить везде: в чем сила дизайн-студии Sila Sveta

Команда Sila Sveta — мультимедиапередовики, чародеи световых, видео- и аудио-инсталляций, уже одиннадцатый год делают мир ярче (в прямом смысле этого слова).

Именно эти 80 смельчаков возвели Вавилонскую башню на Центральном павильоне ВДНХ, там же заставили мультимедийного Маяковского читать «Облако в штанах», в сцепке с канадским режиссером Гордоном фон Штайнером придумали видеоинсталляцию для Met Gala, сделали десяток космических презентаций Audi, Lamborghini, Samsung, подготовили монументальную проекционную ретроспективу по случаю 60-летия гостиницы «Украина», а за последние полгода успели поразить Запад невиданным оформлением тура Дрейка Scorpion, LED-экранами посреди Таймс-сквер и дропом кроссовок на показе Palm Angels.

3D-мэппинг и другие мультимедийные технологии: рассказывает Sila Sveta

Александр Ус Креативный директор компании Sila Sveta

Мы встречаемся с Александром в светлом двухэтажном офисе на Болотной набережной, где царит творческая нерушимая тишина. Когда глобальные проекты расписаны на полгода вперед — тут не до смеха и прокрастинации. А еще относительно недавно, в 2011-м, команда сильно меньше нынешней ютилась в каморке в «Крыше мира» и собственноручно собирала слайдовые проекторы.

Раньше вообще все было иначе. «11 лет назад, когда мы только возникли, в Москве существовала единственная компания, работающая со слайдовыми проекторами, — вспоминает креативный директор Sila Sveta Александр Ус. — Были еще люди, работающие с видеопроекторами, — делали чистый госкорпорат. Обслуживали городские мероприятия, выводили картинки на экраны с помощью проекторов.

Ни о каком 3D-мэппинге, допустим, в России не слышали». О своих первых проектах Ус говорит исключительно иронично: до сложнейших и впечатляющих перформансов Sila Sveta тренировались на стрелке Васильевского острова — проецировали шарики, елочные игрушки, картины Репина и Васнецова. А Останкинскую башню и вовсе расцветили винтовками по заказу ВГТРК.

«Без слез не взглянешь», — лаконично резюмирует самокритичный Ус.

Сегодня постоянные участники фестиваля «Круг света» и бессменные любимцы зрителей могут себе позволить отказаться от сотрудничества с городом или свести его к минимуму.

«В какой-то момент наши работы стали вполне конкурентоспособными для того, чтобы выводить их на западный, а затем и на мировой рынок, — объясняет Ус.

— Начали писать просто всем: «Посмотрите, что мы умеем!» Постепенно работы стали шерить американские и европейские паблики — появились иностранные клиенты, которых сегодня подавляющее большинство».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Интересуюсь у Уса, каких зрелищ требуют эти западные клиенты, какие тренды по части светового оформления диктуют. Оказывается, что визуалы помешались на свете — уважают его куда больше картинки.

Ренессанс лазеров, от которых еще пару лет назад все морщились, идет полным ходом. Также новая любимая игрушка оформителей — LED-экраны с сочнейшей цветопередачей и практически магическими способностями. «Глобальный тренд — усложнение, — продолжает мой собеседник.

— 3D-мэппингом уже не удивишь — теперь запрос на слияние света, графики и физических явлений. Например, в контенте девушка сдувает пыль с ладони — и пыль в прямом смысле вылетает за пределы экрана, к зрителю. Или парит на контенте тряпка — и перелетает в аудиторию.

Эдакая микс-реальность. Наши фантазии становятся более доступными, тактильными».

Второй тренд касается презентаций техники и особенно автомобилей. Тут тон задали Россия (понятно благодаря кому) и Китай: приноровились превращать стандартный выезд новенькой модели в спектакль с завязкой, кульминацией и развязкой. «Для Америки это непостижимо, — улыбается Александр.

— У них все похоже на TED Talks: на сцене висит большой экран, к нему выходит спикер, зачитывает скучнейшие характеристики, с тачки сдергивают брезент, направляют на нее луч света, и все — овации. Зато США без боя побеждает нас по части оформления музыкальных выступлений.

Там совсем другой масштаб и гонораров, и артистов.

   

Пресловутый Дрейк может себе позволить выстроить сцену с нуля, угрохать кучу денег. Потому что у него 53 города только в США. Прибавьте еще тур по Европе — он не то что отобьет расходы, но и на два дома себе заработает. У наших артистов иначе — полноценное шоу рассчитано на четыре города максимум.

В региональном туре оформление безбожно режется, от первоначальной идеи мало что остается». К Дрейку, на чей концерт благодаря невиданному визуалу купили билет даже те, кто не особо жалует его музыку, мы вернемся позже.

А пока — интересно, как случились две другие громкие коллоборации — с брендом Palm Angels и с сооснователем культового клуба Studio 54 Яном Шрагером (работы на Таймс-сквер возникли под открытие его отеля Edition).

Читайте также:  Свадебные клятвы: как написать их самостоятельно

«Прежде всего, ни о какой удаче речи не идет, — Ус расставляет точки над i. — Просто глава нашего американского офиса Полина Захарова прекрасно работает, обивает пороги всех агентств. Иногда мы месяцами ожидаем встречи с какими-нибудь важными дядьками. Это монотонная, рутинная работа».

На самом деле Александр давно вынашивал идею с Таймс-сквер — собственно, с того момента, как впервые там оказался. «Я обалдел от того, насколько на Таймс-сквер отвратительная графика! Визуальный мусор. Смотришь — и натурально кровь из глаз». Как известно, если вы чего-то сильно хотите, это сбывается.

Вот и у Уса сбылось: Ян Шрагер отвел команде LED-экран с фразой «Творите, что хотите, только не рекламируйте наркотики и терроризм». Я удивляюсь, неужели старейший девелопер даже тендер не проводил? «Ян пригласил нас в свой крутой пентхаус на Манхэттене — он всегда назначает встречи только там. Пообщались, понравились друг другу.

А там как: если ты нравишься Шрагеру, многочисленные помощники сразу записывают тебя в проект. Вот и весь тендер», — улыбается Ус. Если тут вы задались вопросом, почему бы не сделать такой же классный арт в Москве, то вот ответ: «Москва все сильнее горит.

   

Следующий тренд после плитки — вкручивание лампочек, оно уже началось. Воробьевы горы все засвечены, архитектурной подсветки очень много. А LED-экраны где? Только в Москве-Сити на башне «Меркурий». Все остальное — рекламные баннеры. Один девелопер с экраном хочет договориться с нами насчет видеоарта.

Но видеоарт может быть только на Новом Арбате, да и там на «книжках» ужасное разрешение. И потом, у нас все куда сложнее в плане договоренностей. Ну кто в Москве вот так запросто даст нам экран и разрешит делать все, что хотим? «Кругу света», как самому масштабному фестивалю в мире (по части техники уж точно), открыты все двери и доступны любые объекты.

Нам же, простым смертным, довольно сложно пробиться».

С показом Palm Angels на неделе моды в Нью-Йорке все тоже случилось запросто. Полина на какой-то тусовке познакомилась с Франческо Рагацци — основателем Palm Angels и арт-директором Moncler.

Дружелюбный итальянец так проникся талантливыми россиянами, что предложил им оформить шоу полностью, но не вышло. «Франческо хоть и основатель бренда, но не владелец. Ему не разрешили заменить уже утвержденного световика на нас.

Поэтому нам доверили маленький дроп — спроецировать кроссовки. Поскольку мы обожаем все, что делает Рагацци, были рады и этому».

А вот с Дрейком пришлось повозиться. Он, как и любой артист, не чужд капризов и переменчивого настроения. На вопрос, сколько всего концепций тура было предложено, Ус тяжело вздыхает: «Штук двести идей для треков (как будет выглядеть сцена при той или иной песне). А технический сетап меняли три раза.

Стив Джобс говорил, что нанимает людей не для того, чтобы учить их работать. К сожалению, далеко не все придерживаются этого правила. Люди часто сомневаются. Чем больше платят, тем чаще сомневаются. И просят совета у Васи, Пети, Джека, Николь — уж не знаю, с кем там советовался Дрейк.

У него, как у любого артиста, семь пятниц на неделе. Посмотрел «Бегущего по лезвию» — захотел похожий визуал. Сходил на концерт Трэвиса Скотта — захотел переплюнуть Astroworld. Очень сложно удержать артиста от того, чтобы он не присылал каждый вечер референсы с какого-нибудь Супербоула.

Чем больше у него советчиков, тем чаще он меняет мнение».

   

Контакт с Дрейком произошел благодаря Вилло Перрону — известному режиссеру, другу Канье Уэста. Изначально Sila Sveta работала над туром непосредственно с ним. Но по мере того, как продюсер Дрейка Future приходил с ми, коммуникация расстраивалась.

Артист понял, что Вилло передает команде не все, и начал общаться с «Силой» напрямую. «Тут-то и начался треш: Future и Дрейк говорили нам одно, Вилло — совершенно противоположное. Они стали перетягивать одеяло». В итоге проект, на который закладывалось полтора месяца, растянулся на три.

«Кстати, Дрейк до сих пор нам денег должен», — смеется Александр.

В отличие от Дрейка и его команды, сложнейший визуал Sila Sveta работает безукоризненно — благо перевозить монументальные конструкции через океан и обратно не приходится.

Достаточно найти прокатчика LED-экранов в стране или городе, где запланирован концерт, и выслать технический райдер: «Нужен экран 4 мм, 30х5 м, по которому можно ходить, с бортами». Плюс райдер по свету. И все: компания делает расчет на условные 30 городов и отправляет фуры. «А дальше и дурак разберется.

У команды 1000 кофров с запчастями и инструкция, как в ИКЕА: из кофра номер два выньте кабель номер пять и воткните в дырку номер три», — делится хитростями эксплуатации Ус.

Доподлинно неизвестно, сколько заплатил Дрейк «Силе света» за реалистичную лаву, собственную голографическую проекцию, исполинскую баскетбольную площадку и прочие визуальные изыски, но одно изменение дизайна сцены, по словам Уса, обошлось артисту в $1,5 млн.

В целом западные музыканты тратят на сценический продакшн от $2 млн до 20 млн. Отечественные звезды куда скромнее: рассчитывают на 15 млн руб. максимум.

Для сравнения: олигарх из Джакарты заказал Sila Sveta получасовое мультимедиашоу для привлечения покупателей в свой торговый центр и выписал чек с ощутимо большей суммой. «Мы часто, особенно на фэшн-шоу, работаем в ноль и в минус, на голом энтузиазме, — делится Ус.

— Тот же фестиваль Outline мы делали в минус. И это классно: проект получается намного зрелищнее, когда вкладываешь собственные деньги». Но цифры поражают не так, как тот факт, что ребята вообще не патентуют свои проекты.

   

Александр уверен, что это бессмысленно — сегодня сложно придумать нечто действительно новое, все вдохновляются друг другом. Тем более копирование — своего рода признание. Например, китайские коллеги часто дублируют автомобильные презентации Sila Sveta, от чего команда совсем не страдает — заказчикам ведь нужен первоисточник, а не подражатель.

«Мы сами инспирируемся западными коллегами, — признается Ус. — Например, на Таймс-сквер есть античная статуя в строительных лесах — мы подсмотрели идею у художника, поставившего статую между книжных полок. Вот это плагиат или нет? Художник уверен, что да, о чем не забыл сообщить нам в инстаграме». Впрочем, такие мелкие перепалки — издержки успеха.

Задаю вопрос, как сам Александр объясняет подобный взлет. Отечественные коллеги из ивент-индустрии справедливо считают Sila Sveta главным экспортным товаром. Креативный директор немного смущается и говорит: «Мы продаем визуальный контент. Визуальный язык — это эсперанто, доступный всем: хоть китайцам, хоть американцам. Его не надо объяснять.

Плюс не последнюю роль сыграли русские корни — мы все-таки талантливая нация. И смелость. На рынке очень много талантливых ребят, просто мы одними из первых имели наглость двинуться на Запад». И если в США команда еще стучится в двери клиентов, то российские клиенты сами трезвонят в дверь Sila Sveta.

Ребята часто не открывают: «Мы отказываемся от откровенно «зашкварных» просьб. Один богач недавно попросил сделать проекцию над камином в новом пентхаусе. И с большинством российских артистов не работаем. Они нас, признаться, недолюбливают — считают, что зазнались.

 Тимати открыто говорит, что даже разговаривать с нами бессмысленно, потому что после тура Дрейка наши цены якобы взлетели до небес». К счастью, не все отечественные музыканты включают Скруджей — так, Sila Sveta будет отвечать за выступление Нины Кравиц на Coachella. И к слову о зазнайках — команда искренне восхищается чужими шоу.

Александр первым делом выделяет The Formation World Tour Бейонсе и все, что делает знаменитый стейдж-дизайнер Эс Девлин. А еще — Astroworld Трэвиса Скотта с роллеркостером и тур Chemical Brothers. 

Как «Сила света» сделала бизнес на проекционных шоу и попала на «Евровидение»

На дружеском квартирнике Ус встретил знакомого бизнесмена из Питера. Тот сказал, что купил в Китае световой прибор, с помощью которого можно совершить революцию в рекламе — показывать проекции на билбордах. Но технически прибор не был приспособлен для этого, так что дело шло туго. Вскоре бизнесмен потерял к этому интерес, а приборы остались. Они и послужили началом «Силы света».

Читайте также:  Что поручить подружкам невесты: 7 обязанностей

Ус пытался их продавать, 700 000 рублей за штуку. Однажды он привёз прибор в Екатеринбург людям, похожим на бандитов. Не успел передать покупку клиентам, как из прибора выпала линза. «Меня хотели наручниками приковать к этому прибору, но мы успели смотаться», — вспоминает Ус.

В то время на горизонте появился Розов — он получал большую менеджерскую зарплату, но не получал удовольствия. «Он сказал, что работа дико скучная и вдобавок от неё живот растёт», — говорит Ус. Первые годы Розов вкладывал в «Силу света» свои накопления, к концу 2010 года долг компании перед ним составил $100 000.

Он вдохновлял других тем, что отказался от материального достатка, чтобы тратить деньги на рискованный проект.

Для того чтобы показывать картинку не только вертикально, но и горизонтально, партнёры сделали прибор двухслойным. «Чтобы у тебя всадник скакал по степи горизонтально, а солнце за его спиной поднималось вертикально», — объясняет Ус.

«Вся школьная программа физики, которая мне казалась на фиг не нужной, вдруг пригодилась», — вспоминает он. «Мы как дураки лезли в прибор с газоразрядной ксеноновой лампой, получали ожоги роговицы, нас било током.

Мы такие, заражённые светом получились». Тогда рынка мэппинга (проецирования) в России не существовало. Партнёры ходили в компании, предлагали свои услуги и объясняли, чем занимаются.

Хотя, по сути, у них было только «китайское ведро» и настойчивость.

Незадолго до кризиса 2008 «Сила света» получила заказ от ВГТРК на открытие Останкинской башни на $50 000. Впрочем, эти деньги быстро ушли на покупку оборудования, печать слайдов и другие необходимые вещи. К концу года компания начала уходить «в жёсткий минус».

Партнёры и технический директор Слава Соболев арендовали пространство в клубе «Крыша мира» для себя и своих стокилограммовых пушек — светового оборудования (Ус говорит, что заработал себе варикозное расширение вен и делал операцию, потому что сам таскал их).

Сидели бесплатно, но за это устраивали световые шоу. Так продолжалось два года, все уже отчаялись, когда вдруг ко дню рождения, на 9 мая, Усу прилетел подарок.

Правительство Москвы заказало засветить Останкинскую башню и Музей войны на 65-летие Победы — о парнях со слайдовыми проекторами вспомнили агентства, к которым они когда-то ходили.

Ус и Розов восстановили приборы, которые тогда уже разваливались, наняли команду и сделали проекцию. На полученные деньги купили два нормальных видеопроектора, наняли видеодизайнеров и устроили на «Крыше мира» масштабную засветку с погружением в космос.

В 2011 году московский Департамент СМИ и рекламы устроил первый фестиваль «Круг света», где компании в области светового дизайна создавали проекции на разных зданиях Москвы. «Сила света» получила заказ на засветку Манежа.

Ус со своим приятелем, диджеем Касты по кличке Хобот, ехал в поезде и обсуждал этот проект. Он хотел, чтобы здание говорило о себе. Родился идеальный вариант — попросить сделать это рэпера. «У меня патологическое желание оживить здание — глаза и рот прикрутить», — говорит Ус.

Это не метафора — в проектах «Силы света», где сценарии пишет сам предприниматель, дома часто обретают органы чувств.

После фестиваля «Силу света» заметили рекламные агентства. Тогда же компания создала свой фирстиль c логотипом в виде гало и «ожила заново, как птица феникс». Российский рынок видеомэппинга только формировался — одни заказчики рассказывали о компании другим. Хотя использование 3D-мэппинга как не было, так и не стало массовым.

Виктория Канина, директор группы по работе с клиентами агентства Contrapunto (входит в BBDO Group), говорит, это дорого, охват ограниченный и клиенты обычно предпочитают другие каналы. «Мы исходим не от формата, а от идеи, если 3D-мэппинг помогает её воплотить, то предлагаем клиенту.

В прошлом году в Москве проходил Фестиваль света, его тема — «Скорость света».

Так как «Билайну», нашему клиенту, было важно продвигать сообщение о скорости 4G, мы решили спонсировать этот фестиваль и транслировать сообщение: интернет со скоростью света, а 3D-мэппинг сделали основным носителем».

«Сила света» с самого начала конкурировала в основном с иностранцами — агентствам с хорошими бюджетами проще договориться с ними и не брать на себя риски по работе с новичками. «Никто не верил, что в России есть дизайн. Говорили, на фиг вы нужны, всё равно не сделаете лучше французов или итальянцев». Ус вспоминает, что это был мощный блок, который приходилось преодолевать.

«Сила света» заряжала энергией. Молодые таланты тянулись к компании, им обещали драйв и веселье (страница на фейсбуке компании и сейчас называется Just for Fun). Компания переманивала сотрудников теле- и кинокомпаний. Популярные моушн-дизайнеры приходили за меньшие деньги, потому что не хотели тухнуть в больших корпорациях.

Следующий подъём произошёл благодаря Philip Morris — сигаретная компания подписала контракт на год работы.

Партнёры устроили музыкальный тур с музыкантами, которых любили сами, и неплохо заработали: купили новые проекторы, переехали в офис на «Красном Октябре», расширили штат. Тогда в компании работало 8 человек, сейчас — 54.

По данным СПАРК, в 2013 году выручка компании составила 57 млн рублей (только ООО «Сила света»). По словам предпринимателей, в 2014 году выручка удвоилась.

Каждый день в обновлённом «Центральном детском магазине» на стенах кружатся золотые купола, плывут лодочки, развевается триколор, созданные «Силой света» в виде проекции на стену. Это первая работа компании, которая существует перманентно. В Музее детства, что на шестом этаже магазина, ещё одна — патриотичный медведь рассказывает историю магазина с помощью визуализации.

Компания хочет создавать больше таких инсталляций. Проблема со световыми шоу в том, что работа занимает иногда больше месяца, команда погружается в неё, а на выходе — пять минут представления, и остаётся только видео. Кроме того, так лучше для бизнеса — когда создаёшь шоу для фестиваля, зарабатываешь на работе и аренде оборудования, а в случае инсталляции оборудование покупают.

В среднем одна секунда работы «Силы света» стоит 12 000 рублей. По словам Уса, себестоимость высокая, потому что у качественных моушн-дизайнеров в России высокие зарплаты.

Компания одновременно ведёт два-три проекта и часто отказывается от предложений. «Когда становишься популярным, главное — не выйти в тираж и не потерять своё доброе имя, здесь грань очень тонкая», — размышляет Ус.

Олег Вахромеев пытался организовать работу студии для сети кинотеатров, отправлял запрос, но ответа не получил.

Он называет «Силу света» зазнайками: «Если им не интересно, они просто не отвечают, не берут трубки и не приходят на встречи».

В начале года портал LiveDesign Online выбрал шесть лучших автопрезентаций по всему миру, сделанных с помощью видеомэппинга. Две работы «Силы света» в рейтинге попали на первое и третье места. Благодаря этому предложений по работе в Китае и Америке у компании стало ещё больше.

Режиссёр Алексей Голубев создавал шоу для российских артистов, в том числе для Полины Гагариной. Идею с платьем, которое использовали в этом году на конкурсе, он применял ещё в феврале на её концерте в «Крокусе». Гагарина стояла на лестнице, а её платье освещала проекция.

Ус и Розов подружились с Голубевым, когда тот делал шоу «Снежный король» для фигуриста Плющенко. Когда Гагарина позвала Голубева делать её постановку на «Евровидении», он предложил участие «Силе света». Сумму сделки компания не раскрывает. Оценки экспертов отличаются — называют суммы от 4 млн рублей до сотен тысяч долларов.

Предложение поступило за полтора месяца, на разработку концепции оставалось не много времени. Ход с платьем, которое превращается в звёздное небо, подходил под песню о вселенной. Хотя идеи были разные: думали выкатить бокс с голографической Гагариной, чтобы потом с помощью подъёмника вышла настоящая и объединилась с виртуальной.

Для работы над проектом организаторы конкурса прислали точную визуализацию сцены, «Сила света» воссоздала её в 3D. Команда придумала графику, нарисовала, как должен выглядеть свет, и отправила на «Евровидение».

Спустя какое-то время организаторы прислали репетиционный ролик, где исполнитель стоит на сцене в роли Гагариной, а другие артисты номера расставлены на сцене — так можно увидеть, как это выглядит с разных ракурсов.

10 мая Ус прилетел в Вену на первые репетиции. Результатом группа осталась довольна.

Ссылка на основную публикацию